Отличие правды от Истины и путь к Истине

               И познаете истину, и истина сделает вас свободными.
               
               Евангелие от Иоанна 8:32


               истина — не продажная девка, вешающаяся на шею тому, кому она не нужна;
               она — неприступная красавица, в благосклонности которой не может быть уверен и тот, кто жертвует ей всем.

               Артур Шопенгауэр
               


Правда у всех и каждого своя, Истина — одна на всех.

Правда иллюзорна и преходяща, Истина реальна и вечна.

Правда субъективна: она определяется умственными способностями и моральными принципами (либо полным отсутствием таковых*) человека, его внутренними убеждениями, личными симпатиями и антипатиями.

(*Помните вороватого бухгалтера Берлагу из культового "Золотого телёнка"?
— «Я это сделал не в интересах истины, а в интересах правды».)

Помимо этого, насквозь субъективная правда зависит от образования человека, его воспитания, его культуры, как личной, так и общественной, по месту страны пребывания (русская культура, европейская, американская, арабская, индийская, китайская, японская культура и т.д.). Правда формируется в сознании индивидуума также под влиянием его социальной роли и положения в общественной иерархии («правда» власть предержащих разительным образом отличается от правды социальных низов), его языка (мат-перемат и блатная феня — это вам не высокий штиль пиита или пророка!), наконец, его биографического и коллективного бессознательного.
 
Истина объективна: она существует в запредельном трансцендентном мире, в мире без слов и материальных образов, в Высшем Разуме некоего Высшего Существа, в которого кто-то верит, а кто-то — нет; в Высшем Духе, Высшем психическом начале, всеобъемлющем надындивидуальном «Я», которое индусы называют Параматма; наконец, в духовном сверхразумном и сверхчувственном мире Таковости, Татхате, в который стремятся проникнуть не телом, но Пробуждённой Мыслью буддисты. Именно в этот мир Истинного Знания ведёт благородный срединный восьмеричный путь спасения.

Правда разъединяет и держит в плену невежества и несвободы, в Платоновой пещере теней, в рабстве своего несовершенного, иллюзорного и преходящего «эго», которое стремится к биовыживанию, наслаждению, власти, деньгам, славе, карьере и прочей суете сует.

Истина объединяет на некоем качественно новом уровне сознания, уровне нелокальных и сверхразумных «духовных скреп», уровне Высшего Существа, Атмана, Татхаты. Объединяет не всех, но только тех, кто познал Истину в процессе Высшего трансперсонального психического опыта, ведущего к Пробуждению Ума.

Пробуждение Единого нелокального Ума позволяет преодолеть границы человеческого тела и оковы мозга, который держит в своём плену профанное локальное сознание, обладающее своей маленькой, субъективной и эгоистичной правдой, и, вопреки Козьме Пруткову, даёт возможность объять необъятное.

Это и есть путь к Высшему Освобождению, которое так почитается на мистическом Востоке!

Это и есть христианский путь к Истине, которая сделает познавших её свободными!

В путь!


         23 июня 2022 года


На иллюстрации картина Николая Николаевича Ге "Что есть истина? Христос и Пилат".


P.S. Ответ Христа на вопрос Пилата был таков: "Я есмь путь и истина и жизнь".


Рецензии
Я так понял, что правда, это истина в пересказе журналиста.

Михаил Сидорович   01.07.2024 18:25     Заявить о нарушении
Очень тонко подмечено, Михаил! Браво!

Вспомнилось, как представители "второй древнейшей профессии" описывали триумфальное начало ста дней Наполеона в 1815-м:

Первое известие : "Корсиканское чудовище высадилось в бухте Жуан".
Второе известие : "Людоед идёт к Грассу".
Третье известие: "Узурпатор вошёл в Гренобль".
Четвертое известие: "Бонапарт занял Лион".
Пятое известие: "Наполеон приближается к Фонтенбло".
Шестое известие: "Его императорское величество ожидается сегодня в своём верном Париже".

И всё это — в течение всего нескольких дней в одних и тех же газетах. Такая вот "четвёртая власть"... Такая вот "правда-матка"...

Спасибо!

Сергей Горский Москва   02.07.2024 04:31   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.