Наша стройотрядовская свадьба

  Впервые я встретила своего будущего мужа на вступительных экзаменах в институт. Мы сдавали математику. Я сидела за ученическим столом и писала ответы на вопросы из вытянутого билета. Математику я не сильно любила, но в школе учили нас хорошо (я даже год проучилась в математическом спецклассе, но не потянула и перешла в обычный). Поэтому особых проблем с этим экзаменом не было, уж на четверку-то я рассчитывала твёрдо, а больше и не надо было. Вскоре за мой стол подсел симпатичный высокий светловолосый парень в рубашке защитного цвета. На вчерашнего школьника он не походил – был явно старше, а солдатская рубашка говорила о том, что парень уже вернулся из армии. Такие абитуриенты проходили в институт вне конкурса при условии положительных оценок на вступительных экзаменах. Однако понятно, что за два армейских года многое из школьных знаний забывалось… Вот и мой сосед что-то вяло писал на листочке, часто останавливался и задумчиво смотрел в сторону… Чувствовалось, что вопросы билета вызывают у него явные затруднения. Мне стало жалко парня. Я глянула на его экзаменационный билет, быстро на черновике написала необходимые формулы и подсунула соседу. Он благодарно кивнул, переписал на свой листок и, видно уже что-то вспомнив, более активно стал писать дальше. Я получила за ответ свою ожидаемую четверку и вышла из кабинета. Парня после этого видела ещё пару раз в коридорах института, пока шли экзамены, и порадовалась, что раз он домой не уехал, значит экзамен благополучно сдал.
  А познакомились мы с ним на первой студенческой «картошке». Тогда во всех советских вузах была традиция – студенты младших курсов весь сентябрь проводили на колхозных и совхозных полях – убирали овощи, а в южных республиках собирали хлопок, помидоры, виноград. В России чаще всего вывозили на уборку картофеля, поэтому нам объявили, что все зачисленные 1 сентября едут «на картошку». И вот здесь я попала в одну бригаду со своим соседом по экзамену. Познакомились: - Василий, приехал из  Курганской области, - Люба, из Перми. Разговорились. Оказалось, что мы почти земляки – его отец тоже был пермяком и со своей будущей женой, Васиной матерью, встретился во время учёбы в Пермском университете, где они учились в одной группе. Во время совместной работы мы почувствовали взаимное притяжение… Потом были вечерние прогулки под луной, долгие разговоры, первые поцелуи…
  Вернувшись «с картошки», сели за один стол да так вместе и просидели все пять студенческих лет.
  После второго курса института мы решили пожениться. И его и мои родители жили в других городах, напрягать их с нашей свадьбой не хотелось – и материально и физически это было затратно, да и друзья-студенты все здесь. Решили, что «на картошку» в этом году не поедем: я вместо трудовой «картофельной» повинности останусь в июле поработать в приёмной комиссии института (принимать документы абитуриентов), а Василий на всё лето уезжал со студенческим стройотрядом. И свадьбу свою решили отпраздновать в конце августа в его стройотряде. Так выходило и дешевле, и веселее. А потом поехать сначала в Пермь, и там скромно отпраздновать с моей семьёй, затем в его родной Куртамыш, а после на заработанные в стройотряде деньги поехать на юг в свадебное путешествие!
  Стройотряд нашего факультета работал в тот год на севере Свердловской области в маленьком посёлке лесозаготовителей со смешным названием Бакарюка. Два летних месяца, июль и август, студенты занимались ремонтом и строительством домов в посёлке и ремонтом местной школы. Но подавать заявление и проходить регистрацию надо было в районном центре, посёлке Восточном, до которого от Бакарюки надо было ехать по узкоколейке на маленьком пассажирском поезде около двух часов. И вот в конце июля я сначала ночным поездом, а потом на попутной дрезине почти сутки добиралась до стройотряда. Затем, договорившись с командиром стройотряда Володей, мы с Василием поехали в Восточный и подали заявление на регистрацию (полагалось делать это за месяц). Выбрали день предстоящей свадьбы – 27 августа, когда работа стройотряда должна была подходить к завершению. Новоиспечённый жених тут же отправился назад (отпустили только на полдня), а я через несколько часов ожидания на старом обшарпанном заплёванном вокзале села на проходящий поезд и поехала домой в Пермь, готовиться к предстоящей свадьбе.
  Хотя какая там была нужна особая подготовка? Платье на свадьбу мне пообещала сшить моя лучшая студенческая подружка и замечательная мастерица Ниночка. Я решила, что настоящее белое свадебное платье для стройотрядовской свадьбы – непрактично, и дорого для студенческого кошелька. Остановились на нарядном летнем платье из светлого искусственного шёлка, которое можно будет носить и после свадьбы. И я купила такой материал бледно-кремового, почти белого цвета со светлым цветочным рисунком. Отвезла в Асбест Ниночке, обговорили фасон – с короткими рукавами, отрезное по талии с расширяющейся книзу юбкой средней длины. Она тут же раскроила, наметала, примерила… Всё горело в её руках, и я не сомневалась, что платье у меня будет красивым, хоть и не настоящим свадебным белым. Что ещё нужно невесте? Туфли белые у меня были, подаренные старшим братом на окончание школы, я и надевала-то их не больше 2-3 раз – на выпускной вечер и в театр. Фата? Купила короткую, до плеч в нашем ЦУМе. Костюм жениху? У него был новый польский джинсовый костюм (а джинса тогда была в большой моде!), решили, что для стройотрядовской свадьбы самое то. Оставалось ждать назначенного срока свадьбы.
  И вот я снова еду в жёстком вагоне из родной Перми в далёкую Бакарюку. Туда же из своего Асбеста добирается подруга Ниночка, она будет моей свидетельницей на свадьбе. В стройотряде к нашей свадьбе уже готовятся – объявили банно-выходной день, украсили цветами столовую, продумали праздничное меню… Но сначала небольшой группой едем на регистрацию в посёлок Восточный: мы, наши свидетели Нина и Витя (тоже пермяк) и командир стройотряда Володя. Туда поехали на том самом маленьком поезде, который связывал отдалённые леспромхозовские посёлки с районным центром и проходил по узкоколейке мимо Бакарюки раз в день.
  Скромное здание поселкового совета, регистрация, поздравления, цветы… Поезд обратно в Бакарюку пойдёт лишь вечером, и командир Володя договаривается об индивидуальном транспорте – автодрезине (маленьком пассажирском вагончике с мотором). Вот так. У всех на свадьбах – банальные легковушки с пупсами, а у нас автодрезина!
  В стройотрядовской столовой уже ждут накрытые столы. Девочки-повара постарались – всё вкусно, празднично, красиво… Спиртное в стройотряде запрещено, но по стакану шампанского (бокалов конечно нет) разрешается выпить всем. Поздравления, пожелания… Танцы… В какой-то момент стройотрядовцы-однокурсники обманом завлекают меня в единственный в посёлке грузовик и якобы пытаются увезти от растерявшегося жениха, а он бежит за машиной и, благополучно догнав её, залезает в кузов и мы с триумфом возвращаемся обратно. (Традиционное свадебное развлечение «кража невесты»). Впрочем, по ухабистой деревенской улице грузовик и не пытался ехать быстро…
  Горят звёзды на высоком августовском чёрном небе, прохладный ветер обдувает разгорячённое лицо, и тревожно-счастливо бьётся сердце…
  Поселяют нас в отдельный только что построенный дом, где ничего нет, кроме притащенной из общего корпуса кровати… Последние несколько дней до отъезда Василий по-прежнему работает в стройотряде, а мы с Ниночкой помогаем на кухне девочкам-поварихам, дожидаясь окончания работы отряда. Впереди нас ждут маленькие семейные праздники в Перми и Куртамыше и свадебное путешествие на Чёрное море на заработанные в стройотряде деньги. (Об этой поездке у меня уже есть рассказик «Свадебное путешествие советских времён»).
  Кажется, всё это было совсем недавно, и не верится, что уже немного лет осталось до празднования нашей золотой свадьбы…

Фото с нашей стройотрядовской свадьбы.
   


Рецензии
Какая милая, трогательная история!
Здоровья и счастья всей Вашей семье!

Вера Протасова   06.07.2022 00:11     Заявить о нарушении
Большое спасибо, Вера, за внимание и пожелания!

Любовь Полякова Пермь   06.07.2022 06:03   Заявить о нарушении