Ч. 344 Сыновья адмиралов Ч. 2

Предыдущая страница   http://proza.ru/2022/06/25/882

В завещании вице-адмирала Владимира Алексеевича Корнилова среди прочего есть такие слова: "Детям завещаю: мальчикам - избрав один раз службу государю, не менять ее, а приложить все усилия сделать ее полезною обществу, не ограничиваясь уставом,

а занимаясь с любовию, изучая всеми своими способностями то, что полезнейших действий пригодно. Лучший пример для них в отношении последнего их дед, и дядя, и могу смело сказать, - отец. Дочкам следовать во всем матери".

У Владимира Алексеевича было шесть дочерей и три сына. Елизавета, Варвара, Мария, София и Владимир рано умерли.
 
Оставшиеся две дочери  вышли замуж: Екатерина – за гвардии полковника  Н.Ф. Ильина, а Наталья – за отставного поручика Даниила Кирилловича Волохова, строителя-подрядчика Черноморского флота.

Старшего сына, Алексея, Корнилов попросил Степана Степановича Лесовского взять на «Диану», получив на то разрешение царя. Мальчику не было шестнадцати лет, и отправлять в плавание за границу таких подростков запрещалось.
 
Корнилов доверял Лесовскому как глубоко порядочному человеку, так и отличному командиру, и надеялся, что за время плавания Степан Степанович воспитает его сына, о котором отзывался в своих письмах к брату так:

«Насчёт воспитания детей я покуда остановился на домашнем подготовлении их до тех пор, пока не исполнится Алёше 14 лет.

Сашу собирался послать в училище правоведения или в лицей в Петербурге, даровитый мальчик. Но Алёша крайне плохо учится, ему теперь 12 лет (в декабре 1850), а Саше в апреле будет 10».
 
Из девяти детей у супружеской пары Корниловых умерли пятеро. Детская смертность в то время была довольно велика,  но, возможно, что-то зависело и от родителей, я имею в виду наследственность.

Даже когда смотришь на портрет Корнилова или его скульптурное изображение, остаётся впечатление, что он был нездоровым человеком. Портрета его жены, в девичестве Новосильцевой Елизаветы Васильевны, я не видел.

После смерти вице-адмирала Корнилова император распорядился: «Вдове покойного генерал-адъютанта Корнилова, падшего при обороне Севастополя, производить из государственного казначейства вместе с детьми по 5 тысяч рублей серебром, независимо пенсиона, следующего ей из Инвалидного комитета. Сыновей – в пажи».

К сожалению, по воспоминаниям офицеров, которые общались на фрегате и занимались с Алёшей Корниловым, причина его плохой успеваемости, о которой упоминал Владимир Алексеевич, заключалась  в его умственных способностях.

Мальчик был умственно отсталым, его все очень жалели. Тем не менее в 1855 году, когда Алёше исполнилось 17 лет,  ему присвоили звание мичмана.

Он и Миша Лазарев вернулись в Петербург вместе с адмиралом Путятиным по Амуру.

В Петербурге Алексея Корнилова назначили в подчинение лейтенанту Ивану Фёдоровичу Лихачёву,  бывшему флаг-офицеру его отца.

Тот написал в характеристике на Алексея Корнилова: «Способностей не блестящих, но начинает узнавать морское дело и показывает расположение к службе. Со временем может быть порядочным морским офицером».

Однако в следующей аттестации говорится: «Не оправдал ожиданий: постоянно уклонялся от прямой морской службы. Характера вялого.  11марта 1859 года переведен в Иркутский конный казачий полк сотником».

Дальнейшую судьбу Алексея Корнилова я не выяснял.

Второй сын Владимира Алексеевича Корнилова, Александр, окончил Императорский Александровский лицей. Учился он неважно, в каждом классе сидел по полтора года. На флоте он дослужился до лейтенанта, пока признаки его душевного заболевания не стали слишком явными.

Он лечился в больнице Шульца для душевнобольных, затем на частной квартире по Петергофской дороге близ больницы «Всех скорбящих» под наблюдением доктора Зейфарта из этой больницы и особого надзирателя.

Несчастная мать писала, что там были условия лучше, чем в больнице. 8 июля 1869 года Александр II, принимая во внимание заслуги отца Корнилова, приказал выплачивать ежегодно 1200 рублей в год за лечение в заведении Шульца.

Мать попросила  разрешения забрать сына из больницы.  Царь разрешил и распорядился продолжать платить ту же сумму. Елизавета Васильевна Корнилова умерла в 1880 году.

Кто после её смерти присматривал за Александром, выяснить не удалось.

Известно лишь, что Александр Корнилов умер в Керчи в 1908 году.

Грустная судьба.

Продолжение http://proza.ru/2022/07/01/1653


Рецензии
Ну, хоть выбрался из больницы, и жалование немалое платить продолжали. Да и в больнице, понятное дело, что с таким обеспечением баланду не ел и клопов не кормил, не замерзал, издевательствам и унижениям не подвергался. Помяну пока чайком.

С уважением,

Вадим Вегнер   23.03.2024 09:25     Заявить о нарушении
Всё равно несчастный человек!
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   23.03.2024 15:13   Заявить о нарушении
Зато имя вписано в анналы истории.

Вадим Вегнер   23.03.2024 21:09   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.