Эссе о Иудаизме. Не желай

Второзаконие 5:18

Заповедь говорит:  "Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего; ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего."

Заметим, что в предыдущем параграфе, 5:17, Бог гворит, в частности, "Не укради,  не прелюбодействуй, не убивай, не лжесвидетельствуй". Это - язык закона. Здесь перечисляются преступления.

"Желание" обычно не считатеся преступлением. Что значит  "Не желай"? Почему это так важно, что для этого нужна была отдельная заповедь?

Эта заповедь значит: не сравнивай свое с чужим.  Не сравнивай, и не претендуй на то, что не твое, не завидуй тому, что досталось другому.

Заповедь отрицает идею справедливости как равенства. Если мне нет дела до того, что другой имеет, мне нет дела до справедливости.

Значит, все революции, основанные на идее "всем поровну"  противоречат этой заповеди.  "Экспроприация экспроприаторов", "отнять и разделить",  "кто был ничем, тот станет всем"  противоречат этой заповеди.  Но и принцип "оплаты по труду" тоже противоречит: ты не должен жаловаться, что кто-то работал меньше, а получил больше. Не желай!

А как же так? Как же не желать? Бог отвечает и на этот вопрос на примере Каина. Каин считал, что Бог обошелся с ним несправедливо: Каин и Авель принесли Богу дары, но Бог призрел на дар Авеля, и  дар Каина не призрел. Наверное, Каин получил меньше награду за труды, чем Авель. Бог сказал Каину: "почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним."  Надо находить удовлетворении в том добре, которое ты делаешь, а не в награде за работу.

Я бы даже пошла дальше, и сказала что заповедь отрицает идею справедливости вообще. Нет справедливости в том, что человек имеет: кто-то талантлив, кто-то родился с дефектами.  Кто-то вообще умер в детстве. Не надо сравнивать. Не пожелай того, что есть у другого.

Эта заповедь имеет прямое отношение к святости Бога.  Если человек верит, что должна быть справедливость, то он будет протестовать против Бога, который эту справедливость не обеспечил. Желание справедливости ведет к бунту против жизни, против Бога. Это обычно ведет к трагедиям, в том числе и для самого бунтаря.  Бог здесь о каждом из нас заботился, когда Он дал эту заповедь.


Рецензии
Маленькие поправки по тексту: Параграфе 5:17
Бог г(О)ворит...

"Желание"обычно
не счита(ется)...

Да,дух бунтарства,недовольства и от этого приверженность к справедливости!
Знаете,я тут подумал немного,а справедливость как таковая ЗА ЧЕЙ СЧЕТ?Кто должен ОПЛАТИТЬ твое удовлетворенное чувство справедливости?
Какую цену ты дашь за нее?
И еще...
А что если у тебя самого жена,имущество,успех,деньги мощнее чем у соседа?Это справедливо?
И завертелась библейская история с тобою...

Добрых вам августовских дней и светлого настроения,Марина!

Игорь Панкин   27.08.2025 23:48     Заявить о нарушении
Спасибо, Игорь. Как я понимаю, Бог вообще против справедливости как равенства между людьми, против того, чтобы в этом видели цель. Эта тема "Каинова Справедливость" все время появляется в истории под видом "возмездия", равенства, "кто был ничем, тот станет всем" и т.д. , и ни к чему хорошему не приводит. Я работаю над огромным текстом на эту тему.

Марина Сапир   28.08.2025 01:25   Заявить о нарушении
О,Марина!
Да если бы Господь был бы справедливым по самой сути и глубины вещей дел человеческих то каждую неделю Он бы сметал нас с лица Земли и может быть однажды больше не возродил...
Справедливость,думаю и есть меч(в рамках хирургического скальпеля)в руках Божиих!

Игорь Панкин   28.08.2025 08:24   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.