Реформа шкалы оценок Проект

В нашей стране издревле принята и до сих пор успешно действует пятибалльная шкала оценки уровня знаний учащихся, причем как школы, так и технических училищ, и ВУЗов, словом – везде.
В целом эту систему следует признать положительной. Она проста, понятна и достаточно эффективна. К тому же к ней так все привыкли, что большинство жителей нашей страны уже и не представляют, как без нее вообще можно жить. Однако все большие слои общества, как профессионалы, так и простые обыватели, начинают сознавать, что данная система уже не отражает объективного уровня оценки знаний учащихся. Словом, она давно и безнадежно устарела. Слишком узка и прямолинейна.
Образование консервативно. Так было, есть и так будет всегда. В этом его сила и его слабость. Образование прежде всего должно соблюдать главный принцип: не навреди. Сломать старое несложно, а вот как проявит себе новое, тут следует крепко подумать. Слишком опасно, польстившись на сиюминутную выгоду и поддавшись влиянию не на всегда тщательно проверенным новым убеждениям, наворотив при этом что-то ненужное и зловредное, обречь расплачиваться за происходящее будущие поколения. Поэтому следует не семь, а семьдесят семь раз перепроверит, прежде чем начать что-то изменять.
Но тем не менее. С этим, думаю, согласится сегодня каждый: наши пятибалльная система оценки знаний недостаточна. Недаром, в большинстве стран мира от нее давно уже отказались и перешли на десятибалльную, двенадцатибалльную (а кое-где и двадцатибальную опробовали, но это уже слишком - отказались). И лишь Россия не спешит расставаться с такой привычной системой оценок, главное достоинство которой заключается прежде всего в ее простоте. Но просто – не всегда лучше. Простота, как известно, хуже воровства. Поэтому вносить изменения в шкалу оценок все равно  придеться. Рано или поздно, но придется, тем более с этими изменениями мы давно уже опоздали. Ученые и педагоги в этом на моей стороне. Почему тогда же до сих пор мы пользуемся этой шкалой. Да все очень просто: нет подходящей идеи на ее изменение. А раз так, то и делать ничего не надо, даже плохое, чтобы не сделать еще хуже. Проверено опытом и неоднократно.
Но есть вариант, и я его предлагаю, при котором мы сохраняем видимость пятибалльной шкалы оценок, но при этом перейдем на другую систему, которая будет существует как бы параллельно, не мешая, а дополняя первую. Говорю я об этом не с пустого места, а после длительного опробования своего предложения, как в школе, так и в тренировочном процессе. И везде удавалось получить прекрасные результаты. Система работает. Поэтому я сейчас выношу ее на суд общественности. Всмотритесь в нее, подумайте, не торопитесь отвергать, попробуйте сами ей воспользоваться, и вы убедитесь – она действует. Начнем по порядку.

1. НАДО  РЕАБИЛИТИРОВАТЬ ТРОЙКУ

• Тройка – оценка положительная
• Тройка – это зачет
• Тройка – это когда уровень знаний соответствует установленным стандартам образования
• Тройка – это удовлетворительно
Но почему же тогда, скажите, в нашей стране так не любят тройку – и родители и ученики, кроме, конечно, лоботрясов? Ответ до удивления прост: потому что она зачастую скрывает в себе две оценки: это почти «два», и это не «четыре». Видите, оценка у нас имеется одна, а значений у нее два. Значит, чего тут не хватает, какой-то другой оценки, которая разделила бы тройку на оценку положительную и на оценку не совсем положительную. То есть, оценок должно быть уже две. Вот вам и первая выявленная проблема. И причем проблема огромного масштаба, она только с виду такая незначительная. Суть ее в том, что ставить двойку следует только в самом крайнем случае. Почему?
• Двойка – это наказание
• Сродни казни
• Как тюремное заключение
• Крик, ругань, конфликт с родителями, слом семейных отношений
• Всегда психотравма
• Причина люто ненавидеть школу, учителей, и те принципы добра, о которых там говорят
Нам это надо? Да, совсем без двоек обойтись нельзя, иначе ученики на голову сядут. Некоторые учителя вообще без двоек учить не могут. Это как телесные наказания в позапрошлом веке. Но, смею заверить, это не самые лучшие педагоги. Они просто по- иному не умеют. Современная педагогика успела придумать уже кое-что другое, когда можно и без страха обучать детей. Не всем только дано, это правда. Но мы ориентироваться должны не на прошлое, а на современные разработки. Пускай лучше учителя переучиваются.
Двойка – исключение. Она зачастую показатель нашего полного бессилия.  Но как тогда быть с теми, кто по какой-то причине объективно на тройку не тянет, а поставить такому ученику двойку рука не поднимается – ребенок все-таки трудился, чего- то сделал, но у него не получилось. Пока мы ему ставим тройку, что наносит огромный вред этой оценки, ибо она перестает соответствовать своему главному назначению – удовлетворять.
Троечник сегодня стал синонимом неудачника, слабого, чуть ли не умственно отсталого ученика. И где здесь, скажите, «удовлетворительно». Никакого «удовлетворительно» здесь и в помине нет! А есть что-то вроде «сойдет». Или - «из жалости».
• А это неправда
• Это вредно
• Это убивает генофонд нации
Зачем нам создавать синдром неудачного ученика. Он же как снежный ком покатится, сметая все на своем пути. Мы собственными руками (верее сказать – мозгами) списываем в утиль огромное количество населения, которое со временем вполне могло бы развиться во вполне успешные члены общества. Надо только чтобы они в свое время не махнули на себя рукой: я ничего не могу, я дурак, я троечник.  А выход из этого необычайно прост: тройке надо вернуть ее истинное значение. А для этого между двойкой и тройкой необходима еще одна оценка, положительная оценка, хотя и очень невысокого уровня. Но она позволить отделить тех, кто свою тройку честно заработал от тех, которым ее натянули и поставили из жалости. И потому, чтобы не ломать сложившуюся привычную систему пяти баллов, назовем ее:
«ПРОЙДЕНО»

Никаких цифр. Только две буквы в журнале и дневнике «Пр.»
Представляете, какая революция произойдет! И все тут же встанет на свои места. «Пройдено» - не два. Положительно. И в эту оценку влюбятся тысячи не самых успешных учеников. И учителю врать не придется. Сняты с него оковы!
Представьте ситуацию: ученику не дается какой-нибудь предмет. Самое типичное здесь: русский язык. У мальчиков здесь особо часто случается – дисграфия. Тут как учитель не старайся, любой диктант будет – два! И наука здесь бессильна. Нужно время и еще непонятно что. Не помогает и все правила назубок выучить – ошибки все равно случаются. И не надо спешить такого ученика осуждать. Сам Гоголь в детстве писал диктанты на «два», а потом стал великим русским писателем. Мы же, ставя перед учеником непосильные задачи, рождаем в нем синдром плохого ученика и он, будучи не в силах исправить русский язык, начинает плохо учиться и по другим предметам. Зачем стараться, если хорошистом ему все равно не сделаться. Проклятый русский! Он многим в школьные годы жизнь испортил. Загоняем человека в угол, а потом удивляемся, что он начинает искать себе развлечения на стороне. Вместо наших идеалов, находит себе другие, не всегда лучшее, но где его принимают таким, какой он есть.  Из ничего создаем проблему.
Зачем?
Рождаем врага?
И кому это выгодно?
А надо было всего-то такому ученику после его работы над ошибками поставить «Пройдено» и все проблемы исчезнут, как их и не было. И тогда он лоб расшибет, чтобы назавтра иметь по этому предмету оценку повыше. Страха получить двойку у него же не будет, - какие силы у человека раскроются!
Закон природы
Высоко из ямы не прыгнешь. Тут, как минимум, для начала надо выбраться на поверхность. Для этого и существует оценка «пройдено».
Оградив учителя от необходимости в таких случаях ставить работающему и исполняющему ученику двойку, мы избавляем его от неприглядной роли детского палача. А двойки оставим тем ученикам, которые ровным счетом ничего не делают, игнорируют требования педагогов и не выполняют домашних заданий
Ощущаете разницу?
Тогда любой троечник сможет ощутить себя кем-то вроде приват-доцента
И что в этом плохого?



2. ПОГОВОРИМ О ХОРОШИХ ОЦЕНКАХ

Увы, у нас в школе только одна положительная оценка – четверка, потому что пятерка – это скорее исключение, чем массовое явление. Она – вершина, эталон, предел мечтаний. Ставить ее направо и налево – не приемлемо и невозможно – не наберется у нас столько успешных учеников, чтобы начать сорить пятерками.
Отсюда напрашивается вывод: у нас в школе оценок только две
ТРИ - (плохо, но сойдет) и
ЧЕТЫРЕ - (хорошо, но можно лучше)
Не разбежишься
Двоичная система.
Но ребенок не компьютер, чтобы строить на этом множество комбинаций
Выход из этой ситуации необычайно прост: надо вернуть детям пятерку. А как же эталон? - спросите вы. Нельзя без эталона. И будете совершенно правы. Нельзя. Для этого мы для особо успешных учеников, которые стоят вне сравнения с другими, вводим еще одну оценку и назовем ее:
«ПРЕВОСХОДНО»
Это что-то вроде шестерки, но не шесть. Мы же договорились, что остаемся в рамках пятибалльной системы. Оценку «Превосходно» будет обозначать сдвоенная пятерка: 5+5. Просто и понятно. Есть за что детям побороться.
А вот в журнале (обсуждаемо) можно поставить и 6.
Теперь представьте, как это поменяет ситуацию в школе. Пятерок в журнале заметно прибавиться, ведь для самых успешных учеников есть уже своя оценка и с ними конкурировать будет не нужно.
Кому от этого станет хуже?
Успех рождает успех. Желание не потерять достигнутого уровня будет творить чудеса.
Пусть зажигаются в школе больше улыбок.
Вы – против?
Что мы теперь имеем? Оценок стало чуть больше: 2, Пр, 3, 4, 5, 5+5, где сдвоенная пятерка – это все-таки та же пятерка, а «Пройдено» и не оценка вовсе, а понятие. Мы ничего не нарушили, только чуть подкорректировали и улучшили. Умный педагог сразу поймет, какие это сулит возможности.

3. О ПЛЮСАХ И МИНУСАХ

Есть такие оценки в школе. Каждый их получал: 3-, 4-, 5-, 5+. Но существуют они исключительно в устной форме, в журнал не идут. Их могут поставить в тетрадь или дневник, не более. В официальном варианте плюсы и минусы не учитываются, оценку округляют. Так зачем тогда их вообще ставят, если они в таком виде нигде не учитываются. Вывод все тот же – узость пятибалльной системы, это она не дает объективно оценивать знания учащихся и приходиться идти на хитрость, пусть временную, потому что между просто оценкой и оценкой с минусом есть определенная разница. Но мы вынуждены с ней расставаться, чтобы втиснуться в рамки пятибалльной системы. Получаются, что учителя непроизвольно уже давно работают по другой шкале, просто не могут ее пока отражать: 2, 3-, 3, 4-, 4, 5-, 5, 5+ итого 8 оценок, есть еще единица, которую не ставят, но которая теоретически существует, как и ноль, полученный как–то в школе моим другом – ошибок было фантастически много, и учитель не мог поставить чего другого. Правда, он ему вообще поставил ноль в сиянии – ноль в окружении минусов. Но это больше прикол, чем оценка, хотя очень показателен. С единицей получается полновесная десятибалльная система. Кого мы тогда обманываем? Ребенку, конечно, приятно округление в лучшую сторону, но ситуация может сложиться и так, что 4- превратится в тройку, ибо учитель понимает, что ответ на четверку не тянет. Опять несправедливо. До каких же пор мы будем со всем этим мириться?
Пора с этими минусами навести порядок, чтобы придать им официальный статус и начать отражать их в журнале учета успеваемости ученика в полной мере. При этом можно не нарушать пятибалльную систему оценок. Каким образом?
Давайте в тетрадях, дневниках и устных ответах оставим ученику эти минусы, а вот в журнал разрешим ставить дробные баллы. Случиться еще одна революция. Да еще какая!
Посмотрим на таблицу:
Оценка запись в журнале
2 2
Пр. Пр.  (при учете среднего балла соответствует 2,25)
3- 2,5
3 3
4- 3,5
4 4
5- 4,5
5 5
5+ 5,5
5+5 6
Десятибалльная система при сохранении пятибалльной. Чего и требовалось создать. Все прекрасно получилось!
Теперь получить истинную картину успеваемости учеников будет очень легко – достаточно высчитать средний балл.
Конечно, для учеников начальной школы, понятие среднего балла слишком заумно и непонятно. Но как раз для начальной школы мы все оставим, как и было, лишь с добавлением оценок «Пройдено» и «Превосходно» - 5+5, то есть оценки для журнала будем округлять. Зато для средней школы обе оценочные шкалы будут существовать параллельно -  одна для устных ответов, тетрадей и дневников, другая для журналов. В этом возрасте дети в состоянии переварить это соседство. Что касается четверных и годовых отметок, то они по-прежнему будет округляться, но в дневниках, по желанию учеников, будут записываться и средние баллы полученных оценок. Пока по желанию, потом это станет обязательным, потому что детям очень интересно будет знать, какая ценность у его оценки. Что я имею ввиду? Получили два ученика за год четверки по предмету. Вроде, одинокого учатся. Но если сравнить средние баллы, то у одного четверка получилась из 3,55, а у другого из 4,45. Разница, как говориться, налицо. И ученик получает стимул бороться. В прошлой четверти у меня четверка была из 3,8, а в этой из 3,95. Прогресс, хоть и небольшой, есть. Разве это не стимулирует хорошо заниматься?
Теперь дети, когда будут спрашивать, у кого какая у кого оценка, станут уточнять: а она у тебя какая? Они средний балл будут иметь в виду. О, много полезного можно будет из этого извлечь. Надо только захотеть, ну и уметь это использовать.
Что касается старшеклассников, то, думаю, им уже нет необходимости ориентироваться на пятибалльную систему – переходить надо на дробно-десятибалльную. Большие уже. Им это проще и понятнее. Двойная пятерка заменится шестеркой, а оценка Пройдено останется, но уже как исключение. В этом возрасте стыдно не вытянуть тройку. Можно ввести правило, что оценку пройдено можно иметь только по одному предмету, иначе к экзамену не допустят. Но это не принципиально и обсуждаемо. Незначительный вопрос. Нам важно в главном утвердиться.

Все, о чем написано выше, взято не с потолка. Система эта отработана более чем десятилетней практикой и создавалась по крупицам, пока не пришла к настоящей форме. Я не стал бы ее предлагать, если бы она не стала приносить блестящие результаты. Еще какие блестящие! Но я хорошо понимаю, что не всегда то, что успешно работало у одного человека, пригодно для массового применения. Хотя в своей разработке я уверен, но тем не менее понимаю необходимость ее тщательного изучения с последующей проверкой в реальных условиях.
У кого найдутся идеи получше – предлагайте.
Но только систему пятибалльной оценки все равно придется когда-нибудь менять.
Не затянуть бы.
Во имя наших детей.
Нашего будущего.
Нас самих.


Рецензии
читаю, и снова загрустил
загрустил капитально
внуки не ходят в школу 5 лет
и никому до этого нет дела. никому!
тупеем

Олег Устинов   20.10.2023 03:54     Заявить о нарушении
И мне грустно. Когда-то возвращал детей в школу, которые уже несколько лет туда не ходили. К одному девять раз приходил. Не ругал, разговаривал. Получилось. Кого-то забирал прямо из дома, приходил, улыбался, и мы ехали вместе. А мне в школу не надо было, ложился в пять утра, но вставал и шел. Потом ребенок сбегал, я его находил в компьютерном клубе, отвозил обратно в школу. Тогда у меня получалось. Сейчас другие этим должны заниматься, но не занимаются. Кстати, учителя эту шкалу оценок не принимают, хотя она успешно работает. Костность. Вот проблема. И ничего с этим не поделаешь. Мне грустно. Удачи вам.

Андрей Гоацин   23.10.2023 22:18   Заявить о нарушении
катастрофа!
война!
........... и конца её не видно

Олег Устинов   24.10.2023 04:54   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.