О сущности социально-экономической справедливости

     Что же представляет собой социально-экономическая справедливость как понятие? Есть мнение, что как форма социальной идеи справедливость не может быть сведена к какой-либо «вещественности», а так же не может быть передана в количественном выражении. К тому же приёмы анализа естественнонаучных понятий к справедливости попросту неприменимы. Но это только мнение закоренелых пессимистов и консерваторов от буржуазного образа жизни

     Если социальная справедливость есть выражение общественного содержания человеческой деятельности, а деятельность человека есть материальное воплощение его целей, то анализируя отражение в мир этой деятельности с количественных и качественных позиций, все отношения между обществом и составляющими его социальными формами, между всем обществом и каждой личностью, можно заметить определённые закономерности, которые поддаются определённым вычислениям и материальному обоснованию.

     Форма, позволяющая реально осознать справедливость, представляет собой отражение интересов соответствующих субъектов, что конкретно выражается в двух моментах. Во-первых, наличие интереса является предпосылкой возникновения оценки с позиции справедливости. Где нет интересов, там нет и подобных оценок.

     Во-вторых, чтобы действия людей и их поступки были оценены как справедливые, они должны «вмещаться» в рамки интересов всех членов общества. При этом, конечно, следует иметь в виду, что интерес может быть не только прямым, но и косвенным, не только первостепенным, но и менее важным. Специфически человеческая природа субъекта обуславливает существование у него множества интересов, в том числе конкурирующих друг с другом и даже противоположно направленных.

     Но когда дело касается вопросов СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ во взаимоотношениях граждан общества, то и вопросы необходимо решать с позиции политэкономии данного общества.

     Итак, если интересы определяют не только возникновение оценок справедливости, но и их содержание, то это одна сторона проблемы. С другой - распространенные в обществе представления о справедливости, которые оказывают воздействие на становление конкретных интересов, которые определяют социальную ценность этих интересов.

     Понятие социально-экономической справедливости может утвердиться как момент духовной жизни, который выражает целостную оценку всех общественных отношений и человеческой деятельности в области обмена результатами деятельности членов общества, распределения материальных благ и духовных ценностей. В понятии справедливости выражены смысл, оценка творимого и содеянного человеком с позиции исторически сформировавшихся представлений о должном и желанном.

     Суть социально-экономической справедливости состоит в том, чтобы установить, найти и сконструировать меру справедливых социально-экономических взаимоотношений граждан общества для их счастливой жизни. Чтобы право людей на счастливую жизнь определялась от их права честно и добросовестно трудиться на благо общества, чтобы иметь необходимые блага для своей счастливой жизни на основе Золотого Правила Нравственности: «Не делайте другим того, что не нравится вам, живите справедливо сами и требуйте этого от других!»   

      А поскольку что-то требовать от других можно только на основе ЗАКОНА, то естественно, что в обществе должен быть СОЦИАЛЬНО СПРАВЕДЛИВЫЙ ЗАКОН, который должен быть принят абсолютным большинством граждан общества, как единственно для них без сомнения справедливый!  А для этого в обществе должна быть своего рода мера общественно необходимого труда, которая и должна определять каждому справедливую меру вознаграждения за труд!

     Для этого Маркс в первом томе КАПИТАЛА и высказал свой тезис о двойственности узаконенного равенства рабочего времени, на основании чего относительно равное ДЛЯ ВСЕХ количество честно и справедливо нормированного труда по его времени, по сложности, трудоёмкости, опасности для здоровья и прочее, должно определять относительно равное количество базовых средств для жизни в виде добротного жилья, качественных основных и необходимых каждому продуктов питания и фактуры для одежды!

     Чтобы благоустройство жилья, качество приготовления блюд питания и изготовления одежды каждый мог сам формировать для себя и своей семьи по зарплате от результатов квалификации своего труда по любой необходимой обществу профессии! При сохранении рынка на производимое сверх норм, необходимых для социального благополучия всех честных и добропорядочных граждан общества! А кто не трудится на благо общества, тот не должен иметь никаких благ от общества!

     Дети в таком обществе должны иметь всё необходимое для своего нормального развития в силу своего несовершеннолетия и преемственности поколений, как будущее население страны и её производительные силы! Чтобы они в будущем более рационально использовали природные ресурсы, сохраняя их для будущих поколений, и развивали ресурсовозобновляемые технологии, чтобы в будущем не искать другую планету, истощив и загадив эту!

     Или нам уже наплевать на будущее наших внуков и правнуков и на будущее колыбели человечества? А старики должны иметь самое необходимое по нормам для достойной жизни и соответствующую труду пенсию как заслужившие благополучную старость!

     Вот тогда мера вознаграждения за труд справедливо будет определяться мерой труда человека и оценка этого веса труда будет ориентирована на существующую в конкретном обществе иерархию ценностей в данном обществе.

     Требования социально-экономической справедливости не настолько уж сложны для воплощения в жизни общества, члены которого стремятся к её воплощению в своей жизни, постоянно совершенствуя её принципы!


    Прежде всего, социально-экономическая справедливость должна определять в человеке то чувство, которое отражает реальное положение личности и формирует чувство удовлетворённости жизнью, ибо человек недовольный жизнью не может быть счастливым.  Как и всякое иное чувство, оно должно исполнять функции, необходимые для достойной общественной жизни человека, его быстрое врастание в социально-экономическую среду общества при постоянном улучшении этой среды с точки зрения интересов и потребностей не только личности, но и всего общества.

     В основе формирования чувства справедливости лежит способность человека переживать привлекательное и отталкивающее и запоминать эти переживания. Чувство справедливости, возникшее стихийно, постепенно утрачивает прямую инстинктивную основу. Чувство справедливости есть чувство меры в общении человека с другими людьми в его отношении к обществу. Это проявление социального такта, которое психологически предотвращает поведение, способное вызвать дисгармонию в общественных отношениях, нанести ущерб интересам общества, коллектива, отдельных граждан.

     Чувство справедливости побуждает людей не только к уяснению и анализу социальной ситуации, но и в случае необходимости к действиям, которые направлены на ее улучшение. Данное чувство является одним из ведущих элементов эмоциональной жизни человека. К тому же оно относительно устойчиво, то есть, однажды сформировавшись, это чувство укореняется на многие годы.

     Чувство справедливости складывается в процессе практической деятельности людей. Они аккумулируют в себе, с одной стороны, индивидуальный чувственный опыт человека, а с другой - общественный смысл, значение совершаемых ими действий.

     Именно на основе данных представлений о справедливости формируются простые нормы справедливости, выступающие в качестве меры нравственно оправданного поведения людей в соответствующих ситуациях. Речь идет о нормах, которые обладают высшим авторитетом по сравнению с любыми другими нормами. Данные нормы содержат минимум условий, необходимых для совместной жизни людей. К ним можно отнести такие нормы, как нормы, предусматривающие право на личную неприкосновенность, на вознаграждение соразмерно трудовым затратам. Следует ещё раз отметить, что каждая эпоха вырабатывает свои элементарные нормы справедливости.

     В отличие от какой-то мечты о справедливости, идеалы справедливости включают в себя такие образцы поведения, которые если ещё не стали правилом, могут стать им в будущем, постепенно оформляясь в сознании людей. Такой идеал должен выполнять роль ориентира поведения, выступающего в виде образа, модели будущих отношений между людьми.

     На протяжении истории человечества понятие идеала было в значительной мере скомпрометировано. Означая несбыточную мечту, идеал уводил от действительных задач преобразования общества или же прикрывал низменные, реакционные цели. Оторванный от реальной действительности, он рано или поздно приводил к разочарованию, так как, оказавшись недосягаемым, выступал только как свидетельство слабости человека перед складывающимися обстоятельствами.

     Понятие «справедливость» правомерно рассматривать как один из идеалов. В этом виде справедливость живет в массовом сознании на интуитивном уровне, выявляясь как некоторый эталон, с которым люди сверяют свои поступки. Это своего рода манящий образ желанного, бесконечно дорогого, то с чем сравнивается, до чего дотягивается обычная жизнь.

     Конечно, интуиция может стать важнейшим путём познания справедливости, но как метод может исключить правильное познание справедливости и привести к обоснованию несправедливости и произвола.

     Если принять во внимание точку зрения, в соответствии с которой не каждый человек обладает настолько развитой интуицией, чтобы постигнуть суть справедливости, то придётся признать, что практическое решение проблемы справедливости удел немногих или даже одной выдающейся личности, которая обладает развитой способностью сверх рациональной интуиции. Научный анализ интуитивного метода познания справедливости, также как и исторический опыт человечества, показывает то, что интуитивизм может стать разновидностью догматизма и привести к авторитаризму или к тоталитаризму.

     Западногерманский философ права Г. Радбрух в своё время пытался доказать, что взаимосвязь этических ценностей независимо от личности не существует, а может быть лишь найдена субъективно, исходя из глубин личности, как от понимания им определения совести. Согласно его взглядам наука не способна дать объективно правильную оценку справедливости, точно так же, как и люди, совесть которых не поддается приведению к общему знаменателю. В своем подходе к ценностям вообще и к справедливости в частности наука должна лишь ограничиваться  развитием возможных оценок в синтетическом аспекте.

     Но определяя совесть как реакцию психики человека на противоречия между его поступками и убеждениями, можно прийти к выводу, что хорошо воспитанный среди добра и справедливости совестливый человек не пойдёт на преступление, в отличии от человека воспитанного в криминальной среде или в среде людей с низкой социальной ответственностью.

     Отталкиваясь от интуитивного метода познания справедливости можно сделать вывод, свидетельствующий о том, что справедливость логически познаваема и представляет собой рациональный идеал.

     Однако интуиция играет определенную роль в познавательном процессе только у хорошо образованного человека, вооружённого истинными знаниями. Речь идет не о той справедливости, которую отличает постижение некоторых истин путем непосредственного, часто внезапного и мгновенного озарения, а выстраданного своим жизненным содержанием.  Такой неосознанный и внелогический способ получения нового знания на пути для получения искомого результата часто к нему не приводит.  Но когда данная интуиция основывается на прочном фундаменте истинных знаний, подтверждённых опытом, практикой и наукой, это может привести к блестящим результатам!


Рецензии
- ЗАКОН, который должен быть принят абсолютным большинством граждан общества, как единственно для них без сомнения справедливый!
Есть 2 понятия принятия - 1. формальное утверждение акта законодателями по установленной процедуре.
Но вы имеете ввиду другое:- 2. принятие, т.е. одобрение и согласие с законом действительно большинства населения...
В действительности же у нас сейчас уровень правовой культуры очень низок, что порождает и вызывает новые коллизии.
У вас интересные статьи.

Олег Хлобустов   29.06.2022 12:27     Заявить о нарушении
Или нам уже наплевать на будущее наших внуков и правнуков и на будущее колыбели человечества?
- даже есть не большинство, но от 10 до 25 процентов населения страны настроены именно так, то это почти что конец для страны.

Олег Хлобустов   29.06.2022 12:30   Заявить о нарушении
Сегодня иногда пишут, что любой разговор о коммунизме преждевременен. На него нет ни социального запроса, ни реальных предпосылок для возникновения.

Но это только в России и прочих социально отсталых странах.

В демократической Финляндии все организованные в государство сельские и городские муниципальные общины самоуправления связаны социально-экономическими взаимоотношениями между собой с целью социально благополучного проживания всего трудящегося населения страны!

А в России люди пока для этого не созрели, поэтому ничего не получится. Это обирать трудящееся население огромные пространства России никому не мешают, а организовать население для нормальной жизни мешает жажда наживы самих россиян в каждом регионе страны.

Это в Финляндии с детства учат всех быть честными, а экономика строится прежде всего для удовлетворения всё возрастающих потребностей трудящегося населения, а в России все привыкли трудиться для увеличения прибыли и доходов власть и богатство имущих. Сначала на царское правительство, а потом на буржуазно привилегированное советское чиновничество, часто получая лишь минимальную зарплату за свой труд без всяких социально-бытовых гарантий. Одни чтобы выжить частенько воруют у государства и друг у друга, а другие у народа, чтобы нажиться...

В России НИКОГДА не было законов, чтобы с правом на честно и добросовестно нормированный общественно необходимый труд на благо общества, законодательно каждому, независимо от профессии, гарантировалось бы право хотя бы на социально-бытовых условий жизни не ниже достойных трудящегося человека норм от общего количества производимых для социального благополучия населения таких социально необходимых каждому благ, как добротное жильё, качественные основные продукты питания и фактура для одежды.

Где средства для жизни, приоритетно производимые трудящимся народом и необходимые каждому, распределялись бы относительно равномерно по узаконенному для всех равенству рабочего времени как равного для всех количества труда по количеству и квалификации честно и справедливо нормированного общественно необходимого труда по сложности, трудоёмкости, опасности для жизни и прочее.

И только с таким социально-экономическим законом бедных среди честных и добросовестных в труде граждан быть не может! Именно такие законы и других заставляют быть честными и добросовестными.

Когда достойные человека нормы распределения производимых базовых средств для жизни формируются по относительному равенству рабочего времени как относительно равного для всех количества труда, что должно определять и относительно равные для всех нормы количества средств для жизни от их общего производимого в стране количества.

А качество их потребления когда каждый будет формировать для себя и своей семьи сам от своей зарплаты при честном и справедливом нормировании труда на каждом рабочем месте в общественной экономике страны, вот тогда и социально-бытовые условия жизни у каждого будут формироваться по труду!

Поэтому там каждый трудящийся человек по закону принятому абсолютным большинством трудящегося населения страны имеет право на необходимые нормы базовых средств для жизни от общей массы производимых трудящимися общества и необходимых каждому для социально благополучной жизни в виде жилья, продуктов питания и фактуры на одежду, а не только на зарплату пропорционально труду не обеспеченную никакими гарантиями. А значит и добросовестные граждане там бедными быть не могут!

И это основа социально-экономических взаимоотношений финнов. А рынок формируется только на производимое сверх необходимых норм для социального благополучия общества.

Когда законные социальные гарантии ВСЕХ граждан общества формируются от его производственных мощностей, от мастерства и добросовестности трудящихся граждан страны, а не только от прибыли и доходов населения, то от этих законов и добросовестности зависят условия жизни и всех членов правительства.

Но если они хотят попасть под следствие за противоправные деяния, то это их проблемы! А в Финляндии службы обеспечения законности работают добросовестно, иначе и их служащим не поздоровится, если кто-то уличит их в нарушении закона!

Если трудящийся народ избрал эти законы в парламентской борьбе, то будьте любезны все граждане страны подчиняться этим законам!

Иначе за нарушение законов избранных абсолютным большинством трудящегося народа страны последует строгое наказание по статьям этого закона!

Финляндия это вам не Россия с её буржуазными варварскими законами.

Сегодня все финны, воспитанные в духе древних общинных традиций, редко задаются вопросом, что справедливо, а что несправедливо, они считают, что это и так каждому понятно само собой. Поэтому, отложив рассуждения о справедливости, их всегда заботит лишь польза дела для себя, для своего народа и для своей страны.

И подобное устройство экономики в Канаде, второй по величине стране мира. В Швейцарии, в Сингапуре, в Швеции, В Дании и в других социально развитых странах, но со своими национальными традициями и социально-экономическими законными гарантиями, которые зависят лишь от природных ресурсов этих стран и от сплочённости трудящегося народа для защиты своих общих интересов жить дружно и счастливо!

О жизни и доходах безработных в Финляндии -

http://proza.ru/2021/01/10/2163

Аникеев Александр Борисович   30.06.2022 05:24   Заявить о нарушении
Почему правительство России прекратило действие меморандумов между РФ и Северным советом министров, в том числе об учреждении информационных бюро этого Совета в Санкт-Петербурге и Калининграде.

В кабинете министров данное решение объяснили «недружественными действиями» североевропейских государств, входящих в организацию.
А ведь Северный Совет Министров — организация, созданная для координации сотрудничества между парламентами самых социально развитых стран мира, членами которого являются Швеция, Финляндия, Норвегия, Исландия и Дания.

В 1991 году в Санкт-Петербурге и Калининграде были открыты информационные бюро этого Совета, но решением российского правительства было прекращено практическое взаимодействие с Северным Советом Министров и реализацию проектов этой организации на территории России.

В 2015 году страны—члены организации приняли решение о закрытии представительств Совета в РФ на фоне требования российских властей о признании информационных бюро Совета иностранными агентами.

В мае 2022 года Россия также вышла из Совета государств Балтийского моря, объяснив это политизацией и деградацией организации.

Вы считаете это нормально?

И я считаю, что с точки зрения варварского развития жизни трудящихся граждан России это нормально...)))

Аникеев Александр Борисович   18.07.2022 05:15   Заявить о нарушении