Сальери и Моцарт

       7-го мая 1825-го года в Вене скончался Антонио Сальери. Он был похоронен 10 мая на Мацляйндорфском католическом кладбище. За гробом шёл весь персонал императорской капеллы во главе с её директором, графом Морицем фон Дитрихштейном, а также все присутствовавшие в Вене капельмейстеры и композиторы, толпа музыкантов и множество любителей музыки. Позже в 1874 году останки композитора были перезахоронены на Центральном кладбище Вены.
      
       Ученик и последователь К. В. Глюка, автор более чем 40 опер, многочисленных инструментальных и вокально-инструментальных сочинений, Сальери был одним из самых известных и признанных композиторов своего времени и не менее прославленным педагогом: среди его учеников — не только сын Моцарта Франц Ксавер, но и такие гении как Людвиг ван Бетховен, Франц Шуберт, Ференц Лист и множество других известнейших музыкантов XIX века, среди которых Джакомо Мейербер, Ян Непомук Гуммель, Игнац Мошелес и Карл Черни. В Вене на протяжении 36 лет (1788—1824) Сальери занимал пост придворного капельмейстера — один из самых важных музыкальных постов в Европе.

       Несомненно, Сальери был гениальным композитором, но давняя сплетня, связывавшая его имя с именем Моцарта как предполагаемого убийцы, отравила его последние годы. Именно эта сплетня в конце концов спровоцировала у композитора нервный срыв. Позже Сальери был помещён в клинику для душевнобольных — как утверждала молва, после неудачной попытки самоубийства.

       Так был ли Антонио Сальери причиной смерти Вольфганга Амадея Моцарта или это всего лишь легенда, родившаяся с лёгкой руки Александра Сергеевича Пушкина? Известно, что одна из "Маленьких трагедий" Пушкина была задумана под названием «Зависть», а позже была названа «Моцарт и Сальери». По сюжету, Сальери завидовал успеху и таланту Моцарта и поэтому его отравил. Но на самом деле поводов у Сальери завидовать Моцарту абсолютно не было. Скорее, наоборот.

       Успех Сальери в XVIII в. был просто ошеломительным. Его оперы ставили гораздо чаще, чем произведения Моцарта. В 1774 г. в Вене скончался придворный композитор Гассман. Незадолго до этого туда приезжал Моцарт в надежде стать преемником Гассмана, но должность придворного композитора и капельмейстера итальянской оперы получил всё-таки Сальери. В глазах императора Сальери имел куда больший вес.

       Между двумя композиторами действительно существовало постоянное соперничество. Моцарт всегда пытался обогнать своего соперника, но ему это никак не удавалось. Сальери прекрасно знал вкусы публики и умел ей угодить.
Так, например, в феврале 1786 г. в одном конце Оранжереи императорского дворца ставилась опера Сальери, а в другом конце – Моцарта. Оба произведения были написаны по заказу императора Иосифа II. Но опера Моцарта провалилась, а опера Сальери имела большой успех у публики.

       Сальери сознавал, что Моцарт был гением, относился к нему по-дружески и без агрессии. Репутация Сальери как убийцы Моцарта основана прежде всего на пушкинской версии этого сюжета, хотя она и не соответствовала действительности. Возможно, причиной такой трактовки было то, что Сальери был автором оперы, в которой высмеивался Петр I, а к нему Пушкин относился с большим уважением; а возможно, Александр Сергеевич просто поверил слухам.

       Версия Пушкина в России опровергалась постоянно с момента публикации его маленькой трагедии, — в 30-х годах XIX века спорили даже не о том, отравил ли Сальери Моцарта, а о том, имел ли право Пушкин клеветать на Сальери, действительно ли искусство, как говорил П. В. Анненков, «имеет другую мораль, чем общество». Известный музыкальный критик А. Д. Улыбышев в изданной им в 1843 году «Новой биографии Моцарта» писал: «Если уж так нужно верить слухам, которые ещё находят отголоски, то один из них отметился жутким действием — Сальери отравил Моцарта. К счастью для памяти итальянца, эта сказка лишена как оснований, так и правдоподобности, она так же абсурдна, как и ужасна».

       Тем не менее «Маленькая трагедия» Пушкина про коварного Сальери и легкомысленного Моцарта в разное время вдохновляла и некоторых других литераторов, в том числе, предположительно, Питера Шеффера, автора пьесы «Амадей» (1979), по которой Милош Форман снял одноимённый фильм.

       Как бы то ни было, в последние годы Моцарт и Сальери не походили на врагов. Известно, что Сальери во второй половине 80-х годов дирижировал несколькими произведениями Моцарта, он же в 1791 году стал первым исполнителем Симфонии № 40, а после своего назначения придворным капельмейстером в 1788 году прежде всего вернул в репертуар оперу Моцарта «Свадьба Фигаро», которую считал лучшей его оперой.

      Но, несмотря на это, легенда об отравлении Моцарта Сальери живёт до сих пор. Ещё во время жизни Антонио Сальери она послужила поводом для настоящей травли великого композитора, которая в конечном итоге послужила причиной его душевной болезни. После его кончины разговоры усилились благодаря просочившимся в печать слухам о том, что он перед смертью будто бы сам признался в отравлении Моцарта. Вот что писал об этом близкий к семье Моцарта композитор и музыкальный критик Сигизмунд Нейком: «Многие газеты повторяли, что Сальери на смертном одре признался в ужасном преступлении, — в том, что он был виновником преждевременной смерти Моцарта, но ни одна из этих газет не указала источник этого ужасного обвинения, которое сделало бы ненавистной память человека, в течение 58 лет пользовавшегося всеобщим уважением жителей Вены. Долгом всякого человека является сказать то, что ему лично известно, поскольку речь идёт об опровержении клеветы, которою хотят заклеймить память выдающегося человека».

       Серьёзные исследователи обращают внимание на то, что сам факт исповеди Сальери никем и ничем не подтверждён, и лица, якобы слышавшие его признание, так и не были установлены. Наоборот, есть несколько фактов, опровергающих это. Например, два санитара, приставленные к Сальери в клинике, Дж. Розенберг и А. Порше, сделали 25 июня 1824 года письменное заявление, в котором «перед ликом Бога и перед всем человечеством» честью клялись в том, что ничего подобного никогда от Сальери не слышали, а заодно и в том, что «из-за его слабого здоровья никому, даже членам его семьи, не разрешалось навещать его».

       А вот что писал по поводу смерти Моцарта тогда же, в 1824 году, главный врач Вены доктор Э. Гульднер фон Лобес: «Он заболел ревматической и воспалительной лихорадкой поздней осенью. Эти заболевания были в то время широко распространены и поразили многих. Его смерть привлекла всеобщее внимание, но ни малейшего подозрения в отравлении никому и в голову не пришло. Болезнь приняла свой обычный оборот и имела свою обычную продолжительность. Подобное заболевание атаковало в то время большое количество жителей Вены и для многих из них имело столь же фатальный исход при тех же симптомах, что и у Моцарта. Официальное обследование тела не выявило ровно ничего необычного». 

       Между тем, на родине композитора долгое время даже не подозревали о существовании этой легенды, пока в Италию на гастроли не приехал английский театр с пьесой Шеффера. Именно эта пьеса, вызвавшая негодование в Италии, побудила Миланскую консерваторию инициировать процесс над композитором — по обвинению в убийстве Моцарта. В мае 1997 года суд, заседавший в главном зале миланского Дворца юстиции, заслушав свидетелей обвинения и защиты (исследователей жизни и творчества Моцарта и Сальери, а также врачей), оправдал композитора «за отсутствием состава преступления».

       В общем, в этом деле можно поставить точку. Судя по всем перечисленным фактам, и в том числе с юридической точки зрения Антонио Сальери невиновен! Но этот факт всегда будет подвергаться сомнению, прежде всего из-за творчества А. С. Пушкина, ведь «Маленькие трагедии» - одно из его самых известных произведений. А так как искусство Пушкина бессмертно, и он является гением русской литературы (в данном случае – злым гением, так уж получилось), то люди вечно будут читать трагедию "Моцарт и Сальери" и обсуждать её.

                Желаю всем удачи! Спасибо за внимание!

                Изображение из открытых источников.


Рецензии
🟢 Талантливый А.Пушкин умело распиарил Великого Сальери. Только и всего! Не натворивши чудес- не прославишься!

Райя Снегирева   02.05.2024 08:58     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв, Райа. Желаю счастья. С уважением.

Игорь Ковриков   02.05.2024 18:09   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.