Зеркало Гегеля или отрицание самого себя как иного

В отрывке из гегелевского труда, который мы сейчас рассмотрим, нас интересует отрицание само по себе и так называемое собственное самоопределение, которое возникает благодаря такому отрицанию. В подразделе «Одно» и «многое» (в переводе Столпнера 1937 года он называется «Единое и многое») Гегель пишет:

«Как соотношение отрицательного с собой, «одно» есть процесс определения, а как соотношение с собой оно бесконечное самоопределение... В «одном» для-себя-бытие есть положенное единство [чистого] бытия и наличного бытия, как абсолютное соединение соотношения с иным и соотношения с собой; но, кроме того, появляется и определенность бытия в противоположность определению бесконечного отрицания, в противоположность самоопределению, так что то, что «одно» есть в себе (an sich), оно есть теперь только в самом себе (an ihm) и, стало быть, отрицательное есть отличное от него иное. То, что обнаруживает себя имеющимся как отличное от него, есть его собственное самоопределение; его единство с собой, взятое как отличное от него, низведено до соотношения и, как отрицательное единство, оно отрицание самого себя как иного, исключение «одного» как иного из  себя, из «одного» [Гегель, 1970, 231-232].

Под «отрицательным» Гегель имеет в виду реальное иное. А вот истоки отрицания самого себя как иного в этом отрывке не указаны и непонятны. Если попытаться представить себе описанный Гегелем процесс, то на ум приходит зеркало, в котором «одно» видит самого себя. С одной стороны реальное «одно», а с другой — лишь его изображение, которое не является реальным «одним» и потому является «иным». Совершенно очевидно, что никакого реального «иного» такое самоопределение не предполагает. Ведь если есть «иное», то самоопределение перестает быть самоопределением. Более того, глядясь в зеркало, «одно» хорошо это понимает и именно поэтому производит «отрицание самого себя как иного», отрицания себя. Фактически «одно» утверждает, что изображение в зеркале не является им самим.

Такой подход возможен, но надо обязательно учитывать один момент — зеркало ненастоящее. Оно виртуальное, абстрактное, потенциальное, мнимое и тому подобное. Понятно же, что «одно» не носит с собой в кармане зеркало, благодаря которому оно может самоутвердиться. Поэтому и само отрицание в данном случае Гегель называет низведением до отношения. Ключевое слово здесь «низведение», подразумевающее нечто второстепенное, несущественное. Это логическое отрицание, производимое человеческим умом в отличие от онтического отрицания, от отрицания, которое прячется в кантовской реальной противоположности, не приводящей к противоречию. В этом смысле можно даже указать, чем же именно является зеркало Гегеля. Таким зеркалом можно назвать мышление человека, а весь вышеприведенный отрывок является примером субъективного идеализма. Если нет воли субъекта, то нет и зеркала.

Таким образом и само отрицание как отстранение от своего зеркального изображения есть вымышленное, нереальное отрицание. Всего лишь логическое отрицание, не имеющее отношения к реальному мироустройству. Самоопределения в реальности не существует. Если рассматривать «определение» как обозначение пределов, то в реальности пределы осуществляются как раз реальным «иным». Такой подход является примером объективного идеализма, который неявно присутствует в приведенном отрывке.

Когда Гегель говорит о том, что в «одном» «появляется и определенность бытия в противоположность определению бесконечного отрицания, в противоположность самоопределению», то он как раз и указывает на некую ущербность самоопределения. «Бесконечное отрицание» представимо как если бы «одно» не просто смотрелось в зеркало, но еще и держало бы перед собой другое зеркало, формируя бесконечный набор зеркальных отражений.

Пример зеркального отображения мы можем обнаружить далее по тексту в подразделе «Одно» в самом себе»: «Одно» вообще есть в самом себе; это его бытие не наличное бытие, не определенность как соотношение с иным, не свойство; оно состоявшееся отрицание этого  круга категорий. «Одно», следовательно, не способно становиться иным; оно неизменно.
Оно неопределенно, однако уже не так, как бытие;  его неопределенность — это определенность, которая есть соотношение с самим собой, абсолютная определенность, положенное внутри-себя-бытие. Как то, что по своему понятию есть соотносящееся с собой отрицание, оно имеет различие внутри себя – имеет некоторое направление вовне, от себя к иному, направление, которое, однако, непосредственно обращено назад и возвратилось в себя, так как согласно этому моменту самоопределения нет никакого иного, к которому оно устремлялось бы» [Гегель, 1970, 232].

Вот это «направление, которое, однако, непосредственно обращено назад и возвратилось в себя» и есть собственно «зеркало» Гегеля, логическое отрицание, различие внутри себя, имеющееся, по мнению Гегеля, в «одном».

Библиография
1. Гегель Г.В.Ф. Наука логики. В 3-х т. Т. 1. М., Мысль, 1970. 501 с.


Рецензии