Как я вдруг стала заниматься литературоведением
Правда, мне всегда литературоведение было интересно - среди многого другого. У мамы была большая библиотека. Она постоянно расширялась и пополнялась - и в Америке тоже. Я читала эти книги, иногда обсуждала их с мамой. Говорила с ней о ее статьях и книге (с Н. Лейдерманом), хотя мама никогда не поощряла мой интерес к ее работе.
Когда мама была уже присмерти, один человек в России вдруг предложил щедрый подарок: он создаст сайт в честь мамы. Я не была знакома с этим человеком, он знал маму как поэта. От меня требовались только ее фотографии и некоторая помощь в оформлении ее стихов. Я обрадовалась, порадовала маму. Когда мама умерла, сайт уже работал, был онлайн. Он выглядел очень профессионально. Я разослала ссылки, приглашения, просила ее бывших учеников присылать материалы о маме для этого сайта. Материалы накапливались: бывшие ученики делились воспоминаниями, конспектами и т.д. Для этих материалов нужен был новый дизайн. Видимо, разработчик предполагал, что сайт будет только о поэзии, хотя он и не оговорил этого с самого начала. Щедрость инициатора этого проекта подверглась слишком большому испытанию. Через пару дней после смерти мамы он уничтожил сайт.
Я долго не могла этому поверить. Он, действительно, уничтожил весь оригинальный дизайн, над которым он столько трудился, все наработки, которые мы сделали.
Но материалы уже были. Из этого опыта я вынесла некоторые полезные идеи по дизайну. Я была вдохновлена создать другой сайт памяти мамы сама.
Среди материалов, присланных для сайта, были примеры вопросов - заданий, которые она задавала своим ученикам по стихотворению Пушкина. Вопросы были так неожиданны, что я начала делать свое исследование, чтобы ответить. Так с тех пор и пишу, как заведенная. Можно сказать, что мама все-таки стала моим вдохновителем и учителем, хотя и заочно.
"Индивидуальные опережающие задания" - задания, над которыми ученик должен был работать сам, до урока по теме - были изюминкой ее метода преподавания. Она сама постепенно разработала этот метод, опубликовала в журнале "Литература в школе" в 1976 году https://asya.sapir.us/copyarticle/. Сейчас этот метод довольно популярен, насколько я знаю. "Главная цель работы при помощи индивидуальных заданий — глубокое прочтение текста. Вдумчивое чтение, то есть умение видеть художественное решение проблемы, психологические мотивировки поведения героев, "законы сцепления" — вот на что нацеливают задания", писала мама. Меня она так и нацелила. Мамина старая работа была тем толчком, который позволил мне развиться в новом направлении.
Сайт создан так, как надо (https://asya.sapir.us). Там есть материалы и о маминой поэзии, и о ее преподавании, и о литературоведении. Я продолжаю его пополнять. Люди продолжают его посещать. И я стала писать по-русски о литературе и обо всем, что мне интересно, чего никогда раньше тоже не делала. Последние 20+ лет до этого я писала только по-английски и только о математике.
Мне самой не пришло бы в голову заняться созданием сайта. Мой предыдущий опыт сайтостроительства был неудачен. Других идей не было. Мои знания веб-дизайна были очень убогими и устаревшими. Может, это странное вмешательство неудачного дарителя было рукой провидения? Он подтолкнул меня, дал некоторые подсказки, уверенность, что я тоже могу не хуже. Я думаю, благом было и то, что он вмешался, и то, что он вышел из этого проекта.
Свидетельство о публикации №222070801111
и география охвата всеобъемлющая, можно сказать
и тематика сайта в унисон
и великолепная возможность найти дальних единомышленников - от России до Канады...
ПС Может, и на Украине, если здравомыслие там сохранилось
Александр Скрыпник 22.01.2023 10:30 Заявить о нарушении
Марина Сапир 22.01.2023 14:51 Заявить о нарушении