Аркадия. Повесть отложенной любви. 19
Осиянный интеллектуальным ристалищем с монахом-вахтером, обернулся к отцу Герману и…
И… правильно. Иначе и быть не могло.
Перед ним стоял… вчерашний отказавший в причастии «служитель» с Заяцкого храма о длинной с просединами бороде и ватнике, надетом поверх церковного облачения.
Короткий, вопросительный взгляд священника:
- Вы тут… зачем? – он, «отказнику», разумеется, узнав его.
- Для… работы. Трудник… я.
Мимолетное, то же, что и у монаха-вахтера, иронично-визуальное тестирование возраста «антипричастника»:
- И что же вы… какого послушания… желаете?
- Чего-нибудь потяжелее... Очень зол… Простите… на себя.
- Это пожалуйста, – отец Герман, скрывая за растительностью с проседью свою усмешку. Оглядел толпу собравшихся работников, подозвал двух высокорослых дядек. Ему:
- Будете третьим. – И, гася усмешку, ко всем: – Работаем на дровяном складе, православные. За крепостной стеной. В полуверсте по выходе. Четверо – вы, вы, вы, и вы – разбираете инструмент и на пилку дров. Вы – троице – будете выбивать ковры. Колья подберете там. Прочее подвезут. Вы к дровянику, остальные – за мной; что укажу, снимать, скатывать, грузить. Благослови вас Господь, отцы!
Трое суровых, молчаливых мужчин, зачем-то обгоняя друг друга, пошагали за пределы крепостного вала к сложенным под навесными крышами штабелям бревен, куда вслед за ними с пилами и топорами подошли и начинали орудовать дровосеки.
Подкатил трактор с прицепом, забитым рулонами ковров, дорожек, паласов.
Азартно-хватная разгрузка троицей неподатливых закруток и тюков. Разворачивание, заброс на стрехи, заборы, поленницы и – выколачивание-вышлепывание-выстукивание дубинами в тучах пыли, забивающей ноздри, горло, бронхи.
Час, другой, пятый.
Стоп!
Обед, православные.
Монастырский трапезный зал, ряды длинных деревянных столов с такими же протяжными скамьями, заполненными работным людом. Щи, беломякотная камбала с вареной, переложенной цельной зеленью картошкой, чай. Добавки сколько пожелаете. Ангела за трапезной, честной народ! И молитвенное сопровождение чтеца за аналоем.
Впервые за последние дни почувствовал вкус еды. И – сытость.
Вновь дубиноломное, аховое колочение, расстилание-разбрасывание на солнцепеке – исключительно жаркого для Соловков нынешнего лета – одного, другого, двадцать восьмого, пятьдесят третьего цветасто-ворсистого ковра, паласа, дорожки, подстила…
В некий миг возникло и исчезло лицо в развевающейся на ветру бороде о просединах – отец Герман.
Контролирует, досматривает?
Для скрашивания рутинной, нудной, однообразной маяты с «коврами» троица, перекрикивая бухание собственных колотушек, звон топоров и пил заготовщиков дров, обменивается, каждый своей печальной – душа на распашку – приведшей на остров историей. Увы, похожей одна на другую: излом благополучного бытия, уход-откат-измена близких, родных, любимых, потеря смысла жизни и, родившийся у каждого по-своему импульс-совет-посыл поменять постылое прошлое на… Соловки. Не сомневаясь, что примут. Россия монастыродержавна. Этим стояла и будет стоять. Островами, где рай для души. Где ни денег, ни зависти, ни смрада. Бог и ты. И братия. Где – всамделишная жизнь!
Поздний вечер. Работа кончена. Все выбито, проветрено, просушено на солнце, погружено на тот же прицеп. Пильщики-кольщики дров, собрав инструмент, ушли.
Сил – ноль.
Подкатил трактор.
- Отцы, где Святой источник, ведаете? Можете искупаться и – на трапезу. За работу во славу Господа всем поклон. Спаси вас Бог! – из кабины трактора, с места водителя все тот же отец Герман.
Потащил тележищу в монастырь.
…Сподобило же целый день лоб в лоб с н и м, с тем, кто накануне убил наповал! С назойливым соглядатаем. Приставленным, чтобы напоминать о Заяцком? Колоть глаза? И без того выколоты…
Святой источник – чудо!
Настил, две деревянные ступеньки вниз, крестное знамя, троекратное погружение в обжигающую, прозрачную глубь родника.
И выход-возрождение.
Блаженство после купанья в чистейшем ключе, покой. Почти забытый. Подольше бы продлить его, сохранить драгоценное духопарение...
Пожал руки товарищам по честно;му труду, плечом к плечу разделившим напряжное послушание, пожелал им сил для воскрешения. И – тихим шагом, прислушиваясь к себе, ища воспоминаний о н е й, в трудах почти забытой, двинулся к монастырю-крепости.
Как хорошо промерить каменистое пространство до нее неспешными шагами! Край земли русской, России! Мёд-воздух. Безбрежная морская гладь. Вечернее, не темнеющее – дыхание Северного Полюса! – небо. Здесь бы и остаться.
Вдали от н е е. От несостоявшейся, потерянной.
Нет, уже не выхватывает память картин и терзаний былого. Все существо наполнено нынешним прожитым днем, дышит соловецким, вечным.
Впереди братско-монашья трапеза за длинным общим столом, с деликатной передачей друг другу блюд – сперва дальним, уж потом себе; добавка «от пуза», коей не стыдишься… И пожелание ангела… не за поеданием, а… в к у ш е н и е м пищи под монотонное чтение специального глашатая молитв.
...
Неожиданно – новое наитие.
Необъяснимо летучее, уносящее от обыденности.
«Ты – есть?
Тебя – нет!
И не было.
Ни сейчас, ни до, ни после.
Б ы т ь дано только настоящему. Прошлого у ж е нет. Будущего – е щ е нет. Сколь долго должно длиться настоящее, чтобы б ы т ь?
Век?
Год?
Месяц?
Неделю?
Сутки?
Час?
Минуту?
Но и в них есть часть времени, которая у ж е протекла, а другая е щ е не случилась. И что же остается для н а с т о я щ е г о?
Секунда? Но и в этой имеется мгновение минувшее, как и еще не наступившее, совсем ничего не оставляющее настоящему. Сколь бы малое время мы не взяли, в нем всегда кроется прожитое и грядущее, сокращающие реальное н а с т о я щ е е.
И так до бесконечности, до отсутствия бытия, ибо оно существует только в настоящем.
Которого нет.
Ничего нет.
Нечего.
Меня тоже!
Я не существую!
…………………
А о н а?
А он?
Нас нет…».
Еще одна философема о сущем, рожденная подсознанием примирившегося с самим собой, с окружающим миром трудника благословенного Соловецкого монастыря, шагающего по кремнистому полю?
Почти без участия его воли, воображения? Как плод некоторого внутреннего посыла, импульса?
Теперь что – такое будет ему являться всегда? Прежде такое случалось на изломе сил, когда прекращалась циркуляция внутренних токов, не доставало дыхания. В ответ на беду.
Сейчас ее ощущения нет. Напротив, – иллюзия парения, блаженного упокоения.
Метаморфозы Соловков?
Ничего, разберется, осмыслит, откуда, что, почему, – позже, на постылом досуге.
…Издали навстречу, будто парят над землей, движутся две фигуры в черном, развевающемся на ветру. Монахи?
Взял чуть правее. Надо разойтись. Пересечешься, даже если не заговоришь, просто раскланяешься, как здесь заведено, – все равно нарушишь уединение. Сломаешь настроение!
Пройти, как бы не замечая встречных. И не смотреть в их сторону…
Кажется, и они отклоняются, туда же? Похоже, да.
Для чего?
Поравнялись. Почти миновали друг друга.
Молча поклонюсь и – ускорю шаг, вроде как спешу.
А они?
Остановились. Смотрят на него. Призывный жест рукой одного.
- Вас можно?
Голос знакомый. Неужели опять он? Поднял взгляд, запнулся, едва не упал. Отец Герман! Снова! Да что же это за напасть-преследование!
«Вас можно?». Нужно идти.
Двинулся в их сторону. Священник – навстречу. Борода о просединах сбилась набок. От ветра? Его спутник поодаль.
- В монастырь? – тихо, чуть прищуриваясь, «преследователь» ему.
- На трапезу.
- Имя, извините…?
Назвался.
Молчание. И:
- Простить меня можете?
- ???
- Что… не допустил вчера… до причащения.
- Нет. Зачем? Виноват я… сам. Вышел… замешкался. Вы ни при чем.
- Вышел – почему? Должен был спросить.
- Плохо стало. Сердце…
- Вот, видите. Не поинтересовался. Извинить сможете? Искренне...
- Что вы! Не ваша вина. Моя… И моей… неосведомленности… Только утром узнал, случайно: причащаться не имел… оснований… Не был готов. Шел без благословения, канонов не вычитал… «Последование к причащению…» тоже. Не вы воспрепятствовали… То есть, вы… уловили… интуитивно. Это мне… это я должен извиниться… Простите.
Молчание. Взгляд пристальный, проникновенный.
Движение рукой под рясу. В ладони блеснуло что-то злато-миниатюрное, на миг перекрывшее вечернее марево.
- Примите это. Казанская Богоматерь. Будет вашей заступницей и путеводительницей. От меня, от Соловецкой обители. Держите при себе всегда. Я же отныне и вечно буду за вас молиться. Да спасет вас Господь. Целуйте икону.
Приложился, оглушенный происходящим.
Невольное движение к отцу Герману, его – навстречу.
Взаимный поклон.
Разошлись.
В его руках златоликая, миротворящая, младенценосная Дева. Казанская богоматерь.
Заступница и путеводительница.
Соловки! Чудо Соловки!
Матерь Господня с ним. И молитва отца Германа.
И жизнь!
(Продолжение следует)
Свидетельство о публикации №222071700171