У него была мечта-сыграть Стеньку Разина

                А СТЕНЬКУ РАЗИНА ОН ТАК И НЕ СЫГРАЛ
          Прошло уже почти полвека, как не стало Василия Макаровича Шукшина, писателя, режиссера, актера. ( 1974г). В это верится с трудом, потому, что живут, снова и снова покоряют сердца зрителей герои его фильмов :Егор Прокудин из фильма «Калина красная», Иван Лыков из «Простой истории», Иван Расторгуев из его, в некотором  смысле  автобиографического фильма «Печки-лавочки».
Василий Макарович Шукшин. Заслуженный деятель  искусств РСФСР.(1969 г)
        Он родился 25 июля 1929 года в селе Сростки Алтайского края. Учился в  автомеханическом техникуме города Бийска, работал слесарем –такелажником, был радистом на флоте. В 50-х годах – учитель и директор сельской школы. Автор сценариев всех своих фильмов. Кроме одного… Но об этом- потом.
      Все его  фильмы вошли в золотой фонд кинематографа. Они любимы зрителями до сих пор. Это «Живет такой парень» - дебют Шукшина в кино, «Печки-лавочки»,  «Брат своего брата, « Калина красная» и др. В 1974 году он участвовал в съемках сразу двух картин « Прошу слова» и «Они сражались за родину» Обе эти картины  вышли уже после его смерти.
        Василий Шукшин учился в режиссерской мастерской легендарного Михаила Ромма  вместе с Андреем Тарковским  и свою первую роль в кино сыграл в учебном фильме у Тарковского. Об этом он рассказывал неохотно, говоря: «Зачем рассказывать о том, чего никто не видел». Василий Шукшин вообще был очень сдержанным человеком, улыбался редко, говорил мало… знал цену слову.
     О Василии Шукшине  я  говорила с известным телеведущим, доцентом ВГИКА, кандидатом филологических наук,  автором книг о Фаине Раневской,   сожалению уже ушедшем, Глебом  Скороходовым. (Разговор происходил  незадолго до ухода Глеба Анатольевича в 2012 году А.С,)
     -Василий Шукшин , человек своего времени, которое потребовало на сцене и в кино героя совсем иного характера в проявлениях эмоций и способе существования. В этом отношении особенности личности Шукшина совпали с этими требованиями. Я встречался с Шукшиным несколько раз- рассказывал Глеб Анатольевич- первый раз он  участвовал в моей  телепередаче « В поисках утраченного времени», читал главы из своего  романа «Любавины».  А вторая моя встреча произошла через несколько лет. В 1972  году в Театре студии киноактера» была премьера фильма Шукшина  «Печки-лавочки».  Мне казалось, что он играл самого себя, что, в общем-то, было   очень ценно.  Шукшин писатель приблизил кинематограф к литературе, Шукшин режиссер сумел добиться от актеров  раскрытия образов экранных героев  как это делается в романах, повестях, рассказах с точной передачей обстановки действия, быта…Играя главную роль Ивана  Расторгуева, он стремился у  к тому, чтобы и другие актеры были полноправными соавторами образов и наделяли  своих героев конкретными, узнаваемыми чертами придавая им еще большую остроту.
    Фильм был замечательно принят зрителями. Тогда люди еще ходили в кино, на творческие встречи с актерами, режиссерами, читали больше. Меня поразило на днях то, что я услышал в нескольких библиотеках: люди перестали спрашивать книги Шукшина, перестали его читать. Хотя, если разобраться,  кого сейчас читают? Кто властитель дум и душ?
      Фильм закончился, и Василий Макарович попросил меня дать как бы направление обсуждению. Конечно, сложно было вот так сразу после просмотра рассуждать о фильме, разбирая игру актеров, суть и значение образов, воплощение замысла… Да и не хотелось долго говорить, тем более, что зрителям больше хотелось пообщаться с автором фильма Василием Шукшиным.
     И у меня мгновенно родилась  буквально  одна фраза, которая заключала в себе все: «Есть фильмы, по которым  люди будут изучать время».
 Василий Макарович устроил показ в Театре киноактера до официального показа в Доме  кино. Он говорил: «Я снимаю для простых людей и мне важно им первым показать свою работу.
-Помню  -, продолжил  Глеб Анатольевич- обсуждение картины «Печки –лавочки» проходило живо и заинтересованно . Василий Макарович обстоятельно и точно отвечал на вопросы зрителей, не прикрываясь остроумными фразами, не отстреливаясь, не стараясь поразить как это бывает иногда на таких вот встречах.
     Шукшин обладал одной очень важной чертой, он всегда был человечески пристально внимателен.  Я бы сказал, что это была его главная черта, присущая ему, может быть,  по рождению от тех мест, где он вырос…Сибирь, Алтай – там люди вообще  другие , более чистые душой, что ли, не наивные, а по хорошему доверчивые, хотя, одновременно , и осторожные… Эти черты у Василия Макаровича были. А обманула его судьба жестоко, несправедливо, как ребенка. 
      У Василия Макаровича  была мечта- сыграть Стеньку Разина. Должно быть, натура просила выхода в такой вот роли, разудалой, широкой, истинно русской, где бы можно было, отойдя от временных рамок, развернуться и дать волю темпераменту. У него бы это получилось. Можно сказать, что это была бы главная роль в его жизни. Уже готов был сценарий, даже разрешение получено, но с одной оговоркой-  Василий Макарович должен сняться в фильме  «Они сражались за Родину» по Шолохову.
    Прямо какое то дьявольское условие- снимешься- сыграешь Стеньку!
     Если вдуматься, каково актеру играть из под палки роль, к которой не лежит душа, а  только потому, что велено, потому, что такова цена самому дорогому, заветному. Ценой оказалась жизнь…
     Съемки  проходили трудно, жила группа на дебаркадере, на воде, естественно «грелись», чтобы поддержать себя и эмоционально и физически. Только не выдержало сердце и Стеньку Разина он так и не сыграл.


Рецензии