Противоречие в формальной и диалектической логике

Два принципа - "территориальная целостность" и "право наций на самоопределение" - не сейчас пришли в противоречие друг с другом, но всегда было так. Это диалектическое противоречие. И возникает вопрос: это принципы вошли в противоречие? или формальная логика зашла в тупик?

Конечно же, это принципы вошли в противоречие. Всегда в нем находились. Вечно. Это, в общем-то, и есть "диалектическое противоречие" - вечное противоречие между "принципами", или другими словами "позициями действующего субъекта", или другими словами между "управленческими решениями".

И тут важно следующее:

Все диалектические противоречия проявляются как "противоречия формальной логики" в том смысле (в тех "границах рассмотрения"), что "не могут быть решены средствами формальной логики".  И это очень важно. Важно то, что никак иначе, чем "противоречие формальной логики" мы не можем сформулировать "диалектическое противоречие".

Но есть одна тонкость.

В другом смысле, т.е. в других "границах рассмотрения процесса, явления", диалектические противоречия НЕ проявляются как "противоречия формальной логики". Что это значит? 

Это значит, что невозможно, взяв диалектическое противоречие "целостность против самоопределения" сформулировать его как "парадокс", т.е. как "противоречие формальной логики", которое является "нарушением законов формальной логики" (и именно поэтому называется "противоречием" в формальной логике).

Внимание! В формальной логике "противоречие" считается недопустимым согласно "закону противоречия", который гласит: "Два противоположных суждения не могут быть одновременно истинными — по крайней мере, одно из них ложно".

"Противоречия" в диалектической логике - другие.

Так же, как, например, понятие "понятие". В формальной логике оно имеет один, привычный нам смысл. В диалектической логике понятие "понятие" сформулировано Гегелем и имеет совсем другой смысл. Добавлю: понятие "человек", по Гегелю, в диалектической логике содержит и понятие "юноша", и понятие "старик", т.е. оно уже "противоречиво" с точки зрения формальной логики. Но с позиции диалектической логики понятие "человек" содержит также и все остальные стадии развития человека, т.е. не одно, а бесконечное количество "противоречий". Это и есть "рассматривать явление в его развитии" - основное требование диалектической логики. Итак, "понятие" в диалектической логике неразрывно связано с "противоречием", и оба они с "развитием". Зафиксируем это.

Понятие "противоречие" в диалектической логике - иное. Оно не является нарушением, оно не запрещено, оно является "доказательством" того, что процесс, явление рассматривается "в развитии" (что, повторю, является обязательным (!) требованием рассмотрения на основе диалектической логики).

"Противоречие" в диалектической логике - это не "логическая ошибка" (нарушение; то, что запрещено), это "противопоставление" 2-х сторон, 2-х трендов, 2-х векторов. Это "сражение" 2-х армий. Их "противостояние", "борьба" - и есть смысл "противоречия" в диалектической логике.

Повторю: ни в одной из сторон (армий), ни в их объединении в один процесс (борьба, противостояние) - нет логической ошибки, нет нарушения законов формальной логики. Нет "противоречия" в формально-логическом смысле.

Итак, в итоге.

1. Диалектические противоречия проявляются как "противоречия формальной логики" в том смысле, что так же, как и "парадоксы" - "не могут быть решены средствами формальной логики". 

2. Диалектические противоречия не являются "противоречиями" формальной логики в том смысле, что не нарушают законы формальной логики, если мы рассматриваем каждую из сторон противоречия отдельно или даже их совместную борьбу, противостояние.   

3. Диалектические противоречия являются "противоречиями формальной логики" в том смысле, что каждая из сторон противоречия, взятая "в своем развитии" и будучи "понятием" в Гегелевском смысле, является нарушением "закона тождества" в формальной логике, требующего, чтобы "объект суждений не менялся во время всего хода рассуждения, т.е. был равен самому себе" (т.е. рассматриваемая модель не должна заменяться другой моделью, и если мы говорим о "юноше", мы не имеем права подменять его "стариком"). То же относится и к объекту, который является "единством этих противоположностей".


Александр Клейн
26 июня 2022 г.


Диалектическая логика, диктатура и коммунизм
http://proza.ru/2022/06/26/848

Ленинизм, диалектика и диалектическая логика
http://proza.ru/2022/06/19/772

Как связаны "диалектика" и "диалектическая логика"?
http://proza.ru/2022/06/26/844

Противоречие в формальной и диалектической логике
http://proza.ru/2022/06/26/907

Материалистическая и идеалистическая диалектика
http://proza.ru/2022/06/30/1513

Идеалистическая и Материалистическая диалектика
http://proza.ru/2022/01/18/143


Рецензии