С Комо Рох

Когда волхвам запретили нести народу Руси мудрость предков,
а свет Нового Завета ещё не проник в души славян,
в русских селениях появились скоморохи...
 
Они, ученики волхвов, надели на головы колпаки потешников
и стали называть себя скомоpохами.

В названии "СКОМОРОХ", как оказалось, был сокрыт сакральный смысл
главной их задачи - возрождение исконной русской духовности,
жизни в гармонии с тонким миром Природы, Планеты, Галактики.

Тайна слова "СКОМОРОХ" - глубока и проста в то же время...

СКОМОРОХ - сложное слово с двумя корнями.
Первый корень слова - КОМО означает - МЕДВЕДЬ, древнерусское название хозяина леса.

Второй корень - РОХ или РУАХ - это имя мифической птицы, прообраза Жар-Птицы,
символа Духа ВОЗРОЖДЕНИЯ ВЫСШИХ СУЩЕСТВ.

Слово "С КОМО РОХ" означает - "С МЕДВЕДЕМ ВОЗРОЖДЕНИЕ".

Птица Рох, вездесущая путешественница, летала между мирами.
 
А скоморохи - утешители народа, водили по селениям Руси учёного медведя.

Кто-то из ватаги рядился в Иванушку-дурачка, кто-то в "козу".
Притворившись комедиантами, они вселяли в людей уверенность
в победе добра и мудрости над злом невежества.

Древняя традиция почитания Комы, хозяина леса, долго соблюдалась русским народом,
ежегодно празднующим Комоедицу 24 марта.

Свидетельством о недавнем праздновании стала статья Симеона Нечаева,
священника, который в начале семидесятых ХIХ столетия наблюдал
традиционное празднование Комоедицы в селе Минской губернии.

Нечаев сообщал:
"В этот день приготавливаются особые кушанья, именно:
на первое блюдо приготавливается сушёный репник в знак того,
что медведь питается по преимуществу растительною пищею, травами;
на второе блюдо подаётся овсяный кисель, потому что медведь любит овёс;
третье блюдо состоит из гороховых комов (блинов)".

На Комоедицу было принято печь блины по особому рецепту
из нескольких мучных замесов: овса, гороха и ячменя.
Испокон было принято выпечкой этих блинов заниматься
старшей женщине в семье - берегине огня и традиций Рода.

И первый блин от каждого дома несли в лес - коме.
В Комоедицу правило "ПЕРВЫЙ БЛИН - КОМЕ" не нарушалось никогда.

Положив первый блин на "пень-колоду", человек призывал на трапезу
хозяина Леса - Кому, зверя Велеса, бога Природы.

Способности Комы потрясают...
Если его разгневать, то избежать наказания уже не удастся -
от него не убежать, не уплыть, не скрыться в кроне дерева.
А однажды ранивший медведя не сможет больше чувствовать себя в безопасности
ни в одном из лесов - сама Природа станет мстить ему за священного зверя Велеса.

В селениях Руси приход скоморохов был самым ожидаемым событием,
а Медвежья потеха была самой важной частью представления.
Зрелище с участием учёного медведя наставляло зрителей на путь истинный.

В Медвежьей потехе вожак называл медведя по имени-отчеству:
"А ну-ко,  Михаиле  Иванович,  представьте, как поп Мартын к заутрени не спеша идёт,
на костыль упирается, тихо  вперед  продвигается;
и как поп Мартын от заутрени домой гонит и попадья его  не догонит…
И Михаил  Иванович  семенит  и  путает   ногами". (Д. А. Ровинский)

Скоморохи несли в сёла веселье, песни, пляски, скоморошины да медвежью потеху. 

Священники были в смятении, когда приходили скоморохи,
но вместе со всеми они дивились умению медведей плясунов.
А народ всегда помнил, что медведь - священный зверь Велеса.

С православием на Руси на смену Велесу пришёл святой Николай Угодник,
у католиков он - Санта Клаус.

Святой Николай почитается христианами так, как в языческие времена
почитался бог Велес.
Добрый он, Николай Чудотворец, но Велес был славянам ближе.
И когда появлялись в сёлах скоморохи со зверем Велеса, селяне вспоминали
древнего бога, который был близок и дорог русской душе.

Священники воспринимали приход скоморохов очень настороженно,
предупреждая их, "чтоб никакой ворожбы медведь не творил".
Но селяне снова и снова просили показать на что способен хозяин леса,
они знали, что, если Комо попляшет перед домом, то его обитателям
год можно не опасаться пожара.

Лесной зверь Велеса, бурый медведь, не только мощью, но и мудростью своей силён.

Медведица Маша, живой символ города Ярославля, была подарена Ярославскому музею-заповеднику человеком, вырастившим её, найденную детёнышем возле погибшей матери. Маша стала прообразом священной Медведицы, культ которой хранили обитатели
селения Медвежий Угол. Когда дружинники князя стали громить деревню,
волхвы натравили на них свою Кому, которая "была огромна и мощна". Кома погибла.

На месте Медвежьего Угла срубили деревянную крепость будущего города Ярославля.
Сам князь в этом городе жить не собирался, он стремился в стольный град Киев.
О гибели защитницы Медвежьего Угла потомки обитателей его не забыли,
поэтому зверь Велеса запечатлён на гербе Ярославля - священная Медведица
изображена с секирой в лапе.

Звездой Матери Мира будет ознаменована Новая Эра,
в её свете видимо и состоится "ВОЗРОЖДЕНИЕ ДУХА МЕДВЕДИЦЫ"...


Рецензии
Здравствуйте и здравствуйте, Ирина !

сердечно благодарю за пользу и удовольствие прочтения\осмысления\дальнейшей пригодности ещё одной частички древних славянских Знаний и Традиций !

......

Добра и Света !

с поклоном,

Александр Георгия Сын Николаев   02.10.2024 21:17     Заявить о нарушении
Спасибо большое за прочтение и тёплый отзыв, дорогой Александр!
С уважением,

Ирина Юрская   13.11.2025 18:58   Заявить о нарушении