Друг или враг?

    Сообщения о ХХ съезде КПСС в Москве, о провозглашенных на нем новых принципах внешней политики Советского Союза обошли весь мир.
    Заявления Хрущева о расширении демократии, о желании ликвидировать «железный занавес», возведенный в Европе ранее, вызвали интерес во многих странах.
    В Париже 19-летний француз по имени Клод, учившийся на оператора, прочитал, что канадское телевидение предложило 10 тысяч долларов тому, кто сможет снять неподцензурный фильм о Москве. Больше всего заказчиков интересовали кадры со Сталиным и Лениным в Мавзолее, где снимать было запрещено.  Клод был романтиком и авантюристом, и он решил попытаться… В семье Клода была старая любительская 8-миллиметровая камера которой и предстояло стать его «орудием производства». При этом он начал тренироваться снимать из-под пальто или вставив камеру в вырез свитера.
    Осенью с группой французских коммунистов Клод впервые на 13 дней приехал в Москву. Молодой человек снимал все, что казалось ему интересным, при этом даже не очень хорошо представляя себе, чем именно знаменит или интересен снимаемый им объект.
    Однако Клод постоянно помнил о правилах поведения иностранцев в СССР и правилах киносъемки, поэтому нередко маскировал камеру в пальто, а поэтому ему приходилось неестественно горбиться. Тем не менее, ему удалось даже поснимать в Мавзолее, хотя там дополнительные трудности создало приглушенное освещение.
    По счастливому стечению обстоятельств,  – а иначе их и  не назовешь, -молодому французу удалось не просто попасть в павильоны «Мосфильма», но и познакомиться с режиссером Михаилом Калатозовым, заканчивавшим работу над лентой о Великой Отечественной войне. Живой, общительный француз чем-то задел сердце режиссера, он позволил парижскому гостю целый день наблюдать за работой на площадке, а вечером показал весь отснятый материал.
    В Париже Клод стал горячим пропагандистом ленты Калатозова, вследствие чего она привлекла внимание прокатчиков и в 1957 г. во Франции фильм посмотрели 5 с половиной миллионов зрителей. А в следующем году фильм «Летят журавли» стал и остался единственным советским полнометражным фильмом, который получил главный приз Каннского кинофестиваля.
    А отснятого в Москве материала Клоду хватило на монтаж 50-минутного документального фильма «Когда поднимается занавес» (Quand le rideau se leve). Фильм был куплен сначала французским телевидением и сделал известным его автора.
    Но подлинная слава пришла к талантливому режиссеру и продюсеру много позже.
Его имя -  Клод Лелуш.
    Через год, на VII Всемирном фестивале молодежи и студентов, который стал еще одним доказательством Хрущева изменения внешней политики страны, нескольким членам германской антисоветской организации НТС было поручено снять фильм, дискредитирующий Советский Союз, его политику и фестиваль.
    Но из этого замысла ничего не вышло.
 


Рецензии