С Комо Рох

Когда на Руси запретили волхвам открывать народу мудрость предков, а свет Нового Завета ещё не проник в души славян, в русских селениях появились скоморохи. Они, ученики волхвов, после Крещения Руси надели на головы колпаки потешников и стали называть себя скомоpохами.

Мало кто знал, что в этом смешливом названии таится сакральный смысл их главной задачи, нацеленной на возрождение древнерусской духовности, на устремление к гармонии с тонким миром Природы, Планеты, Галактики.

Тайна слова "СКОМОРОХ" - глубока и проста в то же время...

СКОМОРОХ - сложное слово с двумя корнями.
Первый корень слова - КОМО означает - МЕДВЕДЬ, это древнерусское название хозяина леса. Второй корень - РОХ или РУАХ - это имя священной мифической птицы, прообраза Жар-Птицы или Птицы Феникс - символа Духа возрождения высших существ.

Слово "С КОМО РОХ" означает - "С МЕДВЕДЕМ ВОЗРОЖДЕНИЕ".

Птица Рох - вездесущая путешественница, летающая между мирами, и скоморохи - утешающие народ славянский, ватагами бродили по селениям Руси, водили медведя, обученного многому.

Кто-то один из ватаги рядился в Иванушку-дурачка, кто-то в "козу", чтобы, притворившись комедиантами, нести народу главную идею, сакральный смысл которой - победа добра истинной мудрости над злом
тёмного невежества.

Древняя  традиция почитания хозяина леса - комы после крещения Руси долго ещё соблюдалась русским народом, особенно в дни Комоедицы, весеннего праздника.

Комоедицу на Руси праздновали 24 марта.

Ценным свидетельством о празднике этом стала статья отважного человека - священника Симеона Нечаева, который в начале семидесятых ХIХ столетия наблюдал празднование Комоедицы в одном из сёл Минской губернии людьми, сохранившими традиции предков. Нечаев сообщал:

В этот день приготавливаются особые кушанья, именно: на первое блюдо приготавливается сушёный репник в знак того, что медведь питается по преимуществу растительною пищею, травами; на второе блюдо подаётся овсяный кисель, потому что медведь любит овёс; третье блюдо состоит из гороховых комов (блинов). После обеда все, стар и мал, ложатся и поминутно самым медленным способом перекатываются с боку на бок, как можно стараясь приноровиться к поворачиванию медведя.

Славяне Белой Руси издавна знали, что На Овечницу медведь ложится в берлогу и начинает сосать лапу, на Сретенье он переворачивается и начинает сосать другую лапу, а на Благовещение комо выходит из берлоги.

На Комоедицу было принято печь блины по особому рецепту из нескольких мучных замесов: овса, гороха и ячменя. Испокон веков было принято выпечкой этих блинов заниматься старшей женщине в семье - берегине огня и традиций Рода.

И первый блин от каждого дома несли в лес - коме. В Комоедицу исконный закон "ПЕРВЫЙ БЛИН - КОМЕ" не смел нарушить никто.

Соблюдением древнего правила человек утверждал не только своё единство с Природой, но и своё почитание богов (архангелов) хранителей, которые всегда были и всегда будут с нами, во все времена, в каком бы виде они не пребывали - видимом или невидимом.

Положив первый блин на "пень-колоду", человек призывал на трапезу могучего Хозяина Леса - медведя, зверя бога Велеса, грозного и милостивого хранителя Природы.

Много интересного довелось мне узнать о способностях комы, пребывая на Ярославщине, в старинном городе, одной из достопримечательностей которого является Скоморохова гора.

Способности комы потрясают... Если разгневать этого зверя, то избежать наказания уже не удастся - от него не убежать, не уплыть, не скрыться в кроне дерева...

Беспечные "двуногие" однажды прибыв на охоту из столицы в сопровождении кавказской овчарки, при первой же встрече с комой потеряли свою защитницу. Ринувшись на медведя овчарка получила смертельный, молниеносный удар когтем по носу и сдохла на месте.

Местные прорицатели говорят, что однажды ранивший медведя ни в одном лесу не может больше чувствовать себя в безопасности, Природа, ополчившись на него, станет мстить за покушение на священного зверя бога Велеса.

В первое время после крещения Руси приход в селение скоморохов был самым ожидаемым событием. И Медвежья потеха была самой важной частью представления. В этой потехе, когда вожак просил кому показать народу как порой ведёт себя не достойный уважения человек, зритель понимал, что ему демонстрируют важность знания о хорошем и плохом.

Зрелище с участием учёного зверя несло людям мудрость жизни, ненавязчиво наставляя их на путь истинный.

В Медвежьей потехе вожак называл медведя по имени-отчеству и обращался к  нему "на Вы":

"А ну-ко,  Михаиле  Иванович,  представьте, как поп Мартын к заутрени не спеша идет, на костыль упирается, тихо  вперед  продвигается; и как поп Мартын от заутрени домой гонит и попадья его  не догонит… И Михаил  Иванович  семенит  и  путает   ногами". (Д. А. Ровинский)

Скоморохи знали, когда душу истерзали мысли: будет ли урожай, да какой будет, да не случится ли пожар этим летом, не приключится ли хворь какая, то лучше всего поддержат человека внезапное веселье, песня, пляска, скоморошины да медвежья потеха.

Священники были в смятении, когда приходили скоморохи, но вместе со всеми они дивились умению медведей плясунов. Помнил народ русский, всегда помнил, что медведь - священный зверь Велеса.

В мир православной Руси на смену Велесу пришёл святой Николай Угодник, у католиков он - Санта Клаус. Святой Николай почитается христианами Северного полушария так, как в языческие времена почитался бог Велес, видимо этот древний бог и пришёл в христианский мир в образе святого Николая, чтобы не оставить без опеки народы Севера.

Добрый он, Николай Чудотворец, но Велес был сердцам славян ближе, ведь они помнили, как ходил он по лесам горящим, как спасал зверьё от пожаров. И когда появлялись в сёлах скоморохи со зверем его, селяне вспоминали древнего бога, который был близок и дорог русской душе.

Служители церкви воспринимали приходы скоморохов очень настороженно, предупреждая их, "чтоб никакой ворожбы медведь не творил". А народ просил показать чудесные способности хозяина леса.

Волхвы в древности языческой сказывали, что медведь своей силой особой оберегает весь белый свет. А скоморохи уверяли, что, если комо попляшет перед домом, то его обитателям можно не опасаться пожара.

И селяне наперебой звали кому поплясать у их порога, а за пляску Потапычу полагалась пара яиц или несколько копеек деньгами, или что-нибудь другое - кто чем может отблагодарить плясуна.

В каждый приход скоморохов люди надеялись, что вожаки комы позволят им просить у зверя Велеса исцелений от хвори. И вожак обращался с вопросом к своему медведю, и зачастую комо соглашался на это действо. К зверю выстраивалась очередь и захворавший, подойдя к нему и поклонившись, прикасался к той части тела зверя, какая у заболевшего была поражена хворью. У кого болела голова, тот прикасался к  голове  медведя, у кого нога - к ноге и т. д.  Люди верили и исцелялись.

Лесной зверь Велеса, бурый медведь, мощью и мудростью своей весьма силён. Жаль того, кто этого не понимает.

Медведицу Машу, живой символ города Ярославля, подарил Ярославскому музею-заповеднику человек вырастивший её из детёныша, найденного возле погибшей матери. Маша стала праобразом священной Медведицы, древний культ которой хранили обитатели селения Медвежий Угол, которых князь Ярослав обвинил в разбое и грабеже.

Когда дружинники князя стали громить деревню, волхвы натравили на них свою священную Кому, которая "была огромна и мощна". После разрушения Медвежьего Угла на его месте срубили деревянную крепость и начали строительство города Ярославля. Однако, сам князь Ярослав в этом городе жить не собирался, он стремился в стольный град Киев.

После гибели священной защитницы Медвежьего Угла потомки его обитателей поклялись помнить о содеянном киевским князем злодеянии. Зверь Велеса запечатлён на гербе Ярославля, священная Медведица изображена с секирой в лапе.

Предсказания древних гласят, что Новая Эра будет временем правления Матери Мира, в связи с чем можно предположить, что слово "С КОМО РОХ" теперь означает "ВОЗРОЖДЕНИЕ ДУХА МЕДВЕДИЦЫ"


Рецензии