Купеческие истории. Анна Красильщикова
Спасибо женщинам: они дадут несколько прекрасных строк нашей истории”(Князь Петр Андреевич Вяземский).
В длинном списке имен русских женщин, сделавших свой вклад в
искусство, промышленность, науку, культуру страны, назовем еще одно: Анна Красильщикова.
“Товарищество АННЫ КРАСИЛЬЩИКОВОЙ
съ Сыновьями...”
Фабрика: Костромской губ. Юрьевецкий уезд, село Родники.
Правленiе:
Москва, Никольская, д. Чижовыхъ
Телеграф. адресъ: Москва, Товарищество Красильщиковых.
Склады:
въ Москве: на Никольской, въ д. Чижовых.
въ Харькове: Суздальский рядъ.
на Нижегородской ярмаркъ: 1-я Сибирская ул.”
Так выглядела реклама Бумаготкацкой и красильно-аппретурной фабрики, хозяйкой которой почти двадцать лет была Анна Михайловна Красильщикова.
“Дело” Красильщиковых возникло в начале Х1Х века в селе Родники Лухской волости.Располагалось оно в центре нечерноземья и полевые работы занимали у родниковцев только пять месяцев в году, а остальное время крестьяне занимались текстильными промыслами.
Сырьем для этого служило льноволокно; прясть и ткать приучали детей уже с пятилетнего возраста, а холсты, которые вырабатывались в домашних условиях были хоть и узкими, но очень прочными.
В Родниковском округе холст в основном красили в однотонный, гладкий цвет, а ремеслом этим занимались не все, а отдельные мастера-красильщики, так как это рискованное занятие требовало большого опыта и специальных знаний.
Самым предприимчивым мастером своего дела оказался в Родниках крестьянин Григорий Михайлов -“Красильщик”, как его стали называть, и прозвище перешло в фамилию. После 1812 годаон открыл в Родниках свою контору. О первом Красильщикове родниковцы вспоминали, что “был он хитер и скуп,с разноцветной от красок большой бородой.”
К середине Х1Х века в селе Родники работала целая фабрика, основанная внуком дедушки Григория Антоном Михайловичем.
А успехи механической ткацкой и красильно-аппретурной фабрики послужили основой для возведения Красильщиковых в 1862 году в потомственное почетное гражданство.
В 60-е годы, для текстильной промышленности России наступили тяжелые времена. Угроза банкротства нависла и над фабрикой Антона Михайловича, который не успел вовремя запастись пряжей. Предприятие тогда спасла его сноха Анна своим приданым.
Анна Михайловна Красильщикова, урожденная Хонина, была женой правнука дедушки Григория, Михаила Антоновича Красильщикова.
В 1867-1875г.г. официально главой фабрики считался сын Антона Михайловича, Михаил Антонович Красильщиков. В 1852 году он женился на Анне Хониной, вольноотпущенной девице, дочери разбогатевшего крестьянина из деревни Репино. Михаил Антонович был человек мягкий, нерешительный и его жена, красивая, энергичная и умная женщина смело взялась за фабричные дела, оказавшись рачительной и твердой хозяйкой. С помощью своего брата Анна восстановила замороженные кредиты и стала достраивать фабрику.
Вскоре муж окончательно передал в ее крепкие руки управление делом. К 1879 году на фабрике уже работали паровые машины, а число механических ткацких станков было доведено до 500.
Супруги имели шестнадцать детей; когда умер Михаил Антонович Анна Михайловна осталась вдовой с шестью выжившими детьми.
“Дело” требовало полной самоотдачи, горевать, и расслабляться было некогда. На ее фабрике трудилось более 500 рабочих, вырабатывалось ткани на сумму почти миллион рублей, а продукция реализовывалась в Москве, в Нижнем Новгороде, в Харькове, где для этого были специальные помещения.
Двадцатилетний период управления фабриками Анной Михайловной наложил отпечаток на всю атмосферу фабричных Родников. Хозяйка выросла при крепостном праве и крепко усвоила замашки бывших господ. “Мои люди...”,- говорила она о рабочих, не только считая их своей собственностью, но и заботясь об их житье-бытье. Анна Михайловна умело проводила свою кадровую политику, разделив весь фабричный люд на “своих” и “пришлых”. Новичку при поступлении на фабрику требовалось несколько поручителей. Проверенный годами “свой” мог привести на фабрику брата или сына, за которых он нес ответственность.
Преданных, работников Анна Михайловна ставила хожалыми, подмастерьями, а самых избранных выдвигала в мастера и конторщики.
Она вникала во все производственные вопросы, до тонкости знала технологию текстильного производства, снабжение и сбыт, строго следила за бухгалтерией, причем до всего доходила сама, своим умом, доверяя немногим и проводя на фабрике целые дни. Обходя цеха, она не чуждалась общения с рабочими, зная о каждом почти всю подноготную. Случалось, что хозяйка помогала деньгами или лесом, если у кого в деревне сгорела изба, пала корова, понимая, что слыть “благодетельницей” не только “выгодно”, но и почетно. Не чуждалась она и просватать молодых, если кто кому приглянулся.
Анна Михайловна понимала, что “свои” - оседлые и коренные рабочие куда
ценнее, чем нивесть откуда приехавшие. Опытным, честным и дельным работникам она прощала случающиеся запои, а пропившимся до нитки даже лоскут на портки распоряжалась выписать, ибо наперед знала, что обласканный
будет работать в три силы. Но воров и жуликов не терпела. Таких изгоняла в “одночасье” и фабричные ворота перед ними закрывала навсегда. Но воровство на фабрике Красильщиковой наблюдалось очень редко.
Фабрика Анны Михайловны тогда состояла из четырех кирпичных строений. Для своих, дальних, и пришлых рабочих было общежитие, столовая. При ней в селе стал действовать первый “Магазин съестных припасов и мануфактурных товаров”. Надо сказать, что питались рабочие фабрики очень прилично. “Мясо употребляли четыре раза в неделю, количество хлеба для каждого было не ограничено. А содержание рабочего обходилось по 2 рубля 50 копеек на человека в месяц”.
Старожилы вспоминали, что несмотря на то, что к концу ее управления оборотный капитал фабрики достиг уже двух с половиной миллионов рублей, у Анны Михайловны было всего два платья- одно повседневое и второе- выходное,
с дорогой брошкой, в которой она фотографировалась еще в молодые годы. В этом родниковцы видели не столько скупость хозяйки, сколько ее бережливость- бывшая крепостная знала цену каждой копейке.
Анна Михайловна, судя по портретам и воспоминаниям, была сильная, высокая красивая и умная женщина. Она носила звание, пожалованное ей Высочайшим повелением, Потомственная Почетная гражданка. После смерти мужа, еще отнюдь не старая, она не вышла замуж, взвалив на свои плечи многомиллионное “дело”.
Характер у нее был, прямо скажем, не женский, да и размах был такой, что не под силу для всякого мужчины...Авторитетом она пользовалась непререкаемым и к ней шли с самыми неожиданными просьбами.
Бывали такие случаи: приехал на побывку из Петербурга солдат, бывший ее рабочий. Перебрав на радостях, наговорил лишнего в трактире, за что урядник заграбастал его в участок. Побежали за помощью к Анне Михайловне.
Солдата отпустили...
Мы не можем с точностью утверждать, знал ли Максим Горький об этой женщине, о семье предпринимателей Красильщиковых... Наверное знал, не мог не знать... Пьесу “Васса Железнова” он написал в 1910-х годах так, как будто Анна
Красильщикова была ее прототипом. Правда, это было уже после смерти Анны Михайловны. А Владимир Иванович Немирович- Данченко еще в 1896 году написал пьесу “Цена жизни” где действие происходит под Москвой на фабрике “Евдокии Демуриной с сыновьями”.
Не так часто среди именитого купечества и предпринимателей встречались женщины-хозяйки... И имя Анны Красильщиковой, главы громадного комбината с такой репутацией, несомненно, было известно и привлекательно для писателей и драматургов.
В середине 1880-х годов, когда дети Анны Михайловны подросли, фабрика стала постепенно переходить под управление Федора, Петра и Николая Красильщиковых.
Ее сыновья получили образование за границей и Анна Михайловна очень боялась, что ее “просвещенные” дети пустят фабрику по ветру. Но этого не произошло. В результате, к 1913 году оборотный капитал фабрики составлял 26 миллионов рублей.
Анна Михайловна все чаще уезжала на свою дачу в “Райки”- заповедный уголок с чудесной природой на реке Парше. Там она жила с дочерьми Анфисой и Аполлинарией, но была в курсе всех дел происходивших на фабрике, которая уже стала комбинатом.
В 1894 году братья Красильщиковы решили объединить свои доли от предприятия в паевое товарищество под эгидой матери, присвоив ему наименование Товарищество мануфактур “Анна Красильщикова с сыновьями”.
Создание семейного предприятия потребовало переучета земель, принадлежащих А.М. Красильщиковой. В общей сложности у Анны Михайловны оказалось в личном владении 4 067 десятин пашни, лугов, лесов и дачных, усадебных угодий. Таким сказочным богатствам могли бы позавидовать и князья, и графы, а всеми этими богатствами владела одна стареющая вдова-бывшая крепостная крестьянка. Но все эти богатства не лежали, что называется “мертвым” капиталом. На землях, принадлежащих фабрике, то есть А.М. Красильщиковой, строились для рабочих добротные дома, которые они могли выкупать в рассрочку, выплачивая ежемесячно от трех до пяти рублей.
На комбинате платили работникам едва ли не самую высокую заработную плату среди фабрик Костромской губернии и поступить на работу к Красильщиковой для многих было мечтой.
При Анне Михайловне изменился облик села Родники, которое постепенно превращалось в маленький город. Строились дома для управленческого персонала, больница, Народный дом с концертным залом, чайной, с библиотекой, хранящей более 5000 тыс. томов книг разнообразной тематики. В библиотеке- читальне помимо периодических изданий была организована продажа книг, учебных и письменных принадлежностей, с годовым оборотом в 2800 руб.
В Народном доме давали спектакли, приглашая артистов из Москвы. Несколько раз приезжал Шаляпин, Художественный театр... Был при Народном доме и свой хор, да такой, что слава его до Москвы дошла.
Вообще, образованию рабочих Анна Михайловна придавала особое значение и была убеждена в преимуществе грамотного и культурно развитого рабочего над рабочим безграмотным. В ее бытность, а позже ее сыновьями в Родниковском районе было выстроено около тринадцати школ, в которых учились дети работающих на фабрике рабочих, будущие рабочие этой же фабрики.
Образовав в 1894 году Уставное паевое товарищество, братья Федор, Петр и Николай решили перевести правление в Москву, оставив в Родниках лишь производственную контору. Развитие комбината и его высокая доходность позволяли им переехать с семьями в Москву. Первой в Москве появилась Анна Михайловна, но Москва ей не приглянулась и она вернулась в Родники, живя преимуществено в “Райках”.
Старую хозяйку, Анну Михайловну, жители села Зеленова, соседнего с “Райками” вспоминали с благодарностью. Ведь Зеленовская школа и называлась именем Анны Михайловны Красильщиковой, так как строилась и содержалась на ее средства. Школа эта существовала много лет и славилась династиями учителей.
Богатые дары приносила Анна Михайловна и местному храму, и, когда она из “Райков” выезжала на молебны, то звонарь зеленовской церкви начинал бить во все колокола.
12 ноября 1902 года Николай Михайлович Красильщиков написал брату:” Мне ужасно страшно, что я не простился с мамой. Да мог ли я предполагать, что ее болезнь будет иметь роковой исход? Я твердо надеялся, что она выздоровеет и опять будет такой же деятельной и энергичной, какой мы ее всегда знали... Ее портрет, в молодости снятый, находится у меня на письменном столе. Я часто на него смотрю и мне не верится, что ее нет в живых: какая она тут молодая, полная жизни...”
Хоронили Анну Михайловну в стеклянном( по преданию) гробу, который фабричные несли восемь верст от Зеленова до Родников, до церковного погоста, на руках. В связи с похоронами хозяйки фабрику остановили на несколько дней. Похоронили ее у входа в Ильинскую церковь, рядом с могилой мужа Михаила Антоновича. Над могилами установили небольшие часовенки.
В 1957 году церковь была снесена, а могилы срыты...
Ни “Райки”, ни Зеленово больше не существуют. Они были затоплены во время строительства водохранилища.
А в Родниках и поныне стоят дома, построенные Анной Михайловной, работает текстильный комбинат... и есть музей этого комбината, а значит память об Анне Михайловне Красильщиковой и ее делах жива...
Спасибо добрым людям!
И напоследок: 1913 году Россия праздновала 300-летие дома Романовых. 19 мая 1913 года царский пароход “Межень” прибыл в Кострому под орудийный салют и звон всех сорока костромских церквей. Корни царствующего рода были связаны с костромской землей, а сам город считался колыбелью рода Романовых. В программе пребывания Николая 2 в Костроме было посещение юбилейной земской сельскохозяйственной, промышленной и кустарной выставки. Под номером 4 значился на выставке павильон фабрик Товарищества мануфактур “Анна Красильщикова с сыновьями”. Там Елизавета Красильщикова, жена сына Анны Михайловны, Николая, преподнесла Государю постельное белье родниковской выработки и вышитый гладью портрет наследника- цесаревича Алексея. Николай Михайлович подарил Государю кусок материи, сотканной из хлопка Мургабского, собственного его Императорского Величества имения.
Как была бы горда и счастлива Анна Михайловна в этот день, видя, что труд всей ее жизни удостоен высшей награды и оценки...
( В статье использованы материалы книги А.П. Красильщикова )
Свидетельство о публикации №222061500990
Интересная история мира.
Всего хорошего и светлого!
Виктор Рашитов 15.06.2022 17:46 Заявить о нарушении