Операция Z. Без флэшмоба

   
     Военную операцию на Украине, я  воспринял без восторга, без «шапкозакидательских» иллюзий и  патриотического энтузиазма. Война это жестокие реалии, и  гибель людей  с той и с другой стороны.
   
   Реакция общества на начало военной операции была неоднозначной. Деятели искусства те, кто приветствовал операцию на Украине, сразу стали патриотами, те, кто высказался против, стали предателями. 
 
   С началом специальной операции буквы Z и V стали иметь свое значение. В городах появились баннеры и плакаты cо словами Zа Россию, Zа Родину, Zа президента. В Кузбассе ещё и Zа Куzбасс. На некоторых предприятиях устроили флэшмобы с построением сотрудников в форме буквы Z. Чиновники и руководители всех рангов спешили отличиться.
   
    Что касалось простых граждан, то большинство поддержало решение президента.
 
    Что было у нас, в первые дни начала военной операции? Конечно шок. Неизвестность, рост курса доллара, санкции, рост цен, и все это на фоне ежедневных докладов  Игоря Конашенкова о ходе специальной военной операции, выступлений президента и министра обороны, где они говорили, что в специальной операции принимают участие только офицеры и контрактники, основными задачами являются денацификация и демилитаризация Украины.
   
   Хотели мы этого или нет, но специальная военная операция началась.

     Уже через несколько дней стало известно, что наш Кузбасский ОМОН и СОБР  понесли  потери. На второй день специальной операции, 25-го февраля, погиб на Украине старший сержант томского ОМОНа, беловчанин Сергей Харченко.
   
     Хоронили его 17-го марта. Проститься с ним пришли и те, кто его знал, и те, кто не знал, но посчитал своим долгом отдать ему дань уважения. Это были реалии войны.

       Отправиться в Белгород я решил приблизительно через месяц, после начала специальной военной операции. Тогда уже не однократно обстреливались с украинской стороны приграничные сёла Белгородской области, потом был нанесен удар  украинских вертолетов  по нефтебазе в самом Белгороде, и в целом Белгород становился, по сути, прифронтовым городом.
    
    Свою поездку я особо не скрывал, но и  не афишировал.  Те, кто о ней узнавал, реагировали одинаково: «Как в Белгород? Так ведь там же война?!», и только потом следовал вопрос «Зачем?». Реагировали так абсолютно все мои друзья и знакомые, разве, что не крутили пальцем у виска.
   
    Зачем я туда ехал? Наверное, потому, что мне это было нужно. Потому, что  поддерживать военную операцию сидя в кресле у телевизора это одно, а отправиться в прифронтовой регион это другое.
   
    В Белгородской области мне доводилось бывать раньше, поэтому, как и куда добираться я представлял достаточно хорошо.
   
    Дело в том  что, в город Валуйки, в начале 90-х , после развала Советского Союза из Эстонии  перебрались мои родственники. Теперь там никого не осталось. Дед, бабушка, дядя были похоронены в Валуйках. Это была еще одна из причин отправиться в Белгородскую область.
   
    Странно, но в 43-ем и 44-ом  мой дед, Костюра Яков Мартемьянович, воевал на 1-ом Украинском фронте, освобождал именно Белгородскую, Харьковскую, Сумскую области, а теперь вот, через 80 лет снова получалось, был на передовой, как и тогда, на 1-ом Украинском.
   
    В Белгород я планировал поехать в середине мая. Билеты купил заранее, самолетом до Москвы, оттуда поездом. До Валуек как было раньше поезда теперь не ходили, предстояло от Белгорода до Валуек добираться на автобусе.
   
    Обстановка к моменту моего отъезда была следующей: в Белгороде был введен повышенный уровень террористической опасности, и сделано это было не без оснований. 12-го апреля в Шебекинском районе были взорваны железнодорожные пути, 21-го апреля над городом Изюм, Харьковской области, были сбиты три ракеты «Точка –У», целью одной из которых были Валуйки. 27-го апреля в Белгородском районе,  со стороны Украины из минометов была обстреляна гуманитарная колонна, возвращавшаяся из Харьковской области. 3-го мая в поселке Борисовка  из гранатометов был обстрелян завод мостовых конструкций. В небе над Белгородом наблюдалась работа  систем ПВО. Постоянно продолжались обстрелы приграничных сел с украинской территории.  Тогда же начались и  поставки на Украину американских дальнобойных гаубиц и РСЗО.
 
    В общем, у меня было достаточно времени, что бы подумать, стоит ли туда вообще ехать.
 
    В те дни в центре внимания были Мариуполь и бои за «Азовсталь», харьковское направление не считалось приоритетным, но бои там шли не менее ожесточенные.

    В ходе боев в Харьковской области, ополченцам ЛНР пришлось оставить несколько занятых  ранее населённых пунктов.  ВСУ пытались прорваться  к границе Белгородской области.
   
   Из интернета я узнал и то, что мне было нужно. В Белгороде работало несколько групп  волонтеров собиравших и отправлявших гуманитарную помощь нашим военным. В администрации Белгорода и городских округах области были организованы пункты сбора помощи военным, куда можно было принести продукты , предметы первой необходимости и все то, что могло понадобиться в полевых условиях. Армия была обеспечена всем, но на войне лишнего ничего не бывает.
 
   Теперь цели и задачи моей поездки были четко определены.
   
   В Москве меня встретил Макс. Ершов Максим Александрович, путешественник, член Русского Географического общества, побывавший во многих труднодоступных уголках Земного шара, и во многих горячих точках. Автор многих культурно-этнографических очерков. Член Российского Союза писателей.

      В 2018 году он побывал в Юго-Восточных областях Украины и ещё тогда написал мне, что что-то должно произойти. Сейчас его прогнозы, к сожалению сбывались.
   
     В Москву я прилетел утром, 15-го мая, а вечером уже садился в поезд «Москва-Белгород». В этот же день со стороны Украины  Белгородская область была обстреляна в очередной раз.
   
    Среди пассажиров было достаточно много военных, но не настолько много, что бы говорить о большом их количестве. В нашем вагоне военные, офицеры, занимали два или три купе. Обычный поезд, обычные пассажиры, разве, что в вагоне не шумно и направление теперь стало не таким обычным как прежде. Что бросалось в глаза в поведении наших военных, то я бы выразился так. Чёткость, собранность, организованность. Аккуратные, спокойные, уверенные.

     В шесть утра, точно по расписанию, поезд прибыл в Белгород.
   
   На перроне прибывших военных встречали. Четко, без суеты. Короткое приветствие и группы военных следовали к выходу. Все занимало не больше минуты. На привокзальной площади ожидали несколько военных УАЗов и  Урал.  Буквы Z на машинах. Многие прибыли прямо из-за «ленточки». Запыленные стекла и борта машин, на антеннах Российские флажки. У некоторых офицеров кроме шевронов с буквой Z отличительные повязки из белой матери.

   Все происходило быстро. Уже через несколько минут военных машин на привокзальной площади не было. Такси, автобусы, обычная картина, которую наблюдаешь на улице  любого города рядом с железнодорожным вокзалом.
   
   Пройдет чуть больше суток и с двумя офицерами, полковником и подполковником, с которыми мы ехали в одном вагоне мы снова встретимся, узнаем друг друга, и уже совсем как старые знакомые поздороваемся и перекинемся парой слов.
   
   Вся моя поездка была рассчитана точно по времени. В Белгороде я должен был пробыть ровно сутки, и на следующий день рано утром  выехать в Валуйки, с таким расчетом, что бы к вечеру снова вернуться.
   
   Гостиницу в Белгороде я заказал заранее. Еще при заказе администратор сообщила, что заселение в гостиницу после 14-ти часов, а до этого времени можно оставить вещи у дежурной.

    Впереди был целый день, времени на то ,что было мной запланировано в Белгороде вполне достаточно.

      Что бы немного сориентироваться в городе, я проехал до автовокзала,  затем уже поехал в гостиницу. Вещи оставил у администратора и пешком отправился в сторону центра.

     Рабочий день только начинался, поэтому я не спешил.
   
    Что можно сказать о самом городе? Первое что бросалось в глаза так это невероятное количество тюльпанов высаженных в городе и идеально чистые улицы, да и в целом город очень красивый. То, что рядом граница с Украиной, где в данный момент проводилась специальная военная операция, можно было догадаться только по проносящимся иногда по улицам военным машинам с буквами Z или V.
   
    Здание городской администрации найти было не сложно. У входа в здание дежурили двое полицейских, пост охраны и охрана  внутри здания. Пункт приема помощи военным располагался на первом этаже, напротив поста охраны. Любой мог чем-то помочь и надо сказать очень здорово помогали. Раз в неделю, все  отправлялось по месту назначения.
   
   Все что нужно я закупил в ближайшем магазине, сгущенка, печенье, чай, сигареты, мыло,  зубная паста, одноразовые станки для бритья, туалетная бумага. Элементарные, но необходимые вещи. Купил  столько, сколько мог унести, один пакет с продуктами, другой с бытовыми принадлежностями.
 
      На столике, возле комнаты, где складывали все собранное людьми, лежали открытки,  можно было подписать и вложить в посылку. Подписал две открытки: «Военным, выполняющим задачи СВО, желаю здоровья, и  выполнения всех поставленных задач», ниже, что бы было понятно, откуда это, добавил: «Из Кемеровской области», и вложил в пакеты.
    
   Один из пунктов намеченных мною в этой поездке, был выполнен, все остальное зависело от стечения обстоятельств.
 
    Только потом, когда уже удалился от здания администрации на приличное расстояние, вспомнил, что забыл вложить в пакеты иконки, которые купил перед отъездом, но возвращаться не стал, отправился дальше.
   
    Как нам говорит по телевизору президент: «Все идет по плану». Какие планы у президента  не знаю, а у меня пока все действительно шло по плану.
 
    Еще утром, когда я ездил на автовокзал, то заметил на одной из улиц синий щит дорожного указателя Сумы, Харьков, Москва. Решил снова проехать в ту сторону  и сфотографировать этот щит, все таки  вот она, рядом, граница с Украиной, и до неё здесь гораздо ближе, чем до Москвы.
 
     Вот тут у меня и появилась возможность выполнить ещё один, самый важный пункт из того, что я хотел сделать.
    
    Из автобуса я увидел припаркованный КАМАЗ с буквой Z, на дверях кабины и бортах кузова. Сразу было видно, что КАМАЗ только что «оттуда». Двое солдат в кабине, двое в кузове. Они заскочили в город на несколько минут, а через несколько часов, снова на Украину, на передовую.  Времени, долго думать не было.
    
    Первым попавшимся магазином оказался  магазин «Красное, белое», слава Богу печенье и сигареты в нем оказались,  больше и не нужно было.
   
   КАМАЗ стоял все там же. Теперь я отдал уже лично в руки пачку сигарет и пачку печенья ребятам в кабину, и пачку сигарет и пачку печенья ребятам в кузов. Важно было не это, важно было дать понять ребятам, что они не одни, что люди их поддерживают.
 
   Я не задавал глупых вопросов типа: «Ну как там», «А что там». Мне и так  было понятно, «Как там». Наша встреча была важна и для меня и для них. Один солдат был из Мурманска, двое из Ленинградской области.
   
      Я попросил разрешения сфотографироваться возле КАМАЗа, что бы было видно  букву Z. Ребята не возражали, тот паренек, что сидел рядом с водителем выскочил из кабины и взял у меня телефон. Сделал снимок, протянул обратно. Фактически, за каких- то несколько минут, мы стали своими. И тут я вспомнил про иконки.

    – Ребята, у меня иконки есть. Возьмете?

      У троих иконки были, дома им дали, а  паренек из Мурманска на долю  секунды задумался, а потом кивнул:

    - Давайте.
      
     Вот этот момент, когда я отдавал ему иконку, этот момент словами не передашь, это не объяснить. Было такое ощущение, что сам Иисус Христос изображенный на иконке с молитвой, был в тот момент  рядом с нами.

     На кого еще мы могли надеяться? На кого можно надеяться на войне? Только на Бога да на тех, кто рядом. Да и мне как видно помогал Бог в той поездке, раз все получалось, что задумывал. Вне всякого сомненья помогал.
   
     Я с удовольствием осматривал город, и город мне нравился.

     В Белгороде все  по другому, без флэшмоба, если можно так выразиться. Там если и видишь  где то букву Z, то знаешь, что этим поддерживают именно тех, кто выполняет задачи специальной военной операции. В городе нет ничего, что выставлялось бы на показ. Город живет в условиях проведения специальной военной операции, так как и положено.
 
    В Военторге на память я купил два шеврона с буквой Z  и буквой V, в киоске несколько магнитов друзьям в подарок, на площади «Трех музеев», посетил краеведческий музей. Ближе к вечеру отправился гулять в Парк Победы. Спешить было не куда.
 
    В поведении людей можно отметить то , что люди спокойны, нет никакой паники,  есть понимание того, что рядом идут боевые действия, люди просто более серьезны и более сдержаны. В целом все как обычно. В парке играет музыка, гуляют мамы с колясками, собирается молодежь, которая может быть, менее шумная, чем в других городах и более воспитанная. В одном месте в парке собираются люди пожилого возраста и устраиваются танцы под музыку прошлых лет.
   
    В гостиницу я  вернулся около десяти вечера. Спать лег рано. Перед тем как лечь, на всякий случай прикинул пути эвакуации, плотнее задернул шторы. Когда находишься в городе, по которому однажды были нанесены ракетные удары, и срабатывает система ПВО,  не стоит пренебрегать элементарными мерами безопасности.
   
    День завершился, то, что было мной запланировано сделать в Белгороде , было сделано. Завтра я должен был съездить в Валуйки,  и  вернуться назад.
   
    Поездка в Валуйки давала мне, кроме всего прочего, возможность проехать порядка ста шестидесяти километров вдоль границы с Украиной, и  самому увидеть и почувствовать, что значит находиться в непосредственной близости от места проведения специальной  операции, где можно попасть  и под удар Украинских РСЗО, и под минометный обстрел. Где люди ездят по этой дороге, и живут там каждый день.
   
    Дорога до Валуек, занимает около трех часов и проходит через Белгородский, Шебекинский, Волоконовский район, на некоторых участках проходя на расстоянии порядка 3-х, 5-ти километров от границы.
   
    Что можно сказать? Чувствуется, что идет специальная военная операция. Чувствуется, что люди поддерживают наших военных. В селах на многих домах вывешены Российские и Красные флаги, на одном из домов был вывешен даже Красный флаг с изображением Сталина, и это не флэшмоб или указание властей. Здесь в непосредственной близости от границы, где кроме своих, могут оказаться и враги, государственные символы и символы победы, такие как флаги или георгиевские ленточки, приобретают особый смысл.
   
    Российский или красный флажок на антенне автомобиля, георгиевская ленточка на автомобильном зеркале, буква Z и V здесь воспринимаются иначе. Люди знают, что могут столкнуться с теми, кто эти символы ненавидит и готовы им противостоять. Люди готовы быть с нашей армией.   Поэтому многие самостоятельно собираются в группы, доставляют гуманитарную помощь военным, помогают с ремонтом техники, всячески поддерживают. Военные это видят.
   
    В Валуйки я добрался без приключений. Не был я там без малого тринадцать лет. Сходил на кладбище, где похоронены дед с бабушкой и дядя, попроведал. О том, как живут Валуйки, в военных условиях, мне рассказала наша бывшая соседка. Живут, как и прежде, привыкли, а поначалу когда все начиналось, было страшно. Привыкли к взрывам на той стороне, привыкли к самолетам и военным колоннам .  До границы здесь, всего 15 километров, а  дорога на Украину проходит  в 20-ти метрах от дома. Люди живут в прифронтовой полосе.
    
    В Валуйках я пробыл не долго,  к вечеру я вернулся в Белгород. Поезд на Москву отправлялся через два часа, билет был куплен.  Все, что мной было запланировано, я сделал.
   
    По понятным причинам обо всех деталях своей поездки я рассказать не могу.
   
    После Белгорода, я побывал в Петрозаводске. Ненадолго задержался в Москве и подмосковном городе Талдом.
   
    По странному стечению обстоятельств на этом все не закончилось.
      
    В Домодедово в  аэропорту я обратил внимание, на солдата. Десантные петлички,  на левом рукаве шеврон Российских вооруженных сил. Только когда прилетели в Новосибирск, и он шел к выходу по салону самолета, на правом рукаве я увидел шеврон с буквой Z. Разговаривать с кем -то он был не расположен и готов был сразу оборвать разговор. Только когда он понял, что еду я оттуда, откуда и он, мы разговорились.
      
   Вероятно, обрывки нашего разговора долетали до окружающих, потому, что смотрели они на нас как на людей с другой планеты.
 
   Наверное, так оно тогда и было. Мы оба все еще были там. Там где  операция Z  проходит без флэшмоба.
   
      
   


Рецензии
Галина дурочкой прикидывается. Я помню, как после Майдана Тимошенко призывала сбросить на Донбасс атомное оружие. Я помню, как отрезали Крым от воды и электричества. Я помню, как бомбили Донбасс и сжигали людей в Одессе. Я помню, как посылали боевиков убивать несогласных. Я помню, сколько летит ракета с границы Украины до Москвы. Постоянно делают из Путина сумасшедшего. Почему не соблюдали Минские договоренности? Почему постановили вступить в НАТО, вместо того, чтобы поддерживать нейтралитет?
Я помню, как Нуланд призналась, что США потратили пять миллиардов на переворот в Украине. Я помню, как они засылали своих эмиссаров в 80-х, чтобы всех рассорить и разъединить.
Я помню, как Запад нагло обманывал Путина и бесстыдно в этом признался.
Коллективный Запад начал эту войну против России. Россию вынудили воевать.Хочется обозвать эту Галину плохими словами, но, может быть, она просто больная женщина. Жаль, что не лечится.

Александр Машковский   20.02.2024 16:52     Заявить о нарушении
Спасибо за прочтение, Александр. Не будем касаться, Галины. То, что "наши партнёры" не будут выполнять какие либо соглашения, мне лично и так было понятно, а вот мы то в 2014 году обманули ожидания людей на Украине. Одесса, Николаев,Мариуполь, Харьков да и Киев, ждали нас в 2014-ом, а не в 2022-ом. Как минимум на нашей стороне был бы "Беркут", как максимум большая часть населения. В 2022-ом можно было на пару недель перекрыть газ Европе и первыми объявить им санкции. Через две недели, все условия России были бы выполнены.
С уважением.


Евгений Костюра   22.02.2024 07:32   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 42 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.