Загадка портрета от Яна ван Эйка

 Всё рассказанное в этой статье не связано с моей любимой темой древнего Рима  - допотопного Петербурга, разве что происходило в то же время, когда город на Неве был ещё цел. Хотя, как знать...
Речь пойдёт о картине нидерландского художника Яна ван Эйка, известной, как "Портрет четы Андольфини". Ян Ван жил в 1385 (или 1390) - 1441. Точная дата рождения Яна ван Эйка неизвестна. Родился в городе Маасейке Льежской епархии в Северных Нидерландах. Учился у старшего брата Губерта и работал с ним до 1426 года. Начал самостоятельную деятельность в Гааге при дворе нидерландских графов. Впервые упомянут между 1422 и 1426 годами как «мастер Ян» в ранге камер-юнкера у графа Иоганна III.

 С 1425 года ван Эйк становится придворным герцога Бургундии Филиппа Доброго, который высоко ценил его как художника и щедро оплачивал работу. 19-м мая 1425 года датирован документ, из которого следует, что художник принят на службу к герцогу в качестве камердинера «со всеми почестями, преимуществами, свободами, правами, выгодами и жалованием...в 100 парижских ливров в год», а, значит,  получил неограниченную возможность бывать в тех местах, куда обычному человеку вход недоступен. 

 В 1427—1428 годах в составе герцогского посольства Ян ван Эйк из Франции отправляется в Испанию, а затем в Португалию в числе тех, кто должен был договориться о свадьбе Филиппа Доброго и португальской принцессы. Ван Эйку было поручено написать портрет невесты. Проводя время при королевских дворах Европы, получив возможность доступа к прекрасным коллекциям живописи, скульптуры, ван Эйк изучал историю королевских домов с их интригами, тайнами,  кознями и жестокими казнями. В 1431 году художник купил дом на своей родине в Брюгге - территория современной Бельгии, в котором поселился с семьёй и прожил до конца своих дней. 

 Там и была написана картина в 1434 году. Ее название стало известным спустя лишь 100 лет по записи в одной из инвентарных книг. Там она значилась, как «Большой портрет Hernoult le Fin в комнате со своей женой». Тогда же и решили, что «Hernoult le Fin» - это французский вариант написания итальянской фамилии Арнольфини.

 Долгое время считалось, что на картине изображен Джованни Арнольфини с супругой Джованной Ченами, но по архивным данным было установлено, что те поженились лишь в 1447 году, т. е. уже после того, как картина была готова, да и художника уже не было в живых. Современные искусствоведы придерживаются мнения, что это мог быть тот же купец, но с прежней женой, или же это двоюродный брат Арнольфини. 

 Получается, что название за картиной сохранилось, а истина до сих пор не установлена. Интересен путь картины от первого известного владельца, которым был испанский придворный дон Диего де Гевара, который подарил картину  Маргарите Австрийской, штатгальтеру Испанских Нидерландов. В инвентаре имущества Маргариты от 17 июля этого года отмечено по-французски:
Большая картина, называемая Эрнул-ле-Фин со своей женой в комнате, подаренная Мадам Доном Диего...

 Далеее картина числится в перечне имущества Маргариты Австрийской, затем Марии Венгерской - все штатгальтеры в Нидерландах.
Штатгальтер (нем. Statthalter «держатель места») или статхаудер (нидерл. stadhouder «держатель города») — в ряде государств Европы должностное лицо, осуществлявшее государственную власть и управление на какой-либо территории данного государства.
Когда размеры государства не позволяли главе государства оперативно реагировать на события в удалённых провинциях, то он назначал своего штатгальтера. Их часто называли губернаторами.

 Мария Венгерская, вернувшись в Испанию, привезла портрет ко двору, где его наличие прослеживается в инвентарных записях имущества королевского двора.  В 1816 году полковник британской армии Джеймс Хей, участник битвы при Ватерлоо, вероятно, прихватив картину из королевского дворца в качестве военного трофея, преподнёс её английскому принцу-регенту, будущему Георгу IV. Картина провисела в покоях принца некоторое время, затем была возвращена владельцу, Этого бы никогда не произошло, если бы полковнику Хею и принцу-регенту было известно, кто изображён на полотне.

 В 1842 году она была куплена только что основанной Лондонской национальной галереей и до 1856 года экспонировалась под названием «Фламандский мужчина и его жена».

 Несмотря на все споры о том, кто же тут изображен, базовая версия такова: это Джованни ди Николао Арнольфини, богатый купец из Лукки, который жил в Брюгге, и его жена Джованна Ченами. А торже­ственная сцена, которую представил ван Эйк, — это их помолвка или сама женитьба. Вот, дескать,  почему мужчина берет руку женщины — этот жест, iunctio, в зависимости от ситуации, означал либо обещание в будущем вступить в брак (fides pactionis), либо саму брачную клятву — добровольный союз, в который здесь и сейчас вступают жених и невеста (fides conjugii). Тогда почему у окна лежат апельсины, вдалеке висит веник, а в люстре посреди дня горит единственная свеча? Какая - то грустная картина получается, а уж лицо жениха вообще похоже на посмертную гипсовую маску.

 Ян ван Эйк - безусловный гений! Он создал картину-ребус. Всем известно, что и Леонардо да Винчи заставлял своих учеников решать подобные головоломки для тренировки ума и памяти, а он был большой мастер их создавать.Впервые ребусы, как загадки в рисунках появились в XV веке во Франции. 

 У Яна ван Эйка не было другой возможности запечатлеть на картине событие, которое его потрясло после посещения одного интересного места вместе с герцогом Бургундским, у которого он тогда служил. Они стали большими друзьями и  после смерти художника герцог взял на себя заботу о его семье.

 На картине изображены принц Филипп V и его жена Жанна Бургундская!

 В 1314 году французский королевский двор потряс грандиозный скандал. Все три невестки короля Франции Филиппа IV Красивого обвинялись в супружеской измене. Обвиняли принцесс Маргариту (супругу Людовика), Бланку (супругу Карла) и Жанну (супругу Филиппа ), их мужья были сыновьями короля и, следовательно наследниками престола. Позже все они и стали королями, каждый в своё время. Супружеская измена в средневековой королевской семье не была просто делом морали, она затрагивала государственные интересы и могла угрожать законности династии, сделав её нелигитимной. Было заведено уголовное дело, названное "Дело Нельской башни", в которой, по словам обвинения, происходила большая часть прелюбодеяния. Скандал привёл к пыткам и казни любовников принцесс и тюремному заключению невесток Филиппа IV.

 После пыток любовники принцесс Маргариты и Бланки - норманские рыцари братья д’Онэ сознались в содеянном и были жестоко казнены при огромном скоплении народа. Маргарита и Бланка также признали свою вину перед Парижским парламентом. Их приговорили к пожизненному заключению в мрачном замке Шато-Гайар в Нормандии.

 В отличие от Маргариты и Бланки по отношению к Жанне улик, подтверждающих факт измены, суд не обнаружил. Обвинения в адюльтере были сняты, однако принцессе все равно пришлось понести наказание за то, что она, зная о преступлениях бургундских родственниц, не сообщила о происходившем королю. Принцесса Бланка была родной младшей сестрой Жанны, и, наверное, любимой, потому и не сообщила.


 Жанна Бургундская провела год под арестом в Дурдане - замке в Бургундии и была помилована королём Людовиком X - старшим сыном Филиппа IV Красивого, занявшим трон после трагической смерти своего отца. По настоянию мужа её освободили, после того как в конце 1314 года парламент вместе с графами Валуа и Эврё объявил о её чистоте и невиновности и признал жертвой полицейской ошибки. В 1328 году, спустя 14 лет после громкого процесса, скончался последний из трех братьев Карл IV. Он также не оставил сыновей, и его преемником на престоле стал двоюродный брат Филипп VI — основатель династии Валуа.

Теперь же, учитывая всё вышеизложенное, займёмся картиной.

 «Портрет четы Арнольфини» — картина Яна ван Эйка, первый известный в европейской живописи парный портрет.
Портрет был создан в Брюгге в 1434 году и с 1842 года находится в Лондонской национальной галерее. Считается, что на нём изображены купец Джованни ди Николао Арнольфини и его жена, предположительно в их доме в Брюгге. Картина является одним из наиболее трудноинтерпретируемых произведений западной школы живописи Северного Возрождения, а споры о том, кто же изображён на ней, идут и в наше время." Википедия

 В музейных каталогах картина числится под названием "Свадьба Джованни Арнольфини и Джованны Ченами". Очень странно, что сюжет картины не понят искусствоведами, уж они-то должны читать геральдические символы, определять исторический период и страну по цвету одежды, по моде, интерьеру и прочим деталям. Картина очень интересная и те герои, что на ней изображены, хорошо известны даже в России любому читателю произведений Мориса Дрюона и Александра Дюма. 

 Вариантов трактовки картины множество, вы легко найдёте их в интернете, все они состоят из предположений, ничем убедительным не подкреплённых, не имеют единой концепции, словом: кто в лес, кто по дрова. Все исследователи только пытаются дополнить всеми уже  принятый вариант заключения брака и всё, что связано с фамилией Арнольфини. Почему? Кто сказал и доказал, что она верна?

 Как отмечает Эдвин Холл - автор книги об этой загадочной картине, то обстоятельство, что имя изображённого пишется в различных инвентарях по-разному, указывает, что оно, скорее всего, сохранилось в устной традиции или, как слышу, так и пишу.  
 La Tour de Nesle - Ля Тур дё Нэль - Нельская башня. Ар-ноль (нёль)-фини (вин) явно слышится и Нёль-Нэль и вина. Вспомним, что первое, написанное не автором картины, название, сделано через сотню с лишком  лет после создания картины. Понятно, что художник, одержимый идеей воплощения задуманного на полотне, не мог сделать это открыто и с портретным сходством героев. Он прекрасный портретист, лица на его портретах детализированы до иногда, неприглядных мелочей и, вдруг, такой блин вместо лица у мужчины в очень богатой одежде. Почему?

 Потому что он был на службе у потомка этой любвеобильной бургундской семейки и об этой истории наследникам, вряд ли, хотелось вспоминать, сто с небольшим лет маленький срок для истории. Но комнату в крепости Дурдан, в которой жила и молилась о помиловании принцесса Жанна, ему, конечно, показали. Наверное, тогда у художника возникла идея написания картины, что он и сделал через несколько лет. И над зеркалом, изображённом на картине, сделал надпись:" Ян ван Эйк здесь был". Был, видел место собственными глазами, запомнил, что и засвидетельствовал.

 В XV в. бургундский двор был одним из богатейших в Европе и считался законодателем мод. Бургундский костюм стал эталоном изящества, в нём воплотились основные черты готического стиля. И герои картины одеты по моде того времени с некоторыми особенностями костюма, соответствующего их положению в обществе.

 На картине запечатлён момент, когда принц Филипп прибыл в Дурдан за женой Жанной Бургундской, которую признали невиновной, чтобы на законном основании вернуть её в Лувр. 
 
 На нём тёмный дорожный наряд, из меха норки или соболя, на ногах кожаные штаны-чулки, деревянные сабо нужны были, чтобы дойти от кареты до комнаты Жанны в замке, поэтому они даже сильно не успели испачкаться.. Только муж может бросить уличную обувь в комнате у жены. Видно, что очень спешил, даже огромную шляпу не снял, сразу обратно собрался, но уже вместе. Огромная и  нелепая соломенная шляпа, могла быть, как самостоятельным головным убором для улицы, так и, по сути,  футляром для дорогого, богатого мехового убора, защищая его от осадков и прочих неожиданностей, которые в то время могли вылиться из любого окна дома на головы случайных прохожих.

 Дама одета в зелёное платье-роб, отделанное фестончиками и изнутри подбитое белым мехом - это верхнее платье, рукава нижнего платья и кусочек подола внизу голубого цвета. И очень интересная деталь платья - длинный шлейф. Длина шлейфа строго регламентировалась. Самый длинный шлейф могла носить только королева, затем герцогини и принцессы. Шлейф создавал много неудобств и следить за ним, носить его обязаны были фрейлины. Например, шлейф свадебного платья принцессы Дианы был около воьми метров. Как тут без помощниц-фрейлин обойтись? Дама держит левой рукой не подол платья, а длинный шлейф, длина которого явно не соответствует размерам комнаты, в которой находится. Значит, она занимает очень высокое положение и привыкла жить в покоях, где хвост платья может волочиться сзади без угрозы зацепиться за предмет мебели или дверной косяк. К тому же она собирается в дорогу и шлейф в руке , чтобы не мешал идти. Ведь здесь нет фрейлин. Белое покрывало на голове, украшенной рогами, говорит о статусе замужней дамы. А так же, колечко на безымянном пальце левой руки.

 Портретов короля Филиппа V Длинного и его жены королевы Жанны сохранилось много и ван Эйку было откуда скопировать их лица, но по этическим мотивам он не мог это сделать, поэтому дама у него с лицом, которое встречается на многих его полотнах, а лицо мужчины - просто маска: "Угадайте, кто я!". Картине сегодня можно было бы дать название типа: "Невиновна и свободна!". 

 Про жесты. В левой руке принц Филипп держит правую руку Жанны, показывая нам её пустую ладошку, смотрите, она чиста и безоружна, она оправдана судом и помилована королём. И Жанна, в ответ на это, начинает улыбаться.  Мы часто, если собираемся тронуться в дорогу, поднимаем руку к груди и опускаем её, устремляя вперёд, как бы говоря: в путь. Именно это означает его поднятая на уровень груди рука, он показывает направление. Куда? К двери, отражение которой мы видим в зеркале на задней стене комнаты. Художник тщательно продумал каждую деталь картины, учёл каждую мелочь. В дверях, можно разглядеть пару в одежде из кобальтово-синего (романский синий) и красного цветов, и кобальтово-синий рукав платья Жанны сливается в зеркале с таким же цветом наряда дамы - они одно целое. Кобальтовый с красными деталями - геральдические цвета Капетингов. И этому факту на картине так же есть подтвержение, ведь известно, что со смертью короля Франции Иоанна I - маленького сына Людовика X Сварливого в 1316 году, муж Жанны стал королём Франции Филиппом V, а она стала королевой-консортом. То есть, жестом руки принц Филипп приглашает свою жену пройти к французскому трону.

 О верности и преданности Жанны супружескому долгу говорит собачка у её ног. Что касается предполагаемой по пышному платью спереди,беременности Жанны, то их сын Людовик, родившийся после её освобождения, судя по срокам, был зачат именно в Дурдане, так как Филипп часто приезжал к любимой жене. Вероятно, художник точно знал этот факт от герцога и поэтому изобразил Жанну с намёком на беременность. Красные туфли Жанны, стоящие у кресла и подушка, на которой вмятинки по бокам от рук Жанны, показывают, что всё время она проводила именно там  в молитвах о спасении, иначе ей пришлось бы доживать свой век в монастыре. И как жуткая перспектива этого справа от зеркала статуэтка святой Маргариты, чётки и метла, которая легко могла вымести Жанну из Лувра в монастырь, как её сестру Бланку) или, как обычный сор из дома..
 
 Страсти Христовы, изображённые на раме, пришлось пережить и несчастным любовникам принцесс Маргариты и Бланки - братьям д, Орсе, подвергнутым жесточайшим пыткам и кровавой казни на глазах огромной толпы народа.

 К окну принцесса Жанна подходила не часто, поэтому и лежат на подоконнике и скамье под окном, нетронутые апельсины или персики.

 Комната, расположенная в башне с окном в стене, всегда имеет изогнутую стену. И чтобы зритель понял, что комната изображённая на картине, находится в башне, художник придумал гениальный приём - показал это через выпуклое зеркало, которое, вроде как, просто искривило отражение комнаты, на самом деле этим точно передал кривизну внешней стены. Ян ван Эйк - гений, безусловный гений! Но гораздо смелее был Великого Леонардо!

 Следующая деталь, которая вызывает множество разных толкований, это люстра. Корпус люстры составляют две башни, поставленные одна на другую, тут и Нельская башня и башня в Дурдане, в комнате которой находятся герои картины. Внизу люстры морда льва с кольцом в пасти. Лев символ царской власти, известный каждому, но не каждый может подтянуть львиную морду за кольцо, а эта пара с картины, скоро сможет. Все веточки люстры украшены трилистниками,  лилиями и крестами. Лилия - символ династии Капетингов. Такие же знаки были на стяге Жанны д,Арк.  Наконец, каждый подсвечник является перевёрнутой короной Капетингов. Единственная свеча на люстре скоро догорит, остальные свечи уже сгорели и чашечки пусты, тогда на смену Капетингам придёт династия Валуа. Все три сына короля Филиппа IV Красивого - Людовик, Филипп и Карл уйдут из жизни в течение четырнадцати лет, не оставив после себя потомков мужского пола, поэтому все короны - подсвечники уже перевёрнуты.

 К сожалению, мне не удалось найти в Сети фото комнаты в донжоне (главной башне) в Дурдане. В наши дни там работает музей и комнату, где жила Жанна Бургундская, можно посмотреть. У посетивших есть возможность сравнить увиденное с изображённым на картине ван Эйка.

 Нельзя не восхищаться замечательным нидерландским художником Яном ван Эйком, который с помощью магических живописных приёмов и использованием символов, доступных к пониманию и в наши дни,  сумел сохранить для потомков очень трагическую историю, никого при жизни не обидев и не затронув чести своего друга герцога Бургундского.

 Король Франции Филипп V стал одним из основоположников принятия Салического закона в части правил наследования престола, который был призван запретить женщинам наследовать корону Франции или передавать её через своих потомков.
Ибо:"негоже лилиям прясть". 

_______________________________

на фото: Ян ван Эйк "Портрет четы Арнольфини"
  фото из интернета

     Римма Соловьёва 29.06.2022


Рецензии
Ой, как это далеко от моих знаний истории. Поэтому - спасибо!

Виталий Овчинников   17.11.2022 10:24     Заявить о нарушении
Спасибо Вам, что заглянули на мою страничку!
Заходите ещё, я гостям рада! С теплом!

Римма Соловьёва   17.11.2022 14:54   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.