Армия, превратившаяся в финансовый синдикат

      Об Ордене Рыцарей Храма ходит много легенд. Их уважали и боялись, а у своих врагов они вызывали чувство животного ужаса. Таинственный и, можно даже сказать, зловещий Орден тамплиеров просуществовал почти два века, и за это время его воины рыцари-монахи совершили немало подвигов.

      Но так ли были бескорыстны и целомудренны рыцари Христа, как их ещё называли? И за что король Франции Филипп Красивый решил в конце концов расправиться с ними? И самое главное, почему папа римский Климент V даже не подумал за них заступиться. А ведь Тамплиеры подчинялись непосредственно папе, и король Филипп по закону никаким образом не имел права арестовывать их и вершить над ними суд.

      Итак, Орден Бедных воинов Христа и Храма Соломона, или Храмовники, как их ещё называют, возник в 1119-ом году (по другим данным – в 1114-ом году) после Первого крестового похода. Основал орден французский рыцарь Гуго де Пейн и восемь его сподвижников. Первый официальный документ подтверждающий существование ордена датируется 1125-м годом, и он заверен подписью самого Гуго де Пейна. В этой грамоте он впервые упоминается как Великий Магистр.

      Наименование ордена с латыни (Templum или temple) переводится как «храм». Девизом ордена тамплиеров служили слова псалма 113: "Non nobis, Domine, non nobis, sed nomini Tuo da gloriam" ("Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу").

      Будущий орден с самого начала формировался как боевая организация государств крестоносцев на Востоке. Иерусалимский король Балдуин II позволил новому братству обосноваться в южном крыле своей резиденции, которая примыкала к храму Гроба Господня (до этого — мечеть аль-Акса). Считалось, что главный штаб рыцарей находился на месте храма царя Соломона. Это, кстати, породило множество легенд о тамплиерах. Дело в том, что рыцари непрерывно вели раскопки на месте храма, и это заставляет думать многих историков, что храмовники могли найти множество артефактов, в том числе Святой Грааль.

      Надо отметить, что орден полностью оправдал своё существование как элитное подразделение войск крестоносцев. Во многих битвах решающую роль в победе сыграло присутствие даже нескольких тамплиеров. Одно из таких показательных сражений, в котором это было продемонстрировано, произошло в 1177 году, в битве при Монжизаре. Знаменитый мусульманский военачальник Салах ад-Дин (Саладин) пытался наступать на Иерусалим с юга силами в 26 000 солдат. Он сковал силы иерусалимского короля Балдуина IV, около 500 рыцарей и их сторонников, недалеко от побережья, в Аскалоне. В тот день вступление в бой всего восемьдесяти рыцарей-тамплиеров и их свиты решили исход сражения. Они встретились с войсками Саладина в Газе, но считались слишком малыми силами, чтобы сражаться, поэтому Саладин презрительно повернулся к ним спиной и направился со своей армией к Иерусалиму. И это было роковой ошибкой. Рыцари налетели как молния, и армия Саладина была полностью разгромлена, а сам он чудом успел спастись лишь с десятой частью своего войска.

      Постепенно братство рыцарей-храмовников обрастало нужными связями: в 1126 году будущий орден поддержал граф Гуго Шампанский, граф Фульк Анжуйский, а также примерно в это же время на бедных воинов обратил внимание один из главных идеологов движения на Восток — аббат Бернар Клервоский, племянник будущего Великого Магистра. Во многом его панегирик «Похвала новому рыцарству» создал тамплиерам образ доблестных защитников христиан и борцов за правое дело.
В конечном счёте, 13 января 1129 году усилиями аббата был созван церковный собор в Труа, на котором римский понтифик Гонорий II дал согласие на формирование нового ордена и утвердил его устав. Чтобы места в новой организации не пустовали, вдохновитель и первый магистр тамплиеров Гуго де Пейн отправился в 1127—1129 годах в поездку по Европе с целью призыва новых добровольцев в ряды защитников храма Гроба Господня, а также для организации Второго крестового похода.

      С этого момента орден тамплиеров начал быстро богатеть. Гуго де Пейн объездил всю Европу, уговаривая рыцарей принять участие в крестовом походе, но охотников было мало. Вместо этого простые дворяне и даже принцы с королями пытались просто откупиться, предлагая де Пейну деньги, драгоценности и земельные наделы. И Гуго, конечно, не отказывался. Кроме того, несколько позже в 1139 году Папа Иннокентий II издает буллу, по которой тамплиерам, к тому времени, уже превратившимся в довольно многочисленный, не бедный орден, давались значительные привилегии, такие как учреждение должности капеллана, освобождение от уплаты десятины, разрешение строить часовни и иметь свои кладбища. Но самое главное – желая иметь собственных защитников, Папа подчинил Орден единственному лицу, себе, возложив на магистра и его капитул полную ответственность за политику и управление орденом. Это означало абсолютную свободу для тамплиеров. А абсолютная свобода, как известно, приносит абсолютную власть. А значит, несметные богатства и безнаказанность.

      Время шло, и тамплиеры начали придумывать способы зарабатывать на всём, на чём только можно. Они придумали векселя, давали деньги под проценты и под залог недвижимого имущества. Кроме того, рыцари открыли в городах Европы множество ломбардов. Евреи и итальянцы, которые уже давно занимались этим бизнесом, только удивлённо качали головами. Они и не думали, что их дело можно было поставить с таким размахом.

      Почти за два столетия орден рыцарей Храма превращается в финансового монстра. Он пользуется безграничными привилегиями и никому не подчиняется (кроме Римского Папы). Это не могло не вызывать раздражение европейских монархов, и прежде всего короля Франции Филиппа IV Красивого. И конечно, он терпеливо ждал удобного случая, чтобы расправиться с храмовниками. И в конце концов дождался.

      В 1291 году, когда крестоносцы были окончательно изгнаны из Палестины мамлюкским султаном Египта Халил аль-Ашрафом, тамплиеры полностью переключились на финансовые услуги и торговлю, а накопленные значительные ценности перевезли в Париж в свою резиденцию отель Тампль. Рыцари-храмовники оказались в сложных имущественных отношениях с королями европейских государств и папой. То есть орден рыцарей Храма фактически перестал являться военной силой. И хотя тамплиеры, пока не понимая этого, ещё шатались по городам Европы, воинственно потрясая оружием, было ясно, что из воинов они быстро превращаются в ростовщиков, купцов и спекулянтов. Так не могло долго продолжаться, ведь многие монархи были должны им кучу денег, в том числе Филипп Красивый. Надо было решать этот наболевший вопрос, и Филипп его легко решил со свойственной ему мудростью и прозорливостью.

      Филиппу постоянно были нужны деньги, и поскольку итальянцы и евреи в Париже были уже полностью обобраны до нитки, большие деньги можно было взять только у тамплиеров. И он приказывает своему помощнику Гийому де Ногарэ начать тайное следствие против них.

      Но всё же сначала коварный король попытался сам стать Великим Магистром ордена, чтобы законно покопаться в его сундуках. Он обратился к Жаку де Моле, на тот момент Великому Магистру рыцарей Храма, с просьбой о вступлении в орден, но встретил решительный отказ. Жак де Моле и не мог поступить иначе, поскольку устав храмовников не допускал в их ряды коронованных особ.

      Тогда Филипп начал действовать хитростью. Жак де Моле был осыпан всяческими милостями и даже крестил дочь короля Изабеллу. В тоже время про тамплиеров начали появляться слухи, один страшнее другого, и Филипп Красивый предложил Великому Магистру начать расследование, чтобы положить им конец.

      И Жак де Моле согласился. В этом не было ничего удивительного, поскольку Великий Магистр был настоящим рыцарем и конечно не верил в вероломство короля Филиппа.

      Началось следствие, в процессе которого были арестованы все тамплиеры во Франции. Впоследствии многие из рыцарей были казнены, а их имущество было конфисковано в пользу французской короны. Папа Климент V и не подумал хоть как-то защитить тамплиеров. Он хоть и отказался выдвигать против них обвинение в ереси, но всё равно распустил орден своим указом, что несомненно явилось предательством. Храмовники к тому времени пользовались дурной репутацией и перестали быть папскими банкирами, так что Клименту они были уже не нужны. Их французские владения были пожалованы ордену рыцарей-госпитальеров, но хитрый Филипп IV удерживал их до самой своей смерти и экспроприировал банк тамплиеров.

      Правда, вышла небольшая неприятность на казни: Жак де Моле, взойдя на костёр 18-го марта 1314-го года, во всеуслышание проклял короля Филиппа Красивого, папу Климента V и главного следователя процесса Гийома де Ногарэ. Великий Магистр сказал, что они проживут не больше года после его сожжения.

      Это было очень неожиданно для короля, но он быстро забыл об этом досадном инциденте. А зря, потому что пророчество исполнилось в точности: Климент V умер 20 апреля 1314-го, Филипп IV — 29-го ноября 1314-го года. Правда, Гийом де Ногарэ умер задолго до этого, в марте 1313-го, но ведь Жак де Моле мог об этом в то время ещё не знать, и произносил проклятие в его сторону совершенно искренне.

      Потом за короткий промежуток времени умирают все наследники Филиппа Красивого, сами не успев оставить после себя потомства по мужской линии, и в конечном итоге это вызывает предпосылки к Столетней войне.

      Вот так большая подлость вызывает большие беды, а пролитая кровь – ещё большую кровь.
            
            Спасибо за внимание! Желаю всем большого счастья!
   
      Иллюстрация: первый Великий Магистр рыцарей Храма Гуго де Пейн. Изображение из открытых источников


Рецензии
Любое проклятие, когда проливается невинная кровь, как это не прозвучит странно - исполняется. Первое, что сделал, царь Михаил Романов, своим указом - казнил, 3-него сына Марины Мнишек, Ивана, публично, через повешение, и был проклят матерью, навеки.
Ну, а судьба династии Романовых, последующая - хорошо известна.

Сергей Цура   01.07.2022 07:23     Заявить о нарушении
На само деле мы ничего не знаем о приговоре, по которому был повешен "Воренок", но во всяком случае казнь сына Марины Мнишек не была первым деянием царя Михаила Романова. До нашего времени не дошли ни царский "указ" (если он был; если был, то кем подписан - поначалу в царских грамотах стояло имя Михаила и его матери, "великой государыни, старицы инокини Марфы Ивановны"), ни текст приговора, ни состав судей (если они были), ни информация о совещании судей (если судебные процедуры вообще имели место). О проклятии Мариной Мнишек династии Романовых за это злодеяние надежных сведений нет, есть лишь одно из народных преданий. А вот в других народных сказаниях, полька "Марианна Мнишкувна" называется "Маринкой безбожницей, еретицей, разбойницей и колдуньей", умевшей превращаться в сороку. Да и пророчество ее о судьбах Романовых не вполне точное. Цари Михаил Федорович, Алексей Михайлович, Федор, Иван и Петр Алексеевичи умерли своей смертью, Петр Второй - также.

Алексей Аксельрод   01.07.2022 10:20   Заявить о нарушении
Петр третий убит своей женой Екатериной. Павел первый убит своими приближенными. Да, еще забыл про Петра Великого, казнил своего сына Алексея. Александр второй убит народовольцами. Всю семью Николая второго расстреляли большевики. Проклятие Марины Мнишек исполнилось в точности.....

Сергей Цура   01.07.2022 13:20   Заявить о нарушении
Да, еще добавлю, по приказу Екатерины, был убит в 1764 году Иоанн Антонович, сын царицы Анны Леопольдовны, в возрасте 23 лет при его освобождении из Шлиссельбургской крепости.

Сергей Цура   01.07.2022 20:01   Заявить о нарушении
Сергею Цура. И в убийстве этого вполне законного царя (не сравнить с потомством Екатерины Первой) что-то никто не каялся: принародно, во всяком случае. И ныне призывы к покаянию что-то не звучат: в другом призывают каяться.

Михаил Струнников   06.08.2023 09:52   Заявить о нарушении