Адриано Челентано - артист широкого профиля

Этапы великой карьеры: певец, поющий актер, актер и певец…


Когда мы пытаемся кратко обозначить какое-то лицо, чтобы было понятно, о ком идет речь, то обычно к его фамилии мы присоединяем профессию (должность) или основное занятие: например, видеоблогер Хованский, министр Мантуров, писатель Улицкая, домохозяйка Кабаева…

Но не со всеми людьми можно провернуть подобный номер. Есть среди нас такие титаны (например, Дмитрий Быков - писатель, публицист, журналист, учитель, лектор, радиоведущий, видеоблогер), для краткой характеристики которых одного обозначения будет мало. Подобная история произошла и с итальянцем Адриано Челентано – настоящим человеком эпохи Возрождения, который как и его предшественник Леонардо Да Винчи проявил себя в самых разных амплуа. Челентано был певцом, актером, режиссером, сценаристом, композитором, поэтом, продюсером, телеведущим, мужем Клаудии Мори и любовником Орнеллы Мути.
 
Разумеется, сейчас Челентано можно называть не только без указания его основного занятия, но даже без фамилии.  Просто Адриано (как когда-то Да Винчи звали просто Леонардо). Но боюсь, что подобное обозначение будет понятно не всем. Для тех поколений, которые помнят последние годы СССР, Адриано Челентано – человек, не нуждающийся в представлении. В отношении молодежи подобное высказывание вряд ли будет справедливым. Для них уже надо уточнять, кто это такой. Актер, певец и режиссер? Или достаточно упомянуть его главные творческие занятия - певец и актер? Но будет ли это правильно, если Адриано последние 30 лет в кино не снимается, но диски записывает более-менее регулярно даже на пенсии?.. Может, стоит его именовать просто артистом? Артист широкого профиля Челентано?...

На самом деле моя статья не о том, как нам называть таких титанов, а о том, как менялось восприятие Челентано публикой за время его долгой творческой жизни. Мне всегда казалось, что Адриано – это певец, который время от времени снимается в кино. Как американцы Элвис Пресли и Фрэнк Синатра. При ближайшем знакомстве с его биографией, оказалось, что подобное восприятие на самом деле далеко от реальности. Оно вполне адекватно начальному этапу его творческой биографии, но уже в 70-е годы Челентано сменил свое основное занятие. Кино захватило Адриано с головой, а музыка для него ушла на второй план. Но обо всем по порядку.


Начало карьеры. 60-е годы. Певец Челентано.

Едва достигнув 20 лет, в конце 50-х годов 20 века, Челентано стал одним из самых известных молодых музыкальных исполнителей Италии. В этом качестве он засветился в «Сладкой жизни»  (1960) Федерико Феллини, тем самым увековечив для потомков собственный образ популярного итальянского певца тех лет. Помимо этой классики, Адриано снялся еще в нескольких фильмах, которые и тогда популярностью не пользовались, и сейчас их мало кто помнит. Например, в музыкальной ленте «Крикуны перед судом» (1960) Лучио Фульчи, в котором Челентано и певица Мина играют самих себя. Этот фильм мало напоминает кино, он больше похож на музыкальное телевизионное шоу.

 Всю первую половину 60-х Адриано - один из самых популярных исполнителей в Италии. Он местный аналог Элвиса Пресли, главная звезда рок-н-ролла на Апеннинах. Чтобы убедиться в интересе публики к доморощенному Элвису, достаточно посмотреть на те места, которые занимали его синглы в итальянских чартах за соответствующий год:

1960 – «Impazzivo per te» – 8-е;
1961 – «Nata per me» – 1-е, «Non esiste lamor» – 9-е, «24 mila baci» - 17-е;
1962 – «Preghero» – 1-е, «Stay lontana me» – 3-е, «Si e spento il sole» - 7-е;
1963 – «Il tangaccio» – 6-е, «Sabato triste» – 12-е;
1964 – «Il problema piu importante…» - 5-е, «Bambini miei» – 16-е;
1965 – «La festa» – 8-е, «E voi ballate» - 19-е.

Челентано в эти годы находился в одном ряду с Доменико Модуньо, Нико Фиденко, Миной, не уступая по популярности никому из них…

В этот период он снялся в двух настоящих фильмах. В 1963 году в комедии «Какой-то странный тип» Лучо Фульчи Челентано сыграл две роли: самого себя и идиота, похожего на Челентано, которого ушлый менеджер возит по провинции, выдавая за популярного певца (вот откуда пошел «Ласковый май»!).

«Какой-то странный тип» - смешная комедия, которая смотрится отлично даже в 21 веке, но в прокате она провалилась. По идее любой фильм с итальянским Элвисом должен был собрать более-менее приличную аудиторию, но в случае «Странного типа» это не сработало. По кассовым сборам в прокате Италии картина заняла всего 93-е место по итогам года!

«Суперограбление в Милане» (1964) зритель тоже не заметил. Скорее всего, потому, что Адриано стал ставить этот фильм в качестве режиссера, чтобы поближе сойтись с понравившейся ему на съемках «Странного типа» молодой актрисой Клаудией Мори. Операция по охмурению Мори удалась Челентано на все сто, а фильм стал всего лишь довеском к звездному роману.

Музыкальная карьера Адриано в 60-е годы складывалась не в пример успешнее актерской, но во второй половине десятилетия Челентано начинает отставать от конкурентов: Мины, Риты Павоне, Джанни Моранди, Фабрицио Де Андре, Пэтти Право, появившегося на эстраде в самом конце 60-х феноменального Лучо Баттисти... Все они выпускали альбомы, которые занимали самые высокие места в чартах Италии, а Адриано мог похвастать лишь несколькими успешными синглами:

1966 год – «La ragazzo della via Gluck» – 10-е место, «Mondo in Mi 7a» - 13-е;
1967 – «La Coppia piu bella del mondo» («Самая красивая пара в мире», вместе с К.Мори) – 5-е;
1968 – «Azurro» – 1-е;
1969 – «Storia dAmore» – 2-е.

Альбомы Челентано в этот период пользовались умеренной популярностью:  «Ciao Ragazzi» оказался на 9-й позиции  в годовом хит-параде 1965 года, «Adriano Rock» - на 10-й в 1969 году. 

В 1970-м году Челентано победил на фестивале в Сан-Ремо в дуэте с женой, но дальше дела пошли хуже. Адриано стремительно устаревал вместе с его рок-н-роллом. 
В 1970 году его сборник хитов «Le robe che ha detto Adriano» («Это сказал Адриано») занял всего 44-е место в итальянском хит-параде, альбом «Il foresteiere» в следующем году – 61-е. Это был явный кризис, который Челентано преодолел не помощью замены рок-н-ролла на более современную музыку, а сменив свое амплуа певца на статус полноценной звезды кино.


«Свинцовые» 70-е. Челентано – поющий актер.

Успешная кинокарьера Челентано в кино вряд ли бы состоялась без Пьетро Джерми, который снял Адриано в роли дебиловатого пастуха в комедии «Серафино» (1968). Этот фильм стал первой из картин с участием Адриано, которая понравилась итальянскому зрителю. Более того – она стала лидером проката в сезоне 1968/69! Когда смотришь ее сегодня, трудно понять, чем был вызван такой энтузиазм итальянской публики - комедия как комедия. Но Челентано действительно подошел образ простого парня из глубинного итальянского народа, и этот образ в разных вариациях он будет использовать и в дальнейшем, дополнив его позднее амплуа прохиндея.

Практически все фильмы с участием Адриано в 70-е годы делали хорошую кассу.
В 1971 году в кинотеатрах Италии появилась «История любви и ножей» С.Корбуччи с участием Челентано и Мори, которая стала одним из самых популярных фильмов года  (11-е место в прокате). В 1972–м Адриано снялся на пару с Софи Лорен у Альберто Латтуады в драме «Белая, красный и…». Название связано с тем, что Челентано играет коммуниста, а Лорен – монашку-медсестру, которая работает в госпитале и носит белую одежду. Между этими плохо совместимыми героями возникают чувства, но там, где пробегает искра между монашкой и коммунистом, ничего хорошего получиться не может. Несмотря на печальный финал, фильм занял 20-е место в прокате по итогам года. 

Комедия 1973 года «Эмигрант» П.Ф.Кампаниле, в которой Адриано вновь снялся на пару с женой, имела еще большой успех, оказавшись в десятке самых кассовых фильмов года. «Ругантино» того же режиссера с той же супружеской парой вышел всего через полгода, но снова был неплохо принят публикой, несмотря на какой-то невнятный жанр этого кино, балансирующего между драмой, комедией и мелодрамой.

После годичного перерыва зрители увидели сразу два фильма с участием Челентано и оба вызвали нешуточный интерес. Странное кино «Юппи Ду» (1975) поставил сам Адриано, который снял в нем свою жену, дочь, племянника и известную английскую актрису Шарлотту Рэмплинг.

В комедийном киноальманахе Серджо Корбуччи «Под каким ты знаком?» (5-е место в прокате) Адриано сыграл во второй новелле танцора, которого главная героиня привлекает к участию в конкурсе бальных танцев. Герой Адриано живет с женщиной, похожей на гориллу, что само по себе смотрится смешно, но сама новелла – сущая безделица, как и фильм в целом, несмотря на участие в нем Паоло Вилладжо и Альберто Сорди.

За следующие два года на счету Адриано оказалось еще 2 кассовых фильма: любимый советским народом «Блеф» (1976) – 6-е место в прокате и «Невезучий папарацци» (1977) – 4-е (7,3 млн итальянцев купили билеты на эту непритязательную комедию).

На фоне успешной кинокарьеры музыкальные достижения Челентано на протяжении большей части «свинцовых семидесятых» отнюдь не впечатляли.

Рок-н-ролльная пластинка  «I mal del secolo» (1972) продавалась не так уж плохо (16 место в годовом хит-параде), но по стандартам Челентано ее не назовешь удачной. К альбому «Nostalrock» (1974) итальянцы совсем не проявили интереса (56-е место). На нем  Челентано перепевал старые мировые хиты  на английском («Tutti frutti», «Only you»), которые были разбавлены свежим синглом Адриано на неизвестном языке «Prisencolinensinaiciusol».

Пластинка «Yuppi du» (1975) пользовалась в Италии спросом (10-е место в хит-параде), но это саундтрек к популярному фильму, который и подстегнул интерес к ней. В нем нет песен, спетых самим Челентано, кроме заглавной, где он как робот повторяет «юппи ду», «юппи ду», «юппи ду»…

Три следующих номерных альбома Челентано были весьма прохладно приняты аудиторией: «Svalutation» (1976), «Disco dance» (1977) и «Tecadisc» (1977). По сути, к концу 70-х сложилась ситуация, когда почти все фильмы с участием Челентано становились хитами проката, на которые приходили в кинотеатры несколько миллионов зрителей, а его пластинки покупала пара-тройка сотен тысяч слушателей, чтобы узнать, что там напел популярный актер. Челентано стал восприниматься как поющий актер, чьим основным занятием является кино, а песня – это больше хобби, чем профессия. 


Фигаро – здесь, Фигаро – там. Актер и певец. 1978 – 1985 гг.

Но вскоре ситуация изменилась. На рубеже 70-х – 80-х Челентано достиг вершины своей карьеры, став на какое-то время актером № 1 в Италии и одним из самых популярных музыкальных исполнителей. Хронологически это время можно уместить в 4 года:  1979 – 1982.

В 1978 году на итальянские экраны вышел еще один странный музыкальный фильм режиссера Челентано - «Безумец Джеппо», в котором он сыграл поп-звезду (9-е место в прокате). В том же году диско-альбом Адриано «Ti avro» занял 13-е место в годовом хит-параде, а одноименный сингл стал 6-м (подобных успехов на счету певца Челентано не было давно).

Дальше-больше. В 1979 году за один из самых кассовых фильмов года «Бархатные ручки» Челентано получил приз «Давид ди Донателло» как лучший итальянский актер. В том же году он записал величайший поп-альбом 20 века «Soli», который в Италии был принят хоть и с меньшим интересом, чем альбомы местных бардов - Лучо Далла и Франческо Де Грегори, но в СССР сделал из Челентано суперзвезду эстрады.

Советским слушателям особенно понравилось, что задорные танцевальные композиции (три из них на счету Тото Кутуньо) были спеты Адриано на русском языке: помимо заглавной «Соли», было «Море», «Пай, пай, пай» и другие понятные нам всем песни… Можно было не только танцевать под них, но и подпевать солисту.
 
В год олимпиады в Москве Челентано продолжил свою победную поступь: на втором подряд удачном альбоме «Un po artista un po» он вновь исполнял песни Тото Кутуньо (12-е место в годовом хит-параде).

В один год с этим альбомом в прокат вышли две комедии с участием Челентано: «Вот рука» («А спорим?») и «Укрощение строптивого». Первый занял 2-е место в итальянском киносезоне 1979/80, а фильм про тяжелую жизнь в итальянском колхозе с дуэтом Челентано-Мути стал вторым при подведении итогов следующего года (его посмотрели 9 млн зрителей).

«Укрощение строптивого» стал самым кассовым фильмом Адриано в Италии, но своеобразное продолжение этой комедии – более слабый и пошлый «Безумный влюбленный» привлек в кинотеатры почти столько же итальянцев (8,8 млн). Челентано в то время работал как раб на галерах: в том же году у него вышла в прокат комедия «Туз», ставшая одним из самых кассовых фильмов года (5-е место), и был записан альбом «Deus». Пластинка получилась не самая удачная, но в Топ-20 альбомов года она вошла.

Следующие несколько лет Челентано оставался самым популярным актером на родине, продолжая сниматься в сущих безделицах: «Гранд отель эксельсьор», «Бинго-бонго», «Неотразимый красавчик», «Он хуже меня»…

Практически ежегодно выходили и его новые альбомы, но спрос на них стал падать: если «Uh Uh» (1982) был принят публикой прохладно, несмотря на наличие нескольких хитов («Giornata nein», «Niente di nuovo», «Solo», «Jungla di Citta», «Uh Uh»), то  «Atmosfera» (1983) раскупался крайне слабо. Лишь диск «I miei americani» («Мои американцы», 1985) вернул Челентано на верхние строчки хит-парадов, хотя это был альбом каверов (было продано около 500 тыс. копий).

На последней пластинке Адриано перепел на итальянском языке несколько англоязычных шлягеров (включая битловскую «Мишель»), но главной песней на «Моих американцах» стала отнюдь не американская «Сюзанна». Кто ее пел раньше – никто не помнит (какие-то голландцы), но версия Челентано известна всем. Адриано взял чужое и с легкостью сделал его своим. По этому пути чуть позднее пошли русские олигархи.

В 1985 году, когда Адриано исполнилось 47, и он по-прежнему находился на вершине успеха, было трудно предположить, что еще до достижения пятидесяти Челентано по факту бросит кино и музыку. Но именно это и случилось.

В 1985 году он снял в качестве режиссера серьезный музыкальный фильм «Joan Lui», в котором сыграл главную роль – Иисуса, который явился в современную Италию. Сам фильм представляет собой довольно специфическое зрелище (как и все картины, которые ставил сам Челентано), но песни в нем, спетые Адриано, составили один из лучших альбомов за всю его карьеру.

В итоге фильм принес Челентано приличные убытки, а альбом «Joan Lui» итальянцы проигнорировали. Но это были не все печали. Типичная челентановская комедия «Ворчун» (1986) – бессмысленная и не особенно смешная, тоже не пользовалась успехом, хотя все последнее десятилетие подобные комедии принимались итальянцами на ура. Несколько лучше публика отнеслась ко второму альбому ремейков зарубежных хитов  «I miei americani – 2» («Мои американцы-2», 1986), но до показателей первой пластинки он сильно не дотянул. 

Нельзя не сказать, что в 1987 году Адриано побывал в Москве, где дал концерт. Это было исключительное событие, поскольку он прекратил концертную деятельность в конце 70-х.

В 1987 году Челентано выпустил еще один альбом  «La pubblica ottusita», который занял 10-е место в годовом итальянском хит-параде. Этот альбом стал прощанием Челентано с миром музыки перед длительным перерывом. Конец 80-х Адриано посвятил телевидению: он стал ведущим программы «Фантастико», где отметился несколькими громкими скандалами.


Перезагрузка. Певец Челентано возвращается на вершину.   

Лишь в 1991 году вышел новый альбом Адриано «Il re degli ignorant». Тираж диска составил около полумиллиона копий, что было неплохо, но в целом это не самый удачный диск Челентано.

После выпуска долгожданной пластинки Челентано решил тряхнуть стариной и снялся в фильме «Джекпот» (1992). Это был эпический провал. На этом роман Адриано с кино окончательно завершился. Он сосредоточился на своей певческой карьере, время от времени принимая участие в телевизионных шоу (весьма популярных у итальянцев). 

Следующего студийного диска публике пришлось ждать целых 3 года. «Quel punto» (1994) – сильный в музыкальном плане альбом, но он не пользовался успехом у земляков Челентано (всего 53-е место в годовом хит-параде, максимальная позиция в чартах - 4). На низкий результат продаж (около 250 тыс. копий) наверняка повлияли проблемы с авторскими правами на одну из песен, из-за чего диск временно был изъят из продажи. Возможно, сказалось и то, что новых песен на нем всего 5, а остальные – ремейки старых композиций Адриано. Зато две новые песни – настоящие хиты: заглавная «Quel punto» и «Attraverso me».
 
Если бы среди россиян было много знающих итальянский язык, то «Quel punto» стала бы очень популярной в сегодняшней России – оплоте духовности, поскольку в ней Челентано высказывает свое негативное отношение к транссексуалам:

«Что я буду делать без тебя?
Я не расположен любить того, кто
В этом месте
Похож на меня».

Собственно, «Quel punto» обозначает то место, которым мужчины отличаются от женщин…

В 1996 году Челентано выпустил шедевральный диск «Arrivano gli uomini», который разошелся тиражом всего 150 тысяч экземпляров и занял в Италии 47-е место в годовом списке самых продаваемых альбомов…

«Cosi come sei», «Arrivano gli uomini», «Solo da un quarto d ora», «La gonna e linsalata» - такое количество хитов в дискографии Челентано было только на альбоме «Soli», но итальянцы их словно не заметили. Нет пророка в своем отечестве – вот и все, что можно сказать по этому поводу! 

Делать нечего, после двух подряд неудач пришлось Адриано идти на поклон к Мине – старой (во всех смыслах) боевой подруге Челентано. Мина – уникальная певица. Ее обычная норма – несколько пластинок в год. В таком темпе она работала десятилетиями и никогда не теряла популярности, хотя редко баловала публику шлягерами. Ее конек – безликая эстрадная песня без узнаваемой мелодии и танцевальных ритмов.

В результате сотрудничества двух пенсионеров (Адриано было 60, Мине – 58) их совместный альбом с оригинальным названием «Mina+Сelentano» в 1998 году занял 1-е место в годовом хит-параде. Итальянцы снова вспомнили про Челентано: оказывается, жив еще курилка! Но альбом трудно назвать удачным в музыкальном плане. Пластинка получилась тоскливой, без единой внятной мелодии на горизонте. По ее настроению кажется, что два пенсионера жалуются на свою жизнь.

Но главное было сделано. Про Челентано вспомнили и в следующем году – о чудо! впервые в карьере Челентано его диск «Io non so parlar d amore» (1999) занял 1-е место в итальянском хит-параде по итогам года! Этот диск не шедевр, но в целом неплохой поп-альбом с актуальным на тот момент звучанием, с хитами про ревность и любовь - «Gelosia» и «Una rosa pericolosa».

Здесь стоит пояснить, что на самом деле № 1 он стал не по итогам календарного 1999-го года, а по совокупным продажам. Диск появился в продаже в конце 1999-го, находился  в лидерах продаж в следующем году и захватил часть 2001 года, что тоже учитывалось при подсчетах. Всего он провел в чартах 90 недель. Именно по общему количеству проданных копий за этот период диск Адриано стал самым популярным среди альбомов года.

После этого пошло-поехало. Как говорится в ихних Италиях, старикам везде у них дорога…

Не успел покинуть чарты предыдущий альбом Челентано, как в конце 2000 года Адриано выдал на гора новый – «Esco di rado e parlo ancora meno». И опять он стал «намбер уан»: 7 недель на первом месте, всего 60 недель в итальянских чартах, № 1 по итогам 2001 года. На альбоме представлено сразу несколько шлягеров: «Per averti», «Ti prendero», «Io sono un uomo libero». Правда, в целом работа получилась несколько мрачноватой, что понятно – пенсионеры в возрасте дожития склонны воспринимать жизнь в темных тонах.

«Казус Челентано»  - уникальное явление в музыкальном мире – как, впрочем, и сам Челентано. Адриано был настоящим королем музыки в начале 60-х, затем его популярность как исполнителя несколько снизилась, в 70-е он превратился в актера, который иногда выходит на эстраду, в начале 80-х Челентано поправил свои дела на музыкальном фронте и вошел в Топ-10 самых популярных исполнителей, но в 90-е из актуальной звезды эстрады превратился в легенду, которую все знают, но мало кто хочет покупать ее альбомы.

Трудно вспомнить другой такой случай, чтобы после фактического выхода на пенсию какая-либо из эстрадных легенд смогла вернуться на музыкальный Олимп в качестве короля чартов. Пенсионер Челентано сумел это сделать, растолкав в стороны всех своих более молодых конкурентов, вроде Эроса Рамаццотти, Дзуккеро, Васко Росси и прочих героев 90-х.

Что было причиной возврата интереса слушателей к его музыке? Поддержка Мины? – Вероятно. Композиторский талант Джанни Белла, который написал большинство песен для Челентано на его последних дисках? Несомненно. Привлечение к сотрудничеству знаменитого поэта-песенника Могола? - Наверное. Более минорное содержание его пластинок? Наверняка. Итальянцы любят погрустить. Танцы не для них – это русские как выпьют, то сразу пускаются в пляс на пару с медведем, а итальянцы пить не умеют.

Следующий диск Челентано «Per sempre» вышел в 2002 году и вновь успех: 40 недель в чартах, 4-место среди самых продаваемых альбомов года.

На этом диске несколько хитов: «Confessa», «Per sempre», «Dimenticare e ricominciare» (единственная бодрая песня на диске рассказывает о расставании мужчины с любимой). Чем старше становился Адриано, тем мрачнее звучали его альбомы.  Вроде бы тебе всего 64 года, и ты живешь не в Зимбабве или России, а в Италии – надо жить и радоваться, но Челентано был невесел.

Следующий альбом – «Ce sempre un motive» (2004) получился еще печальнее, хотя, казалось, дальше уже некуда. Это был альбом пенсионера для пенсионеров, но «Ancora viva» и еще пара песен не разочаруют и более молодую аудиторию. В чартах альбом находился 51 неделю.

На «Dormi amore la situazione non e buona» (2007) Адриано записал музыкальный шедевр «La situazione non e buona» («Ситуация не самая хорошая»), в котором не подкачала не только музыка, но и текст (отрывок даю в моем творческом переводе):

«Политическая ситуация – отвратительная
Ситуация в экономике – не лучше
Дела с моей раковиной на кухне – совсем плохи
Обстановка на любовном фронте – хуже некуда».

В 2008 году Челентано стукнуло 70. В связи с этим обстоятельством, он снизил свою активность и перешел к графику – один новый альбом в пятилетку. «Facciamo finta che sia vera» вышел в 2011-м и был относительно успешным, а в 2016-м появился «Le migliori», который Адриано выпустил совместно с Миной – этот диск стал мегахитом (56 недель в чартах, 5 недель на 1-м месте).

Челентано во время записи последнего альбома было 76 лет, Мине чуть меньше, но альбом не напоминает прощальные песни артистов эстрады. Такие альбомы по дороге на кладбище не записывают. На диске множество бодрых шлягеров и даже такие сердитые песни как «Il bambino col fucile» («Ребенок с оружием») исполняются под диско-мотив.

Нельзя не упомянуть, что в 2012 году Адриано после длительного перерыва появился на фестивале в Сан-Ремо, где устроил переполох своим обличительным выступлением против общественных язв, а осенью того же года дал концерт в Вероне на сцене местного римского амфитеатра с прямой трансляцией по ТВ, после чего был выпущен DVD с записью этого двухдневного триумфального выступления.


Восприятие Челентано в мире

В фильме «Безумец Джеппо» герой Челентано спрашивает одного парня: никогда не слышал о Челентано? Тот отвечает: нет. К сожалению, для многих стран это чистая правда. Об Адриано там почти ничего не слышали. Или знают только певца Челентано, а фильмов с этим актером не смотрели. И это касается не только США, Англии и стран Британского Содружества. В большинстве европейских стран актерских работ Адриано не видели! Парадокс: за «железный занавес» фильмы с Челентано проникали, а до Испании или Франции они не добирались, за редчайшими исключениями, вроде «Серафино». Одна из самых больших кинозвезд Италии была известна в считанном количестве стран: у себя на родине, в СССР и Западной Германии.

В СССР Челентано был популярен не меньше, чем в Италии, а возможно, что и поболее. Хотя на наших экранах Адриано появлялся нечасто, но две его комедии, которые добрались до советских кинотеатров стали настоящими хитами проката: "Блеф" (1979, 44 млн зрителей), "Укрощение строптивого" (1983, 56 млн). На Московском международном кинофестивале показывали также «Серафино», «Юппи-Ду», «Joan Lui».

В 60-е - 70-е годы самыми популярными итальянскими актерами в СССР были Альберто Сорди, Марчелло Мастроянни, Джина Лоллобриджида и Софи Лорен. Челентано не просто встал с ними вровень в начале 80-х годов, но и превзошел их, поскольку к тому моменту, когда его фильмы дошли до нас, его популярность в Союзе как музыкального исполнителя была почти на пике. И когда его смешные комедии и выпущенные «Мелодией» пластинки почти одновременно обрушились на советских граждан, падких на все заграничное, у Челентано не осталось конкурентов не только среди своих соотечественников, но и других зарубежных звезд музыки и кино. 

В ФРГ отношение к Челентано было более спокойное. В Западной Германии он был известным исполнителем, но и только, пока в 1982 году фильм «Укрощение строптивого» не произвел фурор в немецких кинотеатрах, заняв 3-е место по итогам года (2,8 млн проданных билетов).   

Странно, но немцы долго не могли понять, что итальянцы находят смешного в картинах Челентано, хотя глупые итальянские комедии с участием ряда других комиков в Западной Германии шли на ура. Особенно были популярны Бад Спенсер и Терренс Хилл, с которыми не могли тягаться никакие другие звезды мирового кино. Но после выхода в кинотеатрах Германии «Укрощения строптивого», одна за другой комедии с Челентано стали демонстрироваться в местных кинотеатрах.

«Безумный влюбленный» занял 13-е место среди самых кассовых фильмов 1982 года. В следующем году в западногерманских кинотеатрах можно было посмотреть целых 4 фильма с Челентано (лучший результат показал «Бинго-бонго» - 33-е). В 1984 году «Неотразимый красавчик» достиг 18-й позиции.

Как музыкант Челентано был хорошо известен во многих странах, но он отнюдь не был королем чартов, как у себя на родине в некоторые периоды.

Ряд его альбомов и синглов в 60-80-е годы выходили в США, Канаде, Бразилии, Австралии, Швейцарии – в тех странах, где существовали большие итальянские диаспоры, изредка в Германии, Турции, Японии, Испании, Австрии, Югославии, Греции, Франции, Португалии, Нидерландах и даже Сирии,  но в мире его статус даже близко не напоминал статус Элвиса Пресли или Фрэнка Синатры.

Лишь изредка его песни достигали высоких мест в чартах синглов. Дважды в начале 60-х они занимали первые места в хит-параде Испании. В 1977-1978 гг. его кавер «Don’t play that song» в течение 2 недель был на 1-м месте в чартах Франции. Суммарный тираж этого сингла во Франции составил около 1 млн экземпляров, что было самым большим успехом певца Челентано в соседней стране.


Рецензии
Пошла переслушивать Челентано. И Высоцкого. Спасибо за вашу страницу! Глоток чистого воздуха.
С поклоном и наилучшими пожеланиями,

Юлия Моисеенко   01.03.2023 09:52     Заявить о нарушении
Спасибо!

Юрий Язовских   01.03.2023 18:59   Заявить о нарушении