Немного о профдеформации

Немного о профдеформации.

Когда я лежу и вдруг поднимая руки складываю их под голову, я моментально представляю себя махой одетой. Или раздетой - в зависимости от того, где и в чём я лежу. Ну да… Так вот, не то чтобы Гойя был любимым художником, но тяжкий путь познания его - это и мой  путь тоже. Поэтому да, не было такого случая, чтобы я не представила себя махой в этой позе. Хотя недавно доктор кардиолог, увидев меня на обходе в такой позе, сделал замечание, что руки вверх мне держать нельзя. Нельзя. Нельзя! Но... очень хочется. Такая вот сразу маха, или герцогиня Альба в одеждах простиго... в спецодежде женщин независимого характера и невесомого поведения. Такая профдеформация у меня.

Что касается мах …Махи - это явление исключительно испанское. И  сугубо народное.
 
Кстати, для понимания ситуации. В Испании инквизиция (!!!) просуществовала до середины 19 века. А это, как бы попроще выразиться. Запреты. И даже не так.

Пожалуй надо сказать о роли женщины в обществе того периода. И роль эта незавидная. Женщина просто тонула в паутине социальных установок и общественных законов Испании. А суть  этих установок выражена в одной из старых испанских поговорок: "Сломайте женщине ногу и пусть она сидит дома". И это не только в 18, 19 веке. Так было до середины 20 века! И дом часто являлся тюрьмой с закрытыми не только дверями, но и ставнями.
 
Да и на улице девушка не должна поднимать глаза на мужчин. И даже в церкви - им разрешено  смотреть только на одного мужчину - на священника, да и то, только потому, что он в платье. Знай своё место, женщина! 
Или, как у немцев для женщин  правило - "закон трёх К"
 Kinder, Kuche, Kirche.
А в слоях пониже к этому можно добавить ещё испанские  виноградники, поле, скотину…

Да, социальные установки и требования. НО. Во-первых, если слишком ущемлять, обязательно сыщутся те, кто восстанет. И во-вторых. Молодость безрассудна и самостоятельна. Ей не нужны ничьи советы. Когда бушуют гормоны, трудно соблюдать законы. Поэтому всегда находятся личности готовые нарушать их.

 
 В конце 18 века в Мадриде стали появляться молодые простолюдинки из окрестных деревень и провинций. Хитрые и находчивые, умеющие вывернуться из любого положения подружки махо, вооружённых до зубов горячих испанских драчунов, живущих в районах бедноты и ремесленников. Махо, презирающие богатых и ненавидящие их. Дерзость и независимость этих мачо даже стала предметом зависти в высоких кругах. Ведь они своим поведением с таким вызовом нарушали устои общества.

 У столь колоритных персонажей появилась особая мода - широкополая шляпа, низко надвинутая на глаза, длинный плащ с закинутой через плечо полой, изукрашенные жилеты, расшитые короткие пиджачки с рукавами фонариками, (французы их потом назовут "фигаро"), штанишки по колено и туго намотанный вокруг талии  широкий, чаще всего красный, пояс с заткнутым за него кривым навахо. В это время в просвещенной Европе царил утончённый стиль ампир, мода на античность была во всём.

В юности меня очень привлекала испанская культура. Возможно повлиял роман Фейхтвангера, возможно живопись Эль Греко, а может быть новеллы Проспера Мериме, но скорее всего страстная поэзия Федерико Гарсиа Лорки. До сих пор обожаю:

За голубой ежевикой
у тростникового плеса
я в белый песок впечатал
ее смоляные косы.
Я сдернул шёлковый галстук.
Она наряд разбросала.
Я снял ремень с кобурою,
она — четыре корсажа.
Её жасминная кожа
светилась жемчугом теплым,
нежнее лунного света,
когда скользит он по стеклам.
А бедра её метались,
как пойманные форели,
то лунным холодом стыли,
то белым огнем горели.
И лучшей в мире дорогой
до первой утренней птицы
меня этой ночью мчала
атласная кобылица…*

Почему-то всё время в строчках : "Она наряд разбросала Я снял ремень с кобурою, она — четыре корсажа" мне слышится, или я проговариваю не "четыре корсажа", а  "четыре кинжала". Ведь махи именно кинжалы прятали за резинкой-подвязкой чулок под пышными юбками. Шур-шур-шур цыганскими воланами. Высокие гребни с мантильей в волосах. И танцы фламенко - тот самый вечный спор между махой и махо.
 Женись на мне -Ни за что! Я и так возьму твоё сердце - Попробуй!
Все эти Карменситы, звенящие тамбуринами, выбивающие ритм кастаньетами, и кажется что пулемётная дробь каблуков любое сердце прострелит и уложит наповал. Что там госпожа укротительница Назарова, щёлкающая хлыстом по манежу перед носом тигра. Тигров легче усмирить, чем махо.

Образ, квинтэссенция испанки - гордой и независимой - сформировался там, в "моей Андалузии слёзной".

Бунтаркой слыла и герцогиня Альба. Властная, богатая, неистовая, признанная первая красавица Мадрида, презирающая правила, любящая переодеваться в маху и устраивать в своём замке праздничные обеды не только для своего высшего круга, но и для бедняков. Любила корриду и общение с народом. А народ платил ей в ответ всеобщим почитанием, обожанием  “нашей Альбы” и прощением ей всех выходок. Поэты посвящали ей стихи, музыканты – песни. Судьбе было угодно чтобы встретились две гордости, два пылающих костра. Высокородная красавица и художник.
 
И, если герцогиня притворялась, играя в маху, то придворный художник  Франсиско Гойя им и был. Во всяком случае о похождениях "бешеного Гойи" ещё при его жизни ходили легенды. В молодости он отличался незаурядной силой и ловкостью. Имея взрывной характер Гойя не сдерживал своей любвеобильности и от того нередко встревал в драки с поножовщиной. Иногда приходилось скрываться из города. Но к 50 годам художник уже остепенился. В 1785 году его  избирают на почётную должность вице-директора Королевской Академии, а в 1795 и директором её живописного отделения. Да, он не принц и даже не граф или барон, а сын дочери обедневшего идальго и среднего по достатку мастера по золочению. Не аристократ совсем, а очень хотелось придумать легенду о принадлежности к высшему свету. И войти в него.
 Хоть и придворный художник, королевский, но обслуга есть обслуга, пусть и очень талантливая. И усмирять свой нрав приходилось жестоко.

А вот Каэтана… донья Мария дель Пилар Тереза Каэтана де Сильва и Альварес де Толедо маркиза де Вильябранка герцогиня Альба… Кровь Каэтаны настолько голубая, что по рождению она считалась выше самой королевы.

И да, герцогиня не была дамой благопристойного поведения. Общество знало о её многочисленных связях, которые она и не думала скрывать. Муж, герцог смотрел на всё сквозь пальцы. И заказал Ф.Гойе портреты - свой и жены. И пригласил к себе во дворец, выделив для него помещение под мастерскую. И художник переехал к ним в родовой замок.
Да вот так случилось.

Франсиско Гойя и Каэтана Альба, наверное, самая известная испанская любовная пара. Отношения длиною почти в 10 лет (судя по датам написания портретов - то с 1795 по 1802). Но был ли между ними настоящий роман? Наверно мы вправе думать так, как мы это чувствуем. Доказательств, документальных подтверждений, кроме произведений самого художника нет. Кто что видит, то так и принимает.

Прожив жизнь, зная работы Гойи, я понимаю, что художественный вымысел писателя очень убедителен. Вымысел. Фейхтвангера. И, как ни странно, но у Гойи больше всего люблю единственный портрет венчанной жены его.  Не знаю, насколько он любилнелюбил её, если пришлось жениться на отяжелевшей подружке, сестре друга, но детей она ему рожала исправно, и портрет её считаю одним из лучших в его наследии.http://proza.ru/2022/07/07/50 Личные пристрастия, понимаю конечно, что это очень субъективно, но ничего с собой поделать не могу. Смотрю на изображение Хосефы (1801г) и вижу  тихую, нежную, спокойную женщину, женщину-тыл. Столько воздушности. Значит и через 28 лет  были чувства более  глубокие чем просто страсть?

Но возвращусь к Герцогине Альба. Очень люблю рассматривать её портрет, который висел у художника в доме до самой его смерти.http://proza.ru/2022/07/07/54 Каэтана там в чёрном траурном платье( муж умер) и чёрной мантилье. Под чёрной вуалью просвечивает жёлтый цвет лифа. Золотые манжеты. Красный с золотом пояс. Чёрные кудри львиной гривой. Гордая красавица знает себе цену. Это видно по её лицу.(1797 год). На правой руке два кольца. И странный жест указательного пальца в пол. В 60-х годах прошлого века при реставрации обнаружили надпись на земле в том месте куда указывал палец - "Solo Goya"- "Только Гойя".
На одном пальце кольцо с надписью "Альба", на другом "Гойя". И перст, указующий на надпись на дорожке. Так что же, Каэтана только страсть, только невозможность обладания? Или была возможность?

 Пожалуй стоит сказать, что слухи вокруг этой пары не смолкали ни при их жизни, ни после смерти. Слишком громкие имена. И слишком скрытые тайны. И эти тайны умирали с их смертью Все секреты за закрытыми ставнями береглись так, что вряд ли кто теперь разгадает те трагедии, которые выходили за "рамки приличия"  настолько тщательно они скрывались.
Ведь главное не то, что в доме происходит. А то, что разрешат сказать.
 
А герцогиня... Любила появляться и дразнить общество в одежде простолюдинок и таскалась по тавернам с Франсиско, и танцевала народные танцы, и требовала написать её портрет в образе махи. И при всём при том ей всё прощалось! Народ её обожал, мужчины складывались у её ног поленницей.

Ну что ж, Гойя написал герцогиню Альба в одежде махи. И без одежды.

 Картины висели у неё во дворце в тайной комнате, куда она редко кого приглашала. Для них был придуман специальный механизм, который прятал одну картину под другой. При нажатии на секретный рычажок "Маха одетая" поднималась вверх и под ней возникала "Маха раздетая". Так герцогиня Каэтана любовалась произведениями Гойи.
После её смерти картины достались фавориту королевы и фактическому правителю Испании канцлеру Мануэлю Годою. И если у герцогини Альба  мало кто видел даже маху одетую, тем более без одежд, то несмотря на  всяческие ухищрения первого министра королевства, весть быстренько долетела до глав церкви и инквизиции.(да-да, и Годой спрятал "Обнаженную Маху" в специальную раму, которая позволяла после любования "Одетой махой", при  нажатии на механизм  переворачивающий как страницу в книге холст, увидеть обнажённую герцогиню. Хотя может и не герцогиню вовсе, а любовницу самого Годоя.) Тайны, тайны, сплошные тайны.

Так вот. На ковёр был вызван не только первый министр, но и Гойя, которого тот сдал. Всё правда закончилсь относительно удачно. Никого и ничего не сожгли. Скандал с "Капричос" был куда мощнее, но и там удалось замять. К слову, в своих офортах  художник изобразил герцогиню ведьмой. В душе-то его страсти бушевали сумасшедшие.

***
Когда в 1998 году обе картины привезли в Эрмитаж, я тут же побежала в музей смотреть их живьём. Экспонировались они крайне неудачно на мой взгляд. НЕ рядом, а через дверной проём на приличном расстоянии друг от друга. И чтобы их сравнить, нужно было отходить на большое расстояние. И вот  отойдя, мне бросилось в глаза…  Нет, я понимаю Гойя, это ГОЙЯ, но всё же, всё же голова у обнажённой махи как-то неестественно прикрепляется к шее, и руки как-то не так расположены, и вообще кажется что голова герцогини, а тулово  служанки, рабыни, любовницы, или  натурщицы. Ну да ладно! Одетая или раздетая, герцогиня или служанка, с руками не оттуда растущими и приделанной головой (ну хорошо, хорошо, написанной после,  поверх другого, чужого тела), но всё равно - как прекрасна эта Женщина.
Кстати у одетой махи и голова и руки на месте. Прозрачная ткань мягко струится по ногам, обрисовывает тело таинственными складками. Одетая маха, кажется  обольстительней, чем маха уже обнаженная.

Так были или не были отношения между придворным художником и именитой своенравной красавицей?  …Невесты закройте ставни…

Вокруг одни тайны. Тайной осталась и смерть Каэтаны  А слухи.. конечно распространялись, что совершенно не нравилось именитым родственникам, а потом и пра пра родственникам.  Поэтому в 1945г  потомки герцогов Альба решили провести эксгумацию тела Каэтаны, чтобы восстановить доброе имя. НО оказалось, французы, оккупировавшие Испанию уже растрясли могилу и там остались кости, не дающие возможности установить настоящие пропорции герцогини. Так что… опять бездоказательно.

Недавно скончалась 18-ая герцогиня Альба.http://proza.ru/2022/07/07/56 Тоже Каэтана. Не упомянуть её не могу. Уж слишком похожи обе герцогини характером, неуёмностью и страстью.
Титулов у неё… Королева Елизавета в подружках была. При правлении Франко с семьей бежала из Испании и скрывалась в Англии. Три раза была замужем. С первым мужем прожила 26 лет, и когда выходила замуж во второй раз - все четверо детей были против. Она же заявила - зато теперь у неё не будет любовников! В 53 года  стала учиться танцевать фламенко и мужу это очень нравилось, он оказался совсем простым по социальной лестнице. Но какая же интересная личность  прожила с “любимым  мужчиной всей моей жизни” в счастливом браке ещё 20 лет. А потом… похоронив его,  потом снова влюбилась. Шокировала общество. Честно говоря не представляю, как она смогла жить с тем лицом, что сотворил с ней "волшебный" хирург. Но ведь мужчина, который скрасил последние годы её жизни любил её и с тем лицом. И после её смерти он оставил себе только фотографию любимой, не покушаясь на её деньги и титулы.

Вообще это отдельная история и читать её, знакомиться с ней лучше в другом месте. Например в МкК есть большой материал о её жизни. В её дворце висят портреты 13-ой герцогини Альба - работы Гойи.  А махи… висят в музее Прадо.
 
"Танцует в Севилье Кармен У стен, голубых от мела, И жарки зрачки у Кармен, А волосы снежно-белы. Невесты закройте ставни! Пустынны дворы Севильи, И в их глубине вечерней Сердцам андалузским снятся Следы позабытых терний. Невесты, закройте ставни!." **

Вот такие махи у Гойи и такие герцогини Альба.
А я … А что я. Вспоминаю о них только когда оказываюсь лёжа в постели с поднятыми и подложенными под шею руками. И одетая. И раздетая. Маха. Почти герцогиня.


*Федерико Гарсия Лорка. Отрывок из стихотворения "Неверная жена" в переводе Анатолия Михайловича Гелескула
** Ф. Г. Лорка. Отрывок из стихотворения "Танец" в переводе Анатолия Михайловича Гелескула

Приложение 1.http://proza.ru/2022/07/07/50 Хосефа Байеу, жена художника, 1801
Приложение 2.http://proza.ru/2022/07/07/54"Герцогиня Альба в чёрном".
Приложение 3.http://proza.ru/2022/07/07/56 18-ая герцогиня Каэтана Альба


Рецензии
Любая женщина есть сокровище, но чаще всего ее используют в качестве тягловой силы....

Андрей Бухаров   03.04.2023 23:11     Заявить о нарушении
Как говорится -"За каждым великим мужчиной стоит великая женщина"
Исключения только подтверждают правило.

Эль Ка 3   04.04.2023 02:32   Заявить о нарушении
Ну да, после того как в Питере появился медный всадник с надписью Петру Великому от Екатерины, ее тоже стали называть Великой даже несмотря на " нерусское" происхождение....

Андрей Бухаров   04.04.2023 04:37   Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.