3 Сталинград. 62А. Июль. Кладбище танков
А.Кушнер
13 июля немцы перешли границу Сталинградской области.
Но их наступление на Сталинград затормозилось. Всё внимание и средства были брошены на кавказское направление, миллеровский «котёл», Ростов и дальше на Кавказ. Сталинград первоначально был для них второстепенной целью — только как центр военной промышленности и транспортный узел.
В это время у Паулюса не было достаточного количества горючего для танков. Но подготовившись (а они готовились к наступлениям тщательно), 23 июля он начал мощное наступление пехотой, танками, артиллерией и авиацией. Ближайшей задачей было перейти Дон у Калача, и от него до Сталинграда всего километров восемьдесят.
6-я армия двинулась в излучину двумя мощными группами: на правый фланг 62-й армии и по центру — 11 ак, 8ак (армейские корпуса), 14-й танковый корпус (тк) с 16 танковой дивизией (тд), с 3-й и 60-й мотодивизиями (мд). А мотодивизии — со значительным количеством танков.
На юго-западе вдоль железной дороги - на 64-ю армию - 51 ак, 24 тк с 24-й тд, с задачей перейти Чир и повернуть на север вдоль Дона к Калачу. (Ей повезло захватить мост через Чир целым).
Уже при подходе немцев к Сталинградской области оборонять её было некому. К Сталинграду отступали ( не обижая, сказать словами В.Некрасова, «драпали») от 21, 28, 38, 57-й армий Юго-Западного фронта люди. «В дивизиях было до 900 — 300 чел.» (А.В.Козлов, Б.Г.Усик). Фронт у Дона только спешно создавался.
62-я армия, сформированная в окрестностях Сталинграда, переправлялась через Дон 12 -13- ог и подходила к позициям*.
Основной рубеж от Клетской до Суровикино и южнее заняли пять дивизий (192-я, 33-я гв., 181-я, 147-я, 196-я). Две из них, 147-я и 196-я, встали у Суровикино слева и справа от ж/д до прихода 64-й армии. В резерве были ещё шестая, 184-я дивизия и 40-я тбр.
Фронт 62-й армии был сильно растянут, на 90 км. Особенно слабы были позиции 192-й сд, закрывавшей 42 км на правом фланге. По информации исследователя Артёма Чунихина, разрывы между стыками её батальонов были в 5-7 км и охранялись всего взводами автоматчиков! И стрелковых батальонов с винтовками и пулемётами в первой линии дивизии было всего четыре на такое расстояние! (это порядка четырёх тысяч человек) с двумя батальонами во второй линии. Были ещё, как и в других дивизиях, танковый батальон и полковая и дивизионная артиллерия, но без артиллерийских и противотанковых полков усиления и «катюш».
По одному полку отправили в передовые отряды за десятки километров. И части дивизий основного рубежа были ослаблены до двух полков. Это распоряжение пришло из Ставки!
Первые бои передовых отрядов начались 20 — 21 июля* против частей двух танковых корпусов и трёх армейских корпусов и авиации. И заслоны сразу были смяты. Безнадёжные песчинки против урагана.
А 23 июля немцы нанесли основной удар в направлении на Верхне-Бузиновку слева по позициям 192-й дивизии.
А справа, на следующий день, - охватывающий удар в стыке 192-й и 33-й гв у х.Калмыков на Верхне-Бузиновку, и в середине дня она была захвачена.
И две атакующие группировки замкнули в кольце три наши дивизии (192-ю, 33-ю гв, её сосед по левому флангу, - каждая по два полка, и 184-ю, посланную им на помощь), и части их усиления (644 отбр, 40-я тбр, три артполка резерва фронта) и прорвались к Дону в районе Каменский. В итоге внешний фронт сместился километров на 40 на юг.
Для организации обороны и прорыва к отрезанным от тылов частям самолётом туда был переброшен начальник оперотдела штаба армии полковник К.А.Журавлёв. Под его командованием образовалась оперативная группа. По его первому сообщению - положение было очень плохое из-за крайней ограниченности боеприпасами или вообще их отсутствия.
С юго-востока от Калача на помощь окружённым по приказу Василевского срочно бросили подразделения ещё не сформированной 1-й танковой армии Москаленко.* Но пробиться им не удалось при больших потерях танков. Её запускали в бои по мере переправы, по частям. Без группировки сил, как у немцев.
Штаб 1-й танковой армии ссылался на отсутствие опыта у экипажей, малочисленность пехоты для прикрытия и плохое взаимодействие с соседями.
Части 4-й танковой армии* Крюченкина вступила в бои с северо-востока на два дня позже 1-й танковой, тоже так и не успев укомплектоваться. Но они обе перекрыли дальнейшее продвижение немцев в малую излучину и за Дон в атаках, непрекращающихся и в августе.
Создание танковых армий не решило вопроса стабилизации фронта. «Инструменты подавления противотанковой обороны в наших танковых армиях в июле отсутствовали» (А.Исаев). Наспех сформированные танковые корпуса не имели зенитного, артиллерийского и авиаприкрытия. Слабо поддерживались пехотой. Экипажи не успевали обучать, как бы следовало. И у немцев к тому же появились новые технические средства против танков Т-34, и как они говорили — взяли реванш за проигрыши в 1941 году - модернизированные танки с длинноствольными пушками, самоходные орудия, новые пушки и термитные снаряды, поражавшие даже танки КВ. Противник наносил мощные авиаудары. Наша авиация противостоять им не могла.
В танковых частях не было боевой слаженности и не было времени на организацию и отработку взаимодействия с другими частями. Сказывались просчёты командования фронтом и нереальные приказы Ставки «отбить, захватить, разбить» и пр. Такое было время...
Потери были огромны. За первые три дня наступления, по данным только немецкой 3-й мд, был подбит 131 советский танк. Даже Гитлер усомнился в достоверности донесения и послал адъютанта проверять. 27 июля наша атака стоила 28-у танковому корпусу 134 танка, в том числе, 28 КВ-1 и 54 Т-34 .
За неделю общие танковые потери составили более 600 единиц (А.Чунихин). Эти бы танки сберечь да за Доном на оборудованные отрытые рубежи поставить!
А с ними ещё долго обходились, как с пехотой. В лоб, вперёд, на «ура». Не жалели. Сталин требовал наступать.
27-го немцы пытались захватить переправы через Дон у станиц Сиротинской и Трёхостровской. Их атаки отбивал учебный батальон 192-й сд. С переправившимися танковыми подразделениями Крученкина (4ТА) немцев отогнали от Дона и и ударили снаружи в немецкое кольцо окружения. В наступлениях участвовали и части 196-й сд, отведённой в резерв после сдачи позиций частям 64-й А.
Среди прочих событий заметны действия 13 танкового корпуса 1 ТА Танасчишина (прославившегося и во время нашего последнего победного наступления). Он первым из 1-й ТА наступал (танки и пехота 20-й мбр) уже утром 24 июля и через три дня прорвался с 24 машинами в кольцо окружения и вывел оттуда до пяти тысяч бойцов и сохранил 16 своих танков: 9 Т-34 и даже 7 Т-70. Конечно, при содействии других частей внутри кольца и вне его.
Ситуация перед немецким ударом 23 июля по информации В.И.Чуйкова, тогда командующего 64А, была такова.
«Шестьдесят четвёртая к 17 июля только начала выгружаться на разных станциях на расстоянии до 100 - 200 км от указанного штабом фронта рубежа обороны. Их надо было преодолеть пешком и ещё переправиться через Дон. Головы некоторых дивизий, двигающихся разрозненно, уже подходили к Дону, а их хвосты были на берегу Волги, а то и в вагонах. Тыловые же части и армейские запасы вообще находились в районе Тулы и ждали погрузки.
Даже после корректировки срока выхода на рубеж с девятнадцатого на двадцать первое войска занять линию обороны не могли».
В зоне предполья не было подготовленных укреплений.
62 -я Армия формировалась под Сталинградом и первой вышла на позиции. Штаб её находился в 60 - 80 км от войск. Связь была плохая.
(Правее её был фронт 21-й армии. Южнее были позиции 64-й армии, где у Суровикино немцы вытеснили 229-ю сд 64 А за р.Чир, - А.Т.).
В оперсводках 62-й армии отмечался героизм и вместе с тем большие потери в людях и матчасти. И новые стрелковые дивизии и танковые части посылались и посылались.
С 25 по 31 июля в большую излучину Дона было отправлено 11 стрелковых дивизий, 4 танковых корпуса, 8 отдельных танковых бригад (Э).
И командующих армиями и дивизиями меняли. А это мало что давало. «Организация отхода находилась на низком уровне. Офицеры и солдаты не имели знакомства с подобной тактикой» (Пауль Карель). Терялся контроль над частями, вспыхивала паника. Части действовали автономно, без концентрации сил при наступлениях.«Командиры по-прежнему боялись проявить инициативу» (Э.Бивор). Немцы удивлялись пренебрежению командиров среднего звена и выше к жизням солдат и танкистов.
Интеллигентные кадры истреблялись в тридцатые*.
Ко всему прочему, во второй половине месяца возникли большие трудности с доставкой грузов по ж/д и по Волге. Немецкая авиация бомбила эшелоны, станции, ж/д пути и суда и сбрасывала магнитно-акустические мины в Волгу.
До наступления на Сталинград на кавказском направлении к 17 июля под Миллерово в окружение попали значительные силы Южного фронта.
23 июля немцы взяли Ростов. И устремились на Кавказ. Для них сложилась удачная ситуация на восточном и южном направлениях.
31 августа 4 танковая армия Гота была перекинута с кавказского направления на сталинградское и начала переправу через Дон и вместе с румынами наступать вдоль железной дороги через Котельниково на Красноармейск, на южную и центральную часть Сталинграда.
Немцы пошли уже двумя потоками к Волге на севере и на юге. Грозя новыми окружениями. Задачей противника было - быстро покончить со Сталинградом, окружив две армии, защищавшие его.
Карта Сталинградской обл. http://retromap.ru/141945_48.802341,43.314971
Примечания
* 12 июля: 33 гв. сд к 20.00 переправилась в районе Калач;
147 сд подходила к рубежу обороны Верхне-Осиновский, Суровикино;
192 сд переправилась в районе Сиротинская.
13 июля: 196 сд одним полком занимала рубеж Сысойкин, Пещерский (15 – 27 км южн. Суровикино); два других ее полка выгрузились на ст. Суровикино и следовали к рубежу обороны дивизии (из оперативных сводок Генштаба за двое суток).
* Передовые отряды к утру 20.7 завязали бой с мотопехотой и конными группами противника в районах Пронин, Бол. Донщинка (192 сд, А.Т.), Чернышевская (33 гв. сд, А.Т.), Киреев (на Чире между Гусынка и Обливская, А.Т.) (из оперсводки Генштаба).
Передовой отряд 33 гв. сд в течение дня 21.7 вел бой в районе вост. окр. Чернышевская. Передовой отряд 181 сд продолжал удерживать Синяпкин, Гусынка, имея перед собой мелкие группы противника (из оперсводки Генштаба).
Следующие три заслона на левом фланге были на участке 64-й армии длиной в 40 км, которая ещё не подошла. Это от Суровикино на юг. И это сильно ослабляло линию обороны 62-й. Немцы, видимо, это сразу не поняли.
Передовой отряд 147 сд из района Киреев на участке 64-й армии был потеснен противником силою до двух батальонов мотопехоты с 60 танками.
Передовой отряд в составе 600 сп, артдивизиона с танковым батальоном вел бой с мотопехотой противника в районе 6 – 8 км вост. Морозовский (Ростовская обл., А.Т.)
Передовые отряды 196 сд на позициях, определённых для частей 64-й армии, продолжали удерживать Верхне-Гнутов, Нижне-Гнутов, имея перед собой отдельные танки противника (из оперсводки Генштаба).
* 1-я танковая армия сформирована 23 июля на базе 38-й армии Юго-Западного фронта. 25.07 введена в сражение. После 31 июля 1942 из-за тяжелых потерь расформирована.
* 4-я танковая армия сформирована 1 августа 1942 года на основании Директивы Ставки от 22 июля 1942 года на базе 28-й армии Юго-Западного фронта.
Начала бои отдельными частями на два дня позже 1-й танковой.
* «Их не успели расстрелять». Артём Кресин. Проза.ру.
ДРУГИЕ ПОДРОБНОСТИ
По мнению американского историка Д.Гланца, бои в излучине Дона замалчивались советскими историками и не нашли должного отражения в ни в советской, ни в западной историографии.
Подробно бои в большой излучине Дона с 23 по 31 июля 1942 года описаны с использованием документов в книге Артёма Чунихина «Забытый Сталинград. На флангах великого сражения», 2020. О боях в излучине Дона с июля по август 1942 года написал Анатолий Иванкин в художественной книге «Ристалище», книга с богатым фактическим материалом. Анатолий Васильевич Иванкин, писатель, военный летчик, первый директора музея-панорамы "Сталинградская битва". Он занимался его созданием с 1981 года, собирал материалы, встречался с ветеранами, организовывал поисковое движение. К сожалению, книга не закончена, Иванкин преждевременно ушел из жизни. О тех боях и в книге «Барбаросса» Валентина Пикуля. Она тоже не закончена в связи с кончиной писателя.
Атмосфера войны и степных боёв в Придонье в июле и ряд деталей воспроизведены в высокохудожественном фильме «Они сражались за родину».
Свидетельство о публикации №222071900878
После освобождения от оккупации получили сообщение:
Командир танка лейтенант Уткин Сергей Федорович геройски погиб под Сталинградом.
С уважением,
Радиомир Уткин 08.09.2023 16:44 Заявить о нарушении
Вечная память погибшим!
Склоняю голову.
Александр Сергеевич Трофимов 08.09.2023 17:03 Заявить о нарушении
Ужас.
Александр Сергеевич Трофимов 08.09.2023 17:14 Заявить о нарушении
Радиомир Уткин 08.09.2023 17:28 Заявить о нарушении