На тернистом пути

            
 
Начало в Такси-7, Такси-8
http://proza.ru/2021/04/11/106
http://proza.ru/2021/05/03/2011


               
               
                гл. 1.  Работа не волк
         
         Люблю смотреть телевизор по вечерам; ощущение такое, будто держишь руку на пульсе времени.       
Очередные теленовости. В московском метро задержана группа подростков, девочек-цыганок, которые воровали
у пассажиров телефоны. При обыске по их месту жительства милиция обнаружила более тысячи телефонных аппаратов.
         В супермаркете поймали цыганку, которая в своей одежде пытались вынести столько продуктов, что они с трудом поместились в покупательскую тележку, причём на всех винных бутылках уже отсутствовали магнитные замки…
             
                Сценка из летнего отпуска.
         В плацкартный вагон поезда втиснулся целый табор цыган. Шум стоял такой, что я тут же надел наушники. Почти весь проход оказался забит крикливыми цыганками в цветастых юбках с их неугомонными цыганятами. Тут же примостились золотозубые ромалы с баулами, тюками, свернутыми палатками и домашней живностью.
         А когда я пошёл в туалет, в проходе наткнулся на двух коз, которых на верёвке держала маленькая девочка.
Козы недружелюбно смотрели в мою сторону и были явно недовольны тем, что я посягнул на их территорию.
Пришлось им показывать свой билет, только после этого они меня пропустили в отхожее место. Когда я приехал в пункт назначения, бумажник из моих джинсов таинственно испарился. 
               
         В Англии и Испании некоторые цыганские семьи вообще не считают нужным устанавливать палатки, а сразу захватывают приглянувшиеся им дома, хозяева которых находятся в отъезде. И по местным законам быстро их выселить оттуда нельзя –-
у них же маленькие дети!
         Но почему же многие молодые и здоровые люди из этого сообщества не идут на работу?  Другие же работают и зарабатывают себе на жизнь…
         Удивительное дело, но мошенничество и обман в цыганской среде не являются чем-то зазорным, а представляют собой, скорее, один из способов заработка.

         Существует даже красивая легенда, повествующая о том, что на воровство цыган благословил сам Спаситель: когда Христа распинали, случившийся поблизости цыган украл один из гвоздей, которыми его должны были прибить к кресту.
         В результате ноги Иисуса пришлось прибивать одним гвоздём, а не двумя. В знак признательности Спаситель якобы и сподобил цыган воровать.

         Почти везде, где появляются цыганские поселения, возникают точки социальной турбулентности, происходят постоянные конфликты с местными жителями. И как это предотвратить не знает никто.
         В этом статье я попытался рассмотреть причины подобных конфликтов без политеса и толерантности, оперируя только фактами. А что из этого вышло судить читателю. Но для начала сделаем небольшой экскурс в историю.

               
                гл. 2. История

         По данным генетических исследований сегодня можно с уверенностью сказать, что цыгане –- это выходцы из Индии,
из касты неприкасаемых.
         Покинув Северо-Западную Индию, кочующие племена вначале длительное время проживали на территории Персии и Османской империи, и уже оттуда стали двигаться на северо-запад, на территорию современных Болгарии, Сербии и Греции.
Позднее, по мере угасания Византийской империи, примерно с XV века, цыгане через территорию современной Румынии стали расселяться по странам Центральной Европы.
         Конечно, главным мотивом этих кочевий являлась «не охота к перемене мест», а суровая экономическая необходимость: таборным ремесленникам требовались рынки сбыта своей продукции, артистам нужна была новая публика для выступлений, гадалки нуждались в смене клиентуры.

         Важно отметить, что право заниматься ремеслами в средневековой Европе передавалось тогда по наследству.
Так сын гончара становился гончаром, а сын кузнеца – кузнецом. Поменять профессию было невозможно.
         Прибывавшие в Центральную Европу цыгане-ремесленники в силу цеховых ограничений так и не смогли заниматься ремеслами, которыми издавна зарабатывали себе на жизнь (в первую очередь – работа с металлом).
         Вследствие ограниченности или полного отсутствия легальных возможностей для заработка, цыгане всё больше стали заниматься кражами, разбоем и прочими не совсем законными видами деятельности и постепенно опускались на социальное дно.
       
         Естественно, такой образ жизни не нравился местным жителям и властным структурам. Спасаясь от преследований властей, цыгане старались вести более скрытную жизнь – передвигались по ночам, жили в пещерах, лесах и других укромных местах. Это способствовало появлению и широкому распространению мифов о цыганах как о людоедах и сатанистах.
         В условиях враждебной внешней среды ромалы стали культурно «замыкаться в себе», неукоснительно следуя старинным традициям.
         В поисках лучшей доли они начали расселяться по странам Северной и Восточной Европы, однако практически нигде так и не смогли интегрироваться в местное общество -– везде они оставались изгоями.

               
                гл. 3.  Неприкасаемые

         Исторически (после завоевания ариями) индийское общество делится на четыре основные касты – брахманов
(учителя, жрецы), кшатрии (военные, руководители), вайшья (торговцы, чиновничество), шудра (рабочие, обслуга).
         Но были и те, кто не подходит под эти четыре категории и с ними запрещено контактировать. Это далиты, или неприкасаемые.
      
         Согласно индуистской мифологии, первые законы создал единственный выживший после Великого потопа человек Ману. В этих законах – смрити – он описал свое представление о делении общества и обозначил касту неприкасаемых –- тех, кто по жизни и роду деятельности соприкасается с нечистотами, трупами и глиной.
         Члены таких каст жили обособленно на окраине поселений «чистых» каст, не имели своей земли и большей частью являлись зависимыми работниками в чужих хозяйствах.
         Естественно, и браки у далитов совершались, в основном, между членами своей же касты. А потому и страдали они от многочисленных заболеваний, вызванными инцестом...
      
         Для далита умение жить в грязи —- это его доблесть, его мастерство. Нередко в кварталах неприкасаемых можно увидеть маленьких детей, плескавшихся в сточной канаве и игравших частями дохлой собаки.
         Современные индийские сантехники, приводящие в ужас туристов своим нырянием в сточные воды, могли бы сделать свою работу менее тошнотворной. Но далиты знают: тот, кто боится грязи, умрет быстрее прочих.
         
         Конституция Индии не признает ни варн, ни каст, -- и в этом она ушла далеко вперед от своего населения, 90% которого куда больше чтят наставления Ману, чем благие пожелания господ Неру и Ганди. В четырех больших городах страны — Дели, Бомбее, Калькутте и Мадрасе неприкасаемые чувствуют себя более-менее вольготно, но в городах поменьше и в сельской местности все обстоит так же, как и сотни лет назад.
         Членам этой касты нельзя пользоваться общественными колодцами и колонками. Под запретом для далитов и посещение храмов; лишь несколько раз в год им дозволено переступать порог святилищ, после чего храмы подвергают тщательному ритуальному очищению.
         Если далит хочет что-нибудь купить в магазине, он должен положить деньги у входа и с улицы крикнуть, что ему надо, -— покупку вынесут и оставят на пороге.
         
         Далиту запрещено начинать разговор с представителем высшей касты, звонить ему по телефону.
Характерный случай. В 2005 году шестеро крестьян в деревне под Джайпуром забили палками до смерти подростка за разговор с девушкой из «чистой» касты.
         И хотя в нескольких штатах Индии были приняты законы, позволяющие штрафовать владельцев столовых за отказ кормить далитов, это мало что изменило. Просто в большинстве мест общепита были установлены особые шкафы с посудой для неприкасаемых. Правда если у столовой отсутствовала отдельная комнаты для далитов, то обедать им приходилось
на улице (напомним, далитом является каждый пятый индиец -— это не меньше 200 миллионов человек).
         
         Некоторые почтенные брахманы и кшатрии брезгуют ездить в западные страны только потому, что там (по их словам) «кишмя кишат неприкасаемые, в то время как наивные европейцы даже не догадываются, среди какого ужаса они живут».
         Удивительно, но большинство далитов не ропщет на свою судьбу. Они часто улыбаются и по своему мироощущению
чем-то даже напоминают хиппи.
         Индуистская традиция предполагает, что каждый человек оказывается на своем месте по заслугам прошлой жизни и достойное следование своей нынешней судьбе считается гарантией улучшений в грядущей жизни. Ты мусорщик?
Будь идеальным мусорщиком — и ты возродишься в новой жизни каким-нибудь военачальником или важным сановником.
         Проблемы начинаются лишь тогда, когда далит хочет перестать быть далитом…
    
                гл. 4.  Вы -- беспутные
         

         В древности каждый народ стремился сохранить свой род, оставить
после себя здоровое, крепкое потомство.
В противном случае было бы просто невозможно защищать свою землю от агрессивных соседей. Не случайно существовал такой обычай, как осмотр невест родственницами со стороны жениха перед свадьбой.
         Да и в России невесту частенько в деревнях выбирали родители, основываясь на своём жизненном опыте.
В отличие от взгляда жениха, их взгляд, не замутнённый любовным туманом, был куда более проницательным.
       
         Если же в Индии брак заключался с людьми из других каст, а тем более с бродягами, нищими, нездоровыми людьми,
а то и просто с людьми другой расы, -- это называлось кровосмешением.
 Дети от таких браков назывались полукровки, а сами нарушители становились изгоями, с ними уже никто не заключал Семейные Союзы.
         Их изгоняли из Родов. И им говорили: «Вы беспутные, вы не имеете пути развития, вас нигде не примут, вы и ваши дети будете скитаться». Этих людей называли «ЦЕГАНЕ».
         Интересна одна из версий происхождения этого слова.
Согласно славянскому словарю этимологии.
                ЦЕ – это;  ГА – путь;  НЕ – не имеющие.

         То есть, цегане – это люди «пути не имеющие». Заблудшие.
У них нет пути развития и возвращения в общество. Со временем слово «цегане» заменили на «цыгане».
Другими словами, это люди, нарушившие КОН -- правила жизни в общине, которые передавались из поколения в поколения путем воспитания, образования и обучения ремеслу. Кон основан на совестливости…

         В Индии многие племена образуют отдельную касту. Общее число каст в этой стране превышает 3000. Некоторые их них
с течением времени сливались друг с другом. По всей видимости так и образовалась новая общность под названием «цыгане».
         Чтобы узнать, какие касты неприкасаемых легли в основу новой общности будем отбирать их по трём основным признакам: преступность, бродяжничество и песни-танцы.

                гл. 5. Преступные касты

         В 1871-72 годах до 160 общин Индии были отмечены (notified), как имеющие «врожденные преступные наклонности».
Согласно требованиям британского закона «О преступных кастах» 1924 года. «преступная каста» описывалась,
как община, члены которой «систематически участвовали в совершении преступлений».
         В соответствии с принципом коллективной ответственности, любой принадлежавший подобной касте мужчина старше
14 лет был обязан регулярно отмечаться в полиции, даже если он лично и не обвинялся в совершении каких-либо преступлений.
         Для перевоспитания членов преступных каст организовывались «исправительные» поселения, где предполагалось «исправлять» людей прежде всего тяжёлым физическим трудом. Параллельно проводилось ужесточение наказаний, и поголовное снятие отпечатков пальцев. Ряд «преступных каст» были в полном составе помещены в поселения
под надзор полиции, откуда не разрешалось никуда отлучаться.

         На момент получения Индией независимости в 1947 году насчитывалось 127 преступных каст общей численностью
13 млн человек. (удивительно, но это количество совпадает с числом цыган проживающих сегодня в Европе).
Все они находились под постоянным наблюдением и арестовывались без ордера в случае оставления предписанного им района проживания. Последнее требование было особенно важным, ибо большинство преступных сообществ вело кочевой образ жизни, так как только так можно было избежать наказания за совершённые преступления.
               
                гл. 6. Хиджры

         Искать касту неприкасаемых, которая лучше всего поёт и танцует, долго не пришлось. Каста эта называется Хиджры.
Их принято звать на свадьбы. Причём её члены за свои выступления требуют “бадхаи” — своеобразное вознаграждение.
То есть, говоря сегодняшним языком, это профессиональные артисты, а отнюдь не любители.
         Если хиджры заявляются на праздник без приглашения, их обязаны накормить, выслушать их песни и выплатить немалый гонорар. Иначе хиджра якобы может наложить на семейство проклятие.
         Если праздников в какое-то время не предвидится, хиджра начинает плохо себя вести, сквернословит, занимается попрошайничеством и мошенничеством.
         
         Хиджры -- каста евнухов, транссексуалов и гомосексуалистов существует в Индии испокон веков. Полный хиджра – это евнух с совершенно удаленными гениталиями. Но в касте встречаются и обычные гомосексуалисты
(Напомню, что самыми сладкозвучными голосами обладают именно кастраты).
         Обычно хиджры путешествуют семьями, во главе которых стоит «матушка». Все они ходят в ярких одеждах и накрашены как женщины.
         
         Раньше членов этой касты называли двуполыми, евнухами, гермафродитами.
Но сегодня укоренилось название -- «третий пол»: эта община гомосексуалов и трансгендеров, которые одеваются и ведут себя как женщины, называют себя женским именем, но не относят себя ни к одному, ни к другому полу.
         Одним из традиционных для этой касты источников заработка является проституция. По разным оценкам численность хиджр может достигать 5 миллионов человек.
      
         Хиджры издревле были в Индии на особом счету. Они предпочитают вести свою генеалогию от самого Шивы;
в тантрической традиции Шива-Шакти – древняя ведическая концепция мироздания, сочетание потенциальной энергии Шивы и динамической энергии Шакти.
         Детородный орган Шивы (лингам) является в Индии предметом отдельного религиозного поклонения,
поэтому Шива – кастрат. Одно из воплощений Шивы - Ардханаришвара – полумужчина-полуженщина, что свидетельствует о том, что Шива ещё и гермафродит. В общем и целом, для хиджры Шива -- «свой» бог.
    
         Во время очередной переписи населения в Индии хиджры потребовали признать их третьим полом, отказываясь регистрироваться как “мужчины” или “женщины”. В июне 2001 г. в городе Ратх был созван Общенациональный конгресс хиджр, заявивший о политических притязаниях на местном, региональном и общеиндийском уровне.
         В апреле 2014 г. Верховный суд Индии официально признал хиджра и трансгендеров третьим полом.

         Несмотря на то, что хиджры – грязная каста, их стараются не обижать, потому что нет ничего страшнее, чем навлечь
на себя гнев хиджра, поскольку они, как принято считать, обладают магическими способностями и могут навлечь на обидчика любую напасть – от импотенции и бесплодия до проказы. Впрочем, они же и зовутся для того, чтобы эти недуги излечить. Говорят, помогает.
         Процедура проклятия хиджра похожа на акт эксгибиционизма. Хиджра поднимает полу своего сари, демонстрируя то,
что под ним (Под ним у него ничего нет, поскольку обычно хиджра – кастрат. Полный). Заметим, что точно так же делают цыганки.

         Впрочем, надо признать, что не все хиджры кастраты. Внутри касты есть, например, аквахиджры (у них все на месте) и джаакха, у которых даже могут быть жены и дети.
         Они выполняют в группах хиджры роль аккомпаниаторов при музыкальных представлениях.

         Удивительно, но численность хиджр со временем не уменьшается, хотя, казалось бы, прирастать собой они не могут
по определению. Прирост идёт, естественным путем, когда к касте примыкают ощутившие свою «ненормальность» мальчики или девочки с проблемами в гормональном развитии. Также они принимают к себе брошенных и больных детей.
         Учитывая желание хиджр продолжить свой род, не такими уж и фантастическим кажутся мифы о краже детей цыганами. Во всяком случае в России при милицейских облавах в таборах нередко обнаруживались светловолосые дети.
               
         И ещё. Если мужчина отвергает в себе мужское начало, то он невольно отвергает и главную функцию мужчины в этой жизни, функцию кормильца, функцию человека, содержащего свою семью. И видимо, не случайно на юге Индии сохранилась традиция многомужества среди бедного крестьянского населения.
         А в Болгарии для цыган даже появился специальный термин СОЦИАЛЬНО СЛАБЫЙ ГАЖДАНИН. Этим термином обозначается неграмотный человек, который нигде не работает. А его содержание берёт на себя государство.
         Напомню, что и в цыганских семьях муж обычно не работает. Цыганка является основным кормильцем семьи. Женщина, неспособная обеспечить семье достойный уровень жизни, считается плохой женой.
               
                гл. 7.  Депортация

         Проблема с цыганами существует не только в России. В Европе она стоит, пожалуй, даже более остро.
Цыгане так достали законопослушных европейцев, что те готовы идти даже на крайние меры. Во Франции 69% жителей высказались за их принудительное выселение,
         Президент Франции Николя Саркози даже депортировал несколько тысяч цыган, у которых обнаружились болгарские, румынские и венгерские паспорта.
         При этом он назвал их «нацией бездельников, бродяг и преступников». И это был не стихийным всплеском ксенофобии,
а реакция на реальное положение вещей, ибо каждое четвёртое преступление в этой стране совершают «лица цыганской национальности».
         Собственно европейские проблемы цыган начались именно с их неспокойного образа жизни: во Франции, Испании, Чехии и Венгрии счёт привлечённых к ответственности за наркоторговлю ромал идёт на десятки тысяч.
         
         Официальной статистики по этнической преступности в России не ведётся, возможно, из соображений толерантности.
Зато такая статистика есть по соседству, на Украине: из 47 тысяч украинских цыган судимы порядка 20 тысяч, практически все взрослые. Поэтому и на Украине всё громче звучат требования о депортации.

         Правда, часть евродепутатов ссылаясь на положительный опыт в СССР по ассимиляции цыган, лелеют надежду на их перевоспитание. Но как показывает исторический опыт – это утопия. Чтобы не быть голословным – приведу два примера.
         
         Около двух тысяч лет назад в Древней Индии были приняты законы Ману. По ним кража с небольшим ущербом наказывалась штрафом, с более значительным — отсечением руки. Что вы думаете цыгане перестали воровать?
Нет, они перебрались в те штаты, где эти законы не действовали. А некоторые самые неисправимые просто покинули страну.

         Семья работников ГУВД в Москве удочерила новорождённую цыганскую девочку. Ребёнок был окружён заботой и вниманием и ни в чём не нуждался. Но когда девочка пошла в школу, к удивлению приёмных родителей, она стала воровать.
         
         Нам со школьной скамьи вбивали в голову, что бытие определяет сознание. Но оказалось, что и наследственность тоже играет далеко не последнюю роль.

         А теперь о нашей стране. Действительно в 1956 году вышел указ Президиума Верховного совета СССР
«О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством». Кочевых цыган приравняли к тунеядцам и предложили
на выбор: продолжить кочевой образ жизни с вероятностью сесть на два года в тюрьму либо ассимилироваться и осесть.
В Ростовской области, Краснодарском и Ставропольском краях начали действовать государственные программы предоставления цыганам бесплатного жилья. Государством были затрачены очень большие средства. В результате осели как минимум 82% советских цыган, а к распаду Союза оседлых стало ещё больше – около 90%.
      
         Но сегодняшний неолиберальный капитализм не способен решить цыганский вопрос. Выделяемые на «помощь» цыганским общинам средства благополучно «распиливаются». О централизованном создании рабочих мест в условиях «свободного рынка» не может быть и речи.
         Что же делать с этими людьми, которые вызывают сильное раздражение у местного населения? В последнее время власти Европы всё больше склоняются к самому крайнему средству – депортации.
         Начало 90-х стало временем полуофицальной политики по силовому выдавливанию цыган во многих восточноевропейских странах. Лишь в 1990-1991 гг. в Восточной Европе произошло 44 цыганских погрома.
В Румынии и Польше было разрушено 250 цыганских домов.
         Из Хорватии большинство цыган бежало, вследствие террора, устроенного против них правительством Ф. Туджмана.
         В Чехословакии на дверях кафе и ресторанов нередко можно увидеть надпись: «Цыганам вход запрещен».
         В Германии закон прямо запрещает бродяжничество, из этой страны были высланы косовские цыгане.
         Во Франции за цыганами ведется легальный полицейский надзор.
             
         А в Венгрии Орбана, «народные дружины» патрулируют цыганские кварталы. Также в этой стране местные власти начали так называемую частную депортацию цыган. Здесь уже не хотят содержать целую армию иждивенцев.
         Для таких людей создаются трудовые лагеря, где они выполняют самую примитивную работу, основанную на тяжёлом физическом труде.
            
         Согласно новому закону (закон анти-Сорос), принятому парламентом Венгрии в 2018 году, каждый оставшийся без работы дольше 90 дней подряд теряет право на социальное пособие и страховку. Важно и то, что теперь за оказание помощи нелегальным мигрантам, среди которых много цыган, можно получить тюремный срок.
          К сожалению, в России всё делается с точностью до наоборот. У нас запрещена деятельность движения против нелегальной иммиграции, так как движение признано экстремистским. И хотя на телеэкране формально критикуют Сороса (правая рука Ротшильдов), но его НПО и агенты влияния продолжают свою подрывную работу в стране.
          Напомню, что в Малайзии, как только ввели налог на предпринимателей за каждого принятого на работу мигранта, половина китайцев-гастробайтеров тут же покинула страну. А они составляли 45% от всех работающих.
          Что же мешает России использовать международный опыт?
    
             
         Но даже если евродепутаты и примут решение избавиться от 13 млн. цыган, то куда их прикажите девать? Накануне вступления Румынии в ЕС, в 2006 году, официальный Бухарест клятвенно заверял европейцев, что возьмёт решение цыганского вопроса на себя, но позже категорически открестился от своих обещаний – мол, со своим (по сильно заниженным данным) полумиллионом цыган разобраться бы…

         Евродепутат от Румынии Мария Петре (цыганка) предложила разумный, на её взгляд, выход: почему бы заботу
о европейских цыганах не взять на себя России? Как недавно установили румынские историки(?), расселение ромал по Европе началось из Российской империи, а значит и позаботиться о них должна именно Москва.
         Сразу же хочу ей возразить. То, что цыгане пришли в Европу с востока – это верно. Но то, что из России – этого просто
не могло быть!
         Основной поток цыган хлынул в Европу в XIV веке через Балканы. Пройти в Европу через северное Причерноморье было невозможно. Эти земли контролировала Золотая орда и её сателлиты (половцы-кипчаки, ногайцы, черкесы). Здесь никто с цыганами церемониться бы не стал. Им бы всем надавали по шапке и обратили в рабство.

         Да и в сегодняшней России отношение к цыганам резко ухудшилось. В ряде областей идёт активный снос цыганских посёлков -- местные жители обвиняют цыган, и не без основания, в распространении наркотиков. Так в новгородском райцентре Чудово в 2006 году было вынесено судебное решение о принудительном сносе жилых домов, как «незаконно построенных».
А в Чудово проживало порядка полутора тысяч цыган.
         Тем не менее решение о выселении ромал судом было принято, а судебная вышестоящая инстанция признала его вступившим в силу. Теперь имеется юридический прецедент, который наверняка ещё задействуют в других местах массового нахождения цыган.
         
         Ну что ещё добавить по этой щекотливой теме. Ясно лишь одно -- простых решений здесь нет и быть не может.
А уж если чиновники Евросоюза будут настаивать на депортации цыган из Европы, то более логичным выглядит вариант с выселением цыган, но не в Россию, а на их историческую родину, то есть, в Индию.
         И пусть сами индийцы решают, что с ними делать. В конце концов -- это их народ, им и принимать окончательное решение, а не сваливать всё с больной головы на здоровую.
               
                05. 2021год. СПб.



Рецензии
В Хорватии давно решают проблемы жёстко,без дипломатических тонкостей.

Виталий Поляков 2   17.10.2023 08:06     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.