Золотая моя Москва

                Есть на свете много точек,
                Много сёл и много рек,
                Но один большой кружочек
                Сердцу дорог больше всех.
                Этот город сердцу дорог,
                И любовь к нему жива,
                Потому что этот город
                Называется Москва.
      
       «Я москвич по рождению и с детства люблю Москву как живое и бесконечно родное существо. Кипучие московские улицы, московский «акающий» говор, древний и величественный Кремль – свидетель всей нашей истории – всё это моя жизнь, моя душа, самое дорогое, что у меня есть на свете». Это - слова Василия Ивановича Лебедева-Кумача, автора песни, написанной им в содружестве с композитором Валентином Кручининым в 1935 году.

        Пожалуй,  песню  «Наша Москва» можно назвать первооткрывателем московской темы в советском песенном творчестве.

      Родоначальником же песенной культуры о Москве считается распевно-былинная песня «Над Москвой заря  занималася», сложенная в 17 веке.

      Над Москвой заря, эх, занималася,
      На Руси война, да, ах,  начиналася.
      Собирала Русь, эх, войско бранное,
      Всем сынам её, ах, служба явлена.

      Сыны России во все времена готовы были выступить на защиту Отечества. В их числе и ратники Москвы.

       На гербе Москвы изображён святой Георгий Победоносец, поражающий золотым копьём чёрного змия.

       Первое письменное упоминание о гербе относится к 1Y – Y векам нашей эры. В основе изображения лежит сюжет «Чуда Георгия о змие». Сказание повествует о городе Каппадокии, которым управлял царь-язычник, преследовавший христиан. Господь, чтобы наставить царя на истинный путь, посылает на город дракона, который поселился в озере. Чтобы умилостивить чудовище, правитель предложил горожанам каждый день, по жребию, отдавать на съедение змию своих детей.
      Дошла очередь и до царской дочери. Но в это время к озеру подъехал на коне святой Георгий. Всадник ударил змия в гортань и пригвоздил к земле. Дочь царя связала поверженного своим поясом и отвела в город, где на центральной площади святой отрубил ему голову. После этого царь и все жители города уверовали в Иисуса Христа и приняли христианство.

      В 1У-У веках образ всадника-змееборца приобрёл особую популярность.  Он символизировал борца с иноземными захватчиками. Со времён Дмитрия Донского святой становится патроном и покровителем города Москвы.

       Современный герб был восстановлен в 1995 году по распоряжению мэра Москвы Юрия Лужкова. За образец был взят герб столицы 1781 года.

       14 июня 1996 года Московская городская дума наряду с гербом и флагом утвердила гимн Москвы. О стольном граде сложено немало песен: светлых и суровых, серьёзных и ироничных. Гимн естественно должен был отражать сильный его дух. Яркой и символичной признали песню «Моя Москва» композитора Исаака Дунаевского на слова Марка Лисянского и Сергея Аграняна.

       Об истории создания песни поведал неутомимый собиратель и исследователь военной песни композитор Юрий Бирюков:

       « Осень 1941 года. Фашисты рвутся к Москве. В эти дни в журнале «Новый мир» появляется стихотворение мало кому известного тогда молодого поэта-фронтовика, младшего лейтенанта Марка Лисянского. А весной 1942-го художественный руководитель Ансамбля и пляски Центрального Дома железнодорожников (ЦДКЖ) Исаак Осипович Дунаевский, прочитав это стихотворение в вагоне агитпоезда, тут же, прямо на полях журнала, записывает мелодию к понравившимся словам. В основу песни ложилась только первая строфа, с хорошим песенным началом и запоминающимся рефреном. Нужна была ещё одна строфа…

        Незнакомого автора найти было нелегко – шла война…  Тогда Дунаевский обращается за помощью к режиссёру… - Сергею Ивановичу Аграняну…  И Агранян пишет остальные строфы песни о любви к прекрасному городу и подмосковной природе, где есть такие строчки: «Я люблю подмосковные рощи и мосты над твоею рекой…»

        Первое четверостишие  Марка Лисянского в песне «Моя Москва» можно считать биографичным:

        Я по свету немало хаживал,
        Жил в землянках, в окопах, в тайге,
        ПОХОРОНЕН БЫЛ ДВАЖДЫ ЗАЖИВО,
        Знал разлуку, любил в тоске.

        Во время вражеской бомбардировки одна из бомб разорвалась рядом с автором. Он потерял сознание и был засыпан землёй. Нашли его, когда он очнулся и стал стонать. Через некоторое время после контузии Марк Самойлович снова был в строю, но на занятиях по боевой подготовке снайперов сломал ногу, провалившись в волчью яму в лесу. Выбраться из неё самостоятельно не смог.  Позднее был найден. Переведён на лечение в Ярославль: отсюда он был призван на срочную военную службу. Здесь остался жить после демобилизации. По окончании войны перебрался в Москву.
 
       Обсуждение гимна в Московской думе проходило в острой дискуссии. Как свидетельствуют журналисты, текст песни воспринимался неоднозначно.

      Некоторые опасались, нет ли в словах «жил в землянке, в окопах, в ТАЙГЕ» намёка, что москвичи больше других пострадали от репрессий 1930 годов.

      Или – не вызовут ли строчки « мы запомним суровую осень, скрежет ТАНКОВ и отблеск ШТЫКОВ» неприятных воспоминаний об октябре 1993 года?

      А в припеве «ДОРОГАЯ моя столица, ЗОЛОТАЯ моя Москва» - нет ли намёка, что жизнь в Москве дороже, чем в других европейских столицах.

       Двадцатью голосами "за" при двух "против" депутаты города приняли Закон
о гимне города Москвы.
    
      Песня – символ великого города-героя  Москвы звучит сегодня повсюду.

       А строки:

              И врагу никогда не добиться,
              Чтоб склонилась твоя голова,
              Дорогая моя столица,
              Золотая моя Москва!

       высечены на гранитном постаменте памятника защитникам Москвы на 23-м километре Ленинградского шоссе, где в  41-м был остановлен враг.


Рецензии
Интересно Вас читать !!!

Григорий Аванесов   13.03.2024 20:02     Заявить о нарушении
Спасибо, Григорий. Всегда рада встречам с Вами. С Масленицей Вас. С добром,

Раиса Лунева   13.03.2024 20:15   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.