Как я вдруг стала заниматься литературоведением

В российской жизни моя мама, Ася Сапир,  была учителем литературы и русского языка, преподавателем, литературоведом. Последние годы жизни в Америке мама писала стихи и занималась литературоведением. Я в это время занималась своей прикладной математикой. Так мы и жили: я особенно не вникала в  мамину работу, так же как  мама не интересовалась математикой.

Правда, мне всегда литературоведение было интересно - среди многого другого. У мамы была большая библиотека.  Она постоянно расширялась и пополнялась - и в Америке тоже. Я читала эти книги, иногда обсуждала их с мамой. Говорила с ней о ее статьях и книге (с Н. Лейдерманом), хотя мама никогда не поощряла мой интерес к ее работе.

Когда мама была уже присмерти, один человек в России вдруг  предложил щедрый подарок: он создаст сайт в честь мамы. Я не была знакома с этим человеком, он знал маму как поэта. От меня требовались только ее фотографии и некоторая помощь в оформлении ее стихов. Я обрадовалась, порадовала маму. Когда мама умерла, сайт уже работал, был онлайн. Он выглядел очень профессионально. Я разослала ссылки, приглашения, просила ее бывших учеников присылать материалы о маме для этого сайта. Материалы накапливались: бывшие ученики делились воспоминаниями, конспектами и т.д.    Для этих материалов нужен был новый дизайн. Видимо, разработчик предполагал, что сайт будет только о поэзии, хотя он и не оговорил этого с самого начала.  Щедрость инициатора этого проекта  подверглась слишком большому испытанию. Через пару дней после смерти мамы он уничтожил сайт.
 
Я долго не могла этому поверить. Он, действительно, уничтожил весь оригинальный дизайн,  над которым он столько трудился, все наработки, которые мы сделали.

Но материалы уже были. Из этого опыта я вынесла некоторые полезные идеи по  дизайну. Я была вдохновлена создать другой сайт памяти мамы сама. 

 Среди материалов, присланных для сайта, были примеры вопросов - заданий, которые она задавала своим ученикам по стихотворению Пушкина.  Вопросы были так неожиданны, что я начала делать свое исследование, чтобы ответить.  Так с тех пор и пишу, как заведенная. Можно сказать, что мама все-таки стала моим вдохновителем и учителем, хотя и заочно.

"Индивидуальные  опережающие задания"  - задания, над которыми ученик должен был работать сам, до урока по теме -  были изюминкой ее метода преподавания. Она сама постепенно разработала этот метод, опубликовала в журнале "Литература в школе" в 1976 году https://asya.sapir.us/copyarticle/. Сейчас этот метод довольно популярен, насколько я знаю. "Главная цель работы при помощи индивидуальных заданий — глубокое прочтение текста. Вдумчивое чтение, то есть умение видеть художественное решение проблемы, психологические мотивировки поведения героев, "законы сцепления" — вот на что нацеливают задания", писала мама. Меня она так и нацелила. Мамина старая работа была тем толчком, который позволил мне развиться в новом направлении.

Сайт создан так, как надо (https://asya.sapir.us).  Там есть материалы и о маминой поэзии, и о ее преподавании, и о литературоведении. Я продолжаю его пополнять. Люди продолжают его посещать.  И я стала писать по-русски о литературе и обо всем, что мне интересно, чего никогда раньше тоже не делала. Последние 20+ лет до этого я писала только по-английски и только о математике.

Мне самой не пришло бы в голову заняться созданием сайта. Мой предыдущий опыт сайтостроительства был неудачен. Других идей не было. Мои знания веб-дизайна были очень убогими и устаревшими.  Может, это странное вмешательство неудачного дарителя было рукой провидения? Он подтолкнул меня, дал некоторые подсказки, уверенность, что я тоже могу не хуже. Я думаю, благом было и то, что он вмешался, и то, что он вышел из этого проекта.



 


Рецензии
... и не в стороне от сказанного стоит сайт Проза, Марина:
и география охвата всеобъемлющая, можно сказать
и тематика сайта в унисон
и великолепная возможность найти дальних единомышленников - от России до Канады...

ПС Может, и на Украине, если здравомыслие там сохранилось

Александр Скрыпник   22.01.2023 10:30     Заявить о нарушении
Вы правы! Проза.ру уникальна. Ничего подобного нет по-английски. Нету по-английски также и сайтов поэзии, где все могут опубликовать. Не знаю, есть ли что-то такое на других языках. Конечно, сайт стимулирует. Мои литературоведческие тексты находят поисковики довольно часто. Что тоже было бы невозможно без этого сайта. Замечательно и удивительно, что российский интернет отличается от остального именно такими сайтами!

Марина Сапир   22.01.2023 14:51   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.