Купеческие истории. Драма на Гороховом поле
“НЕРАВНЫЙ БРАК” С ПРОДОЛЖЕНИЕМ.
В 1860 году, в Москве, в Басманной слободе, состоялась свадьба Андрея Александровича Карзинкина и девицы Софьи Николаевны Рыбниковой. Свадьба была записана в метрической книге в церкви Трех Святителей, что на Кулишках.
В одной народной песне поется:
У церкви стояла карета,
Там пышная свадьба была,
Все гости нарядно одеты,
Невеста всех краше была...
..............................................
Когда ей священник на палец
Надел золотое кольцо,
Из глаз ее горькие слезы
Струясь, потекли на лицо...
Слезы капали на белое кисейное платье невесты, сияя в пламени церковных свечей, как маленькие бриллианты, а люди завидовали богатому наряду девушки.
В свадебной толпе, скрестив руки на груди, стоял красивый молодой человек, которого звали Сергей Михайлович Варенцов. Это его невесту венчали сейчас с другим. Это про такую любовь в народе слагались печальные песни.
На долю любимого и любящего Сергея Варенцова досталась тяжелая роль шафера...
Эта свадьба была изображена в 1863 году в картине Василия Пукирева“Неравный брак”, которую немедленно купил для своей галереи Павел Третьяков. Картина имела шумный успех на выставке, а Пукиреву Академия единогласно присудила звание “профессора живописи народных сцен”.
В принципе, в этом, скажете вы, нет ничего особенного. Ну, написал художник картину на известную тему, а “неравные браки” случаются сплошь и рядом.
Это все так, но дело в том, что на картине отображены реальные события и личная драма людей, о судьбе которых наш рассказ.
Недалеко от Разгуляя, в стороне от оживленной и шумной Старой Басманной улицы , известной своими домами-дворцами и их именитыми хозяевами, отходит в сторону немецкой слободы тихий Токмаков переулок. В ХIХ веке в Басманной слободе, на Гороховом поле, селились купцы средней руки. До наших дней дожил ампирный двухэтажный особняк на углу Токмакова и Денисьевского переулка. Предание называет среди владельцев усадьбы многих, но точно известно, что последними хозяевами усадьбы была купеческая семья купцов Варенцовых.
Сергей Михайлович Варенцов был влюблен в дочку богородского купца, владельца суконной фабрики, Софью Николаевну Рыбникову и пользовался взаимностью. Он хотел на ней жениться, но родители отдали ее замуж за купца 1-й гильдии, Андрея Александровича Карзинкина.
Семья Карзинкиных владела усадьбой на углу Покровки и Армянского переулка. Им принадлежал, существовавший до последнего времени, кондитерский магазин, известный всей Москве.
Варенцов был молод, красив, из известной в Москве купеческой достойной семьи, но родители девушки, богородские купцы, предпочли ему не очень молодого, зато очень богатого Карзинкина.
В те времена слово папеньки было законом. “Прокляну , лишу на-следства!”,- грозно восклицал отец, и дочь покорялась...
Сергей Михайлович очень тяжело переживал неудачное сватовство
к девице Рыбниковой и, как- то раз, он поделился своим горем с художником, Василием Владимировичем Пукиревым.
Бывший крепостной вдовы поручика Грекова, Василий Пукирев как художник, был вхож во многие купеческие дома. Он получил вольную и был приписан к мещанскому сословию города Москвы. Поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества, и в 1860 году получил звание академика по исторической и портретной живописи. Рассказ Варенцова о личной трагедии натолкнул художника на мысль написать на эту тему картину. Что же поделаешь... Художники - народ впечатлительный, и иногда чужие чувства и страсти могут послужить их вдохновению. 1863 году он написал лучшее свое произведение “Неравный брак”.
Правда, в картине, рядом с невестой, художник изобразил не Андрея Александровича Карзинкина, а сановного старика, но стоящий поодаль шафер имел черты Варенцова... Это действительно так.
Между Варенцовым и Пукиревым произошла ссора, когда Сергей узнал себя, и художник, не желая терять дружбу с ним, пририсовал шаферу бороду, чтобы степень узнаваемости была меньше, так как Сергей Михайлович бороды не носил.
Существует версия истории с картиной, записанная, якобы, со слов Гиляровского, что картина эта рассказывает историю несчастной любви самого художника Пукирева, но по уточненным данным, воспоминаниям племянника Сергея Михайловича, Николая Александровича Варенцова, это факт из жизни их семьи.
Сергей Михайлович Варенцов впоследствии женился на девице из рода купцов Урусовых, счастлив с ней не был, впрочем и прожил на этой земле недолго.
Он умер в возрасте 41 года. Девица Рыбникова, в замужестве Карзинкина, пережила его на 30 лет и умерла в 1911 году, похоронив и своего супруга, который скончался в 1906 году, 83-х лет. Художник Пукирев, к концу жизни тяжело больной, кончил свои дни в бедности в 90-х годах ХIХ века.
В одном из залов Третьяковской галереи находится полотно “Неравный брак”; восхищенные зрители и не подозревают, сколько настоящего горя и слез отображено в картине, какие драматические обстоятельства вызвали к жизни это бессмертное творение.
Легендарная история...
Правда ли это или нет?... Были ли на самом деле эти люди? Как они жили, любили и страдали ? И что было потом?
Жизнь иногда преподносит удивительные сюрпризы...
В воспоминаниях художника Константина Коровина мне встретился забавный эпизод. Коровин пишет: “ Будучи в Париже, я как-то встретил чиновника посольства. Он сказал мне: “В Москве как-то нехорошо, а ваш приятель Шаляпин - революционер, погиб на баррикадах и еще кто-то как главные революционеры: Горький, Телешов...” Я подумал: “Что за странность?! Неужели и писатель Телешов - революционер? Женат на Елене Карзинкиной, богатейшей женщине...”
И я вдруг подумала, не о дочери ли это Софьи Николаевны и Андрея Александровича Карзинкиных ?
Ведь картина картиной, история историей, но речь-то шла о реальных людях, значит и продолжение должно быть!
Я отправилась в ЦГАЛИ, порылась в архивах, и вот что мне удалось выяснить: действительно, в 1861 году у супругов Карзинкиных родилась дочь Елена, а спустя несколько лет сын Александр.
Саша Карзинкин учился в Реальном училище К.Ф. Воскресенского и был товарищем Юрия Бахрушина, сына известного коллекционера и мецената, основателя театрального музея.
В книге воспоминаний Ю.А. Бахрушина читаем: “ Саша был живой, мечтательный мальчик с прелестными карими глазами, густыми курчавыми волосами и смуглым цветом лица, делавшим его удивительно похожим на портрет молодого Пушкина.
Война и революция разлучили нас. В 1922 году я случайно узнал, что Саша давно тяжело болен, дни его сочтены. Мне удалось повидаться с ним и поддержать его в последний период его жизни...”
В год смерти брата Елене Андреевне Карзинкиной минул шестьдесят один год.
В жизни ей повезло больше. В 1889 году она вышла замуж за молодого, но уже известного писателя Николая Дмитриевича Телешова. Первую свою книгу Телешов выпустил в свет у всеми почитаемого книжного издателя Сытина. А это о чем-то говорит!
Телешов тоже происходил из купеческой семьи, но предки его были крестьяне Владимирской губернии, некогда бывшие крепостные, сумевшие выкупиться. Телешов был моложе жены на шесть лет, он родился в 1867 году, но это не помешало им прожить долгую и счастливую, полную взаимопонимания, жизнь.
Елена Андреевна принесла мужу богатейшее приданое, и, помимо всего прочего, имение Малаховку под Москвой. Имение это некогда принадлежало владельцу первого универсального магазина в Москве, известного под именем“Мюр и Мерилиз”.Сейчас это известный роскошный магазин в Москве- ЦУМ.
В 1889 году у Елены Андреевны и Николая Дмитриевича родился сын, которого назвали Андреем в честь отца Елены Андреевны.
Елена Андреевна была художницей, училась в Московской школе живописи, ваяния и зодчества в мастерской Поленова, очень дружила с Левитаном и была с ним в переписке.
Телешов в воспоминаниях, посвященных “верному другу всей долгой жизни моей”, жене Елене Андреевне Телешовой, пишет: “ Благодаря тому, что моя жена была художницей, на наших вечеринках стали бывать знакомые художники. Иногда во время вечера они зарисовывали читающего автора или кого-нибудь из присутствующих писателей, либо делали беглые иллюстративные наброски...”. Вечеринки эти были известные в Москве литературные “Среды”, организованные Телешовым.
В своей книге “Записки писателя” Н.Д. Телешов рассказывал : “ Через наши собрания, “Среды”, проходили обычно в рукописях еще не опубликованные многие новинки писателей. В большинстве случаев читали сами авторы. Первое чтение знаменитой пьесы “На дне” происходило также на одной из “Сред”. Читал сам Горький. Он же привез к нам молодого Леонида Андреева, красивого, стеснявшегося среди признанных писателей.”
На “Средах” бывали Чехов и Короленко, Бунин и Куприн и многие другие, известные и начинающие писатели.
Елена Андреевна, красивая, умная женщина, была душой и светом этих собраний. Хозяйка дома радушно принимала, угощала гостей, внося уют и тепло. А иногда происходило и вот еще что: “Как-то раз, заехав ко мне, А.И. Куприн не застал меня дома,- пишет Телешов,- и в ожидании целый час проговорил с моей женой. Когда я вернулся, он сказал: “ Вот славно мы без вас побеседовали! Ведь теперь куда ни придешь, везде один разговор :”Ах, Бунин! Ах, Андреев!...” А мы хорошо и с удовольствием поговорили о лошадях.
И Куприн и моя жена, оба любившие животных, случайно напали на интересующую их тему и так разговорились , что Куприн вдохновился и написал рассказ о рысаке “Изумруд”.
В этом же роде был еще случай с Леонидом Андреевым. Однажды вечером он он долго бродил у нас на даче по саду, любуясь звездным небом, а моя жена, интересовавшаяся в то время астрономией, рассказывала ему о созвездиях. “Вот и прекрасно!- воскликнул вдруг Леонид Николаевич.- Хорошая тема для пьесы! Напишу непременно”. И написал свою замечательную пьесу “К звездам!”.
На протяжении почти пятнадцати лет существования этого кружка в Москве не было ни одного крупного литературного и культурного события, в котором “Среда” так или иначе не принимала бы участия. Естественно, что “царская охранка” , видя такую бурную деятельность, называла членов этого кружка “неблагонадежными”. Вот почему слухи о том, что Шаляпин, якобы, погиб на баррикадах, а Телешов и Горький революционеры, дошли до Коровина и “смутили” его...
Елена Андреевна, член Союза художников, вела дом, обихаживала мужа, воспитывала сына; после революции в жилищных документах это называлось: “быть на иждивении”. Николай Дмитриевич, был членом Всероссийского Союза писателей, помимо своей писательской деятельности, долгое время работал Директором музея Художественного театра.
Скончалась Елена Андреевна Телешова, урожденная Карзинкина, в 1943 году, в возрасте восьмидесяти двух лет. Николай Дмитриевич пережил жену на четырнадцать лет и покинул этот мир в 1957 году, будучи глубоким девяностолетним стариком.
История несчастной любви Сергея Варенцова и Софьи Рыбниковой, воплощенная в романтическом сюжете картины “Неравный брак”, превратилась в легенду, и продолжилась в жизни и любви других двух людей, проживших свою жизнь счастливо.
Вот как бывает...
Свидетельство о публикации №222071801565