Ч. 346 Россия глазами англичан

Предыдущая страница    http://proza.ru/2022/07/01/1653

Все русские морские офицеры, находясь за рубежом и общаясь с иностранными моряками, тщательно собирали сведения об иностранных флотах, прежде всего, об английском флоте и о тех странах,  которые они посещали.

Эти сведения затем передавались в инспекторский департамент Морского министерства, а оттуда  в другие департаменты Морского министерства по принадлежности.

Англичане широко использовали своих путешественников, которые странствовали с чётко определёнными целями. Интересно, как они описывали то, что видели в России после Крымской войны.

Вот впечатления одного из англичан, который находился на судне, доставившего в Кронштадт из Англии лейтенанта Шиллинга с фрегата «Диана», взятого в плен с частью экипажа на бриге «Грета».

Я с любопытством читал записки этого англичанина, опубликованные в Лондоне, потому что было интересно узнать, в каких условиях жили герои моего повествования о русском флоте.

Англичанин отдал должное продуманному расположению и постройке кронштадтских фортов. В Кронштадте все прибывшие проходили таможенный досмотр и затем могли отправиться в Петербург на маленьком пароходике.

У невской пристани, куда причаливал пароходик, была ещё одна таможня и большое количество извозчиков, поджидавших клиентов. Извозчики были одеты одинаково: в синих длиннополых кафтанах и чёрных фетровых шляпах.

Яркое впечатление у него оставили петербургские улицы, вымощенные мелким булыжником с ямами и выбоинами, езда по которым могла вытрясти душу из тела. Бросались в глаза многочисленные полицейские и священники.

В Казанском соборе англичанина удивило огромное количество флагов, знамён и ключей от взятых неприятельских крепостей. Он с удовлетворением отметил, что английских знамён там не было.

Поразили его Исаакиевский собор, Зимний дворец, куда пускали на экскурсии,  Петропавловская крепость, Александровская колонна. Он побывал на всех островах, в Александро-Невской Лавре, отметив, что рядом с ней прекрасный парк, какого нет ни в одном большом городе Европы.

Любознательный англичанин не поленился объездить все окрестности, начав с Царского Села. Восхищаясь Петром I и построенным на болотах городом, он отметил нездоровый климат, сырость. Если копнуть в любом месте землю на глубину три фута, написал он, то появится вода.

Смертность в Петербурге на 8 000 человек превышала рождаемость. На Невском проспекте, по его мнению, не было ничего особенно выдающегося, кроме его ширины и длины. Витрины маленькие, очевидно, из-за суровых зим для сохранения тепла.

Мостовая, жалкая и неудобная, сделанная из круглых булыжников или неровных деревянных блоков; экипажи посредственные, пассажиры в целом невзрачные; каждая улица заканчивается жалкими домами, унылыми пространствами с лошадьми, телегами и всякой дрянью.

Автор записок не прошёл мимо огромного контраста между роскошными особняками и жалкими домами простых горожан.

В 1856 году поездка по железной дороге из Петербурга в Москву занимала восемнадцать часов. Пейзаж показался англичанину однообразным: ни селений, ни городов. Чай, который он пил во время этого путешествия, доставлялся из Китая сухим путём.

В магазинах он продавался в небольших кожаных тюках. Стоимость чая в России и в Англии в этих магазинах была примерно одинаковой. Пиво в России равнялось чаю по популярности. Фрукты привозили с юга, и выглядели они непривлекательно, к тому же, были дорогие.

В пути поезд делал много продолжительных остановок, во время которых можно было перекусить и погулять. Англичанин написал:

«… я видел, как несколько очень миловидных барышень, ехавших с нами в одном вагоне, использовали время отдыха, чтобы выкурить сигареты, что они и делали с таким изяществом, что, к несчастью, соблазняли как незнакомцев, так и иностранцев последовать их дурному примеру».

Когда я читал эту книгу, изданную в 1875 году, то для меня было откровением, что девушки в то время курили. Зато порадовал англичанин, ратовавший за здоровый образ жизни. Интересно, откуда он узнал, что курение вредит здоровью?

В Москве, естественно, все иностранцы посещали Кремль. Англичанина после посещения Кремля поразило количество церквей и яркие краски их куполов, огромные рынки, различные достопримечательности старой столицы.

Никаких следов пожара 1812 года нигде не было видно. Автор записок побывал и в Оружейной палате. Когда я читал книгу, мне показалось, что Москва произвела на него большее впечатление, чем Петербург.

Автор записок общался с англичанами и шотландцами, которые жили  по много лет в России и хорошо знали местные нравы и обычаи. Он были владельцами  промышленных предприятий  или управляющими.

Один из них, владелец ткацкой фабрики, рассказал, что с фабрики постоянно воровали тюки с хлопком, из-за чего несли большие убытки. С большими трудностями удалось установить воров.

Но, по его словам, «правосудие настолько коррумпировано, от высшего до низшего звена, настолько объединены все стороны, заинтересованные в том, чтобы действовать исключительно со ссылкой на свою собственную вероятную прибыль в деньгах,

что всегда очень сложно решить проблему, независимо от того, теряется ли больше или приобретается при обращении в суд, чтобы вернуть имущество. Взяточничество столь велико, столь постыдно и сведено к такой науке и искусству, что жалобщик всегда остается в неведении, на чьей стороне полиция, которую он нанимает для поиска похищенного,

адвокат, которого он нанимает, судья, рассматривающий дело. Каждый из них может получить взятку в виде более высокой суммы, чем со стороны жалобщика".

Поэтому в России лучше не судиться, а решать вопрос неофициально, что он и сделал, чтобы вернуть украденный хлопок.

Выяснилось, что сын одного из ведущих московских купцов и член ее высшей «гильдии» имел обыкновение подкупать возчиков хлопка, чтобы те время от времени сбрасывали мешок с хлопком в определенном месте в лесу, а «джентльмен» подбирал его.

Англичанин подстерёг его с револьвером, когда тот погрузил тюк на пустую телегу и доставил в местное отделение полиции, исправник в котором был им подкуплен. Автор записок изумился, зачем нужно было подкупать полицейского.

Ему снисходительно объяснили присутствовавшие: «В этой стране каждый человек должен давать взятки. Это налог, понятный и установленный». - "По какой ставке?" – Ему ответил рассказчик:

«Я знаю некоторые дома, которые платят почтмейстеру один раз в неделю, торговец, который отказывался от этого, не получал писем до тех пор, пока не заплатил. Если бы мы не дали взятку полиции, ни мы, ни они не могли бы жить.

Например, полицейский, о котором я говорю, получает только номинальное жалованье, скажем, 100 рублей. Но он должен содержать четырех лошадей и двух помощников. А пособия на содержание лошадей он не получает, эти деньги забирает себе его начальник».

Продолжение http://proza.ru/2022/07/05/717


Рецензии
Сейчас от десяти до пяти часов дорога занимает от Москвы до Питера. Недалеко ушли)

О том, что из себя теперь представляют некогда шикарные дома, документалку недавно смотрел. Во многие полуразрушенные особняки простым смертным путь заказан. Можете глянуть на досуге, -- http://www.youtube.com/watch?v=l0kPjKzhY_E&t=1s

Есть у меня пара знакомых в современной полиции. Один отсидел и ушел оттуда. Другой -- посидел, будучи уже адвокатом, теперь в бизнес какой-то подался. Третий -- работает. Ничего о делах его не знаю, но человек хороший. Ездит на стареньком обычном авто. Но такие, вероятно, -- реликт, -- остатки былой офицерской закалки)

Интересно у Вас, Владимир.

С уважением,

Вадим Вегнер   23.03.2024 21:42     Заявить о нарушении
Спасибо, Вадим. Посмотрел по ссылке. Красота даже в запущенном виде.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   23.03.2024 22:17   Заявить о нарушении
Воистину, Владимир. Был бы я миллиардером, не в космос бы вложился, но в этот город. Жаль мне его...

Вадим Вегнер   23.03.2024 23:04   Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.