Проблемы образования

Двенадцать тезисов.


Уважаемые читатели, драгоценные коллеги, пишу эту статью по впечатлению от курсов по новым стандартам ФГОС. Это личное субъективное видение проблемы.


1. Социальная модель урока
Идеальная: Ученики приходят получать знания.
Дискуссионная: Ученики не заинтересованы в знаниях, так как знания не являются социальным лифтом в современных условиях.
На уроке ученики в борьбе демонстрируют свой статус.


2. Роль учителя

Идеальная: Учитель – мудрый лидер.
Дискуссионная:
Учитель – аутсайдер.
На самом деле, грех «кусать руку кормящую», и нужно сделать замечание, что конкретно в Москве социальный статус педагога высок. Поэтому мы и не имеем в наших школах массового употребления насвая, сообществ АУЕ, массовых случаев судимостей учеников.


3. Источник авторитета учителя

Идеальная ситуация: Обладание знаниями, и умение их передавать.
Филипп Македонский пригласил для своего сына Александра Аристотеля, это был высокий статус.

Реально: Демонстрация более высокого статуса в иерархии.

Статус может быть основан на реальном опыте либо только на внешних признаках.
Мне ближе по духу статус командира спецназа для своих бойцов. Бойцы понимают, что их выживание зависит от лидера с большим, чем у них, опытом. В более мягкой форме тоже самое верно и для школы.

Идеальный учитель повышает социальные шансы своих учеников.

Если ученики убеждены, что их социальный рост не связан с личностью преподавателя, то они будут его игнорировать.

Преподаватель начнет повышать свой статус, демонстрируя старшинство на антропологическом уровне, и, в качестве рабочей модели, мы получим ситуацию бунта молодых самцов в стае шимпанзе.

4. Взаимоотношения учителя и учеников

Идеальные: Их нет.
Их нет в постоянной и фиксированной, «отлитой в граните» формулировке.

(Надо заметить, что такая формулировка есть на Востоке: "Долг ученика перед учителем не может быть оплачен на протяжении одного перерождения")

В современном научном сообществе идёт постоянный дрейф от «авторитарного руководства» к «сотрудничеству», и мы уже находимся в ситуации, когда «хвост виляет собакой».

Реальные: Молодёжный бунт в открытой или латентной форме.
Предлагаю специалистам статистически оценить с точки зрения социальной психологии ситуацию, и развеять мои сомнения на основе «предвзятого личного опыта».


5. Позиция родителей

Идеальная: Интерес к качеству получаемых знаний.
Реальная: Борьба за отметки, борьба за доминирование.

Отголоски этой борьбы мы видим в жалобах со стороны родителей.
Родители постоянно вкладываются в борьбу за права своих чад не учиться. Например, случаи массовых жалоб на изучение второго иностранного языка.

Около трети жалоб относятся к борьбе за статус, не к ситуации с получением знания или отметками.

К чистой антропологии относятся и те случаи травли, когда ученики или родители находят в социальных сетях откровенные фотографии молодых учительниц.


6. Основное противоречие:

Несовпадение целей учителя и учеников.

Учитель ориентирован на достижение учениками некоего уровня, который обеспечит ими прохождение процедур внешней оценки. Разумеется, это только тенденция, реально существует разброс, так как личности учителей не стандартизированы. Индивидуальных различий никто не отменял.

Ученики заинтересованы решить проблему обучения с максимальной экономией умственных и психологических ресурсов, с максимальной экономией времени.
Официально это называется низкой мотивированностью.

Вопрос: Можно ли повышать мотивацию путем смены названий пунктов программы?
Гипотеза: нужно повышать авторитет образования в целом и учителя в частности.


7. Знания или навыки?

Мы живем в эпоху «постинтеллектуального образования», когда навыки доминируют над фундаментальными знаниями.

Эксперимент с подбором ответов в интерактивном тесте.

Нужно было на интерактивной доске совмещать прямоугольники с иностранными словами с прямоугольниками другого цвета, где был их перевод. Совмещенная пара исчезала с доски.

Отличницы сначала искали слова, потом искали перевод, потом совмещали прямоугольники.
Троечники не растерялись, и рандомно совмещали прямоугольники разного цвета, добиваясь их «аннигиляции».
Отличники проиграли геймерам.

Решение теста на основе знаний уступило скорости движения рук.

Не это ли модель современных тенденций?


8. Упражнения или творческие задания?

Иллюзия состоит в том, что творческое задание увеличит мотивацию.
Но это касается только группы с изначально высокой мотивацией.
А что будет с группой и с изначально низкой мотивацией?

При выполнении упражнений они получат 30% эффективного обучения.
А в творческом задании их достижение составит 0%, или будет отрицательным.

Скучная зубрежка забьет в немотивированную голову только треть информации.
Творческое задание будет решено на уровне «мышления руками», методом «творческого копипаста».

При коллективном выполнении задания, немотивированные просто самоустранятся.
Любое запоминание требует многократного предоставления одинаковой информации. Это физиология. От этапа многократного повторения уйти нельзя. Так нейронная сеть работает.

Либо ученик учит стихи, либо запоминает маршрут «бродилки» в компьютерной игре.
В изучении иностранных языков есть возможность замены зубрежки погружением в языковую среду, здесь работает то же многократное представление информации, жаль, этот метод пока не всем доступен.


9. Созвездия талантов авторской педагогики.

Научный прорыв или проявление системного кризиса?

Гимназии царской России обучали учеников латыни, греческому, логике, точным, и естественнонаучным предметам. В университеты поступали люди с фундаментальными энциклопедическими знаниями. Выпускники гражданских школ и университетов были столь универсальны, что успешно заменили выбитый кадровый офицерский состав и в первой, и во второй мировой войне.

Но рухнул царский режим, и возникли новые направления педагогики, педология, учение о ближайшей зоне развития. А на практике всё зачастую упиралось в задачу быстро отличить врожденное слабоумие от педагогической запущенности.

Сталинская школа готовила учеников по единым стандартам, институты готовили специалистов на уровне готовых исследователей, обладающих фундаментальными научными знаниями.

Но уже в 70-х годах прошлого века стали появляться яркие авторские методики, как маркер того, что что-то пошло не так.

10. Макаренко и завод по производству фотоаппаратов.
Реальность или миф? В «Педагогической поэме» об этом не сказано.

Изучая реальные материалы по индустриализации, мы видим, что такие заводы, как Сталинградский тракторный, например, целиком строились американскими инженерами.
Опасаюсь, что и с заводом ФЭД все было точно так же.
Для точной сборки тонкой оптико-механической продукции потребовался детский труд, и новое предприятие открыли на территории детской колонии. В 1934 году это были фотоаппараты, а в эвакуации завод быстро перешел на производство артиллерийских, авиационных, снайперских прицелов и перископов.


11. Кто виноват?

Можно развивать развлекательную компоненту в образовании. Но индустрию развлечений так победить не получится.

Проблема в том, что получение знаний не коррелирует в глазах детей с жизненным успехом.

«Forbes составил очередной рейтинг самых успешных российских знаменитостей.
Первые места: Хабиб Нурмагомедов, Алишер Моргенштерн, Ольга Бузова…
На 42 месте Даня Милохин, тиктокер
Возраст: 19 лет
Доход за год: $1,5 млн
Место в рейтинге знаменитостей: 42
Даня Милохин родился и вырос в Анапе. Его детство было непростым: отец, который страдал алкоголизмом, и мать развелись, в три года он вместе с братом Ильей оказался в детском доме. В 13 лет Даню и его брата забрала приемная семья. После школы он пошел в местное училище, которое не окончил. В 16 лет Милохин пристрастился к наркотикам, правда, потом ему удалось побороть эту зависимость».

Это социокультурная проблема. Она не решается изменением сетки планирования образовательного процесса.

Отрицание физиологии и психологии – неверный путь. Я бы смело сюда и антропологию добавил.


12. Что делать?

Возможные варианты:

- Работа с позитивными лидерами
Выявлять, поддерживать, укреплять позитивных детей, нацеленных на обучение. Вплоть до предоставления по желанию бесплатных индивидуальных тренеров по единоборствам и фитнесу. Льготные путевки на летний отдых, практика/экскурсии  школьников в правительственных органах, лучших ВУЗах.

- Повышение статуса педагогов
Доводить до уровня Москвы всю Россию.

- Привлечение военных в систему образования
На мой взгляд, неизбежный, но не слишком эффективный ход. Родители рано или поздно взбунтуются. Они хотят только прав и никаких обязанностей. А воспитанник по команде «смирно» обязан занять место в строю. С этого всё начинается.
Не добавляет авторитета военным их подчинение барышням-педагогам, которые не пользуются авторитетом у проблемных учеников.
Но вряд ли у военных в школе будет свой завуч в чине подполковника…

- Разделение групп по уровню мотивации.
Это идеальное решение, но оно упирается в твердую линию на стирание различий. Это современный социо-культурный тренд на либерализацию, инклюзивность, стирание различий между расами и полами. Также родители, недовольные тем, что их чад не принимают в специальные школы, заваливали жалобами органы надзора, в результате чего специальные школы были вообще отменены.

- Возрождение спецшкол
Маловероятно, у нас курс на унификацию по нижнему уровню развития.


Рецензии
Гимназии царской России обучали учеников латыни, греческому, логике, точным, и естественнонаучным предметам. В университеты поступали люди с фундаментальными энциклопедическими знаниями. Выпускники гражданских школ и университетов были столь универсальны, что успешно заменили выбитый кадровый офицерский состав и в первой, и во второй мировой войне.
Сталинская школа готовила учеников по единым стандартам, институты готовили специалистов на уровне готовых исследователей, обладающих фундаментальными научными знаниями.
Я выделил два Ваших постулата о особенностях образования в "царской" Рассии и "сталинском" С.С.С.Р.
Вывод: кроме знания античных языков,образование было идентичным.
С уважением,

Радиомир Уткин   29.06.2022 20:46     Заявить о нарушении
Благодарю, с уважением.

Кузьмин Алексей   29.06.2022 20:50   Заявить о нарушении