Как я вдруг стала заниматься литературоведением

В российской жизни моя мама, Ася Сапир,  была учителем литературы и русского языка, преподавателем, литературоведом. Мама была Заслуженным учителем России. У нас было полно литературоведческой литературы, мама всегда была погружена в ее работу, общалась с коллегами и учениками у нас дома, поэтому можно сказать, что я волей неволей  получила домашнее  образование по литературоведению. Но мама специально не стимулировала мой интерес. И мне никогда не приходило в голову писать о литературе.

Но затем произошло одно странное вмешательство, которое меня подтолкнуло к тому, чтобы заинтересоваться литературоведением всерьез.

Когда мама была уже при смерти, один человек в России вдруг  предложил щедрый подарок: он создаст сайт в честь мамы. Я не была знакома с этим человеком, он знал маму как поэта. От меня требовались только ее фотографии и некоторая помощь в оформлении ее стихов. Я обрадовалась, порадовала маму. Когда мама умерла, сайт уже работал, был онлайн. Он выглядел очень профессионально. Я разослала ссылки, приглашения, просила ее бывших учеников присылать материалы о маме для этого сайта. Материалы накапливались: бывшие ученики делились воспоминаниями, конспектами и т.д.   

Среди материалов, присланных для сайта, были примеры вопросов - заданий, которые она задавала своим ученикам по стихотворению Пушкина.  Вопросы были так неожиданны, что я начала делать свое исследование, чтобы ответить.  Так с тех пор и пишу, как заведенная. Можно сказать, что мама все-таки стала моим вдохновителем и учителем, хотя и заочно.

"Индивидуальные  опережающие задания"  - задания, над которыми ученик должен был работать сам, до урока по теме -  были изюминкой ее метода преподавания. Она сама постепенно разработала этот метод, опубликовала в журнале "Литература в школе" в 1976 году https://asya.sapir.us/copyarticle/. Сейчас этот метод довольно популярен, насколько я знаю. "Главная цель работы при помощи индивидуальных заданий — глубокое прочтение текста. Вдумчивое чтение, то есть умение видеть художественное решение проблемы, психологические мотивировки поведения героев, "законы сцепления" — вот на что нацеливают задания", писала мама. Меня она так и нацелила. Мамина старая работа была тем толчком, который позволил мне развиться в новом направлении.

А даритель вышел из проекта, когда понял, что для всех этих материалов нужен новый дизайн. Больше того, он почему-то уничтожил сайт, который мы вместе делали. Я создала новый сайт сама, с самого начала. Сайт создан так, как надо (https://asya.sapir.us).  Там есть материалы и о маминой поэзии, и о ее преподавании, и о литературоведении. Я продолжаю его пополнять. Люди продолжают его посещать.  И я стала писать по-русски о литературе и обо всем, что мне интересно, чего никогда раньше тоже не делала. Последние 20+ лет до этого я писала только по-английски и только о математике.

Благодаря странному вмешательству этого дарителя, благодаря маминым пособиям и наработкам, и тому, что у меня есть дерзость (нахальство?),  научная дотошность, упорство, свобода, независимость и некоторый запас знаний о литературе и литературоведении, открытия посыпались на меня как из ведра.




 


Рецензии
... и не в стороне от сказанного стоит сайт Проза, Марина:
и география охвата всеобъемлющая, можно сказать
и тематика сайта в унисон
и великолепная возможность найти дальних единомышленников - от России до Канады...

ПС Может, и на Украине, если здравомыслие там сохранилось

Александр Скрыпник   22.01.2023 10:30     Заявить о нарушении
Вы правы! Проза.ру уникальна. Ничего подобного нет по-английски. Нету по-английски также и сайтов поэзии, где все могут опубликовать. Не знаю, есть ли что-то такое на других языках. Конечно, сайт стимулирует. Мои литературоведческие тексты находят поисковики довольно часто. Что тоже было бы невозможно без этого сайта. Замечательно и удивительно, что российский интернет отличается от остального именно такими сайтами!

Марина Сапир   22.01.2023 14:51   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.