Гордость России -княгиня Мария Тенишева

                ДУША РВАЛАСЬ  И ТРЕПЕТАЛА
            В пьесе Максима Горького «Дачники» один персонаж так высказался о русской женщине: «»Все женщины – актрисы. Русские женщины -  преимущественно  драматические  актрисы, все героинь хотят играть».
Несмотря на иронию  этой реплики, верно одно- огромной духовной силой обладает русская женщина, и счастье- если ей предоставляется возможность  истратить эту силу с пользой для людей. Массу препон и запретов, условностей и нелепых законов приходилось преодолевать  в прошлом женщине, имевшей по сравнению с мужчинами мизерные права и возможности. И чтобы чего-то добиться,  нужна была сила воли, характер и, главное, душа, которая  «рвалась и трепетала».
    Современники называли княгиню Марию Клавдиевну Тенишеву «гордостью России», « Героиней нашего времени». С восторгом отзывались о ней Чайковский, Врубель ,«Созидательницей и собирательницей» назвал Тенишеву Рерих. Художница, певица, меценатка,  красивая, обладательница живого характера, острого язычка  и  щедрая от избытка сил и дарований, с которыми не жаль ей было поделиться со всеми, кто нуждался  в поддержке и был достоин ее внимания. Портреты и фотографии сохранили   удивительно переменчивый облик Марии Клавдиевны. Она была высокой статной женщиной, с гордо посаженной головой,, выражение лица иногда строгое и неприступное, иногда ранимое и усталое. Ее лепили  скульпторы Михаил Антокольский и Паоло Трубецкой, писали с нее портреты известные русские художники  Илья Репин, Константин Коровин, Валентин Серов.
       В своих записях Мария Тенишева говорит о себе: « В  моей деятельности нет ничего «женского», все, что я начинаю, я довожу до конца, умею быть стойкой, энергичной, самоотверженной», - такая характеристика может показаться кому-то слишком самоуверенной, но она совершенно справедлива, так как говорит об огромной внутренней силе. Она была способна творчески задумать и талантливо  воплотить задуманное в жизнь. С этого мы собственно и начали  рассказ  о  Марии Клавдиевне Тенишевой,  сделавшей так много для своей страны. «Созидательницей и собирательницей» назвал Тенишеву Рерих. Но ее энергия, мысли, предприимчивость далеко превосходили ее физические силы, да и вообще судьба Марии Тенишевой изначально сложилась драматично.  Помимо всех, выпадающих на долю каждого человека в жизни разочарований,  тяжести определенных моментов, потерь, ей пришлось испытать, пожалуй самое страшное- разрушение всего, что было ею создано. Конечно, не потерю состояния мы имеем в виду, а потерю  дела – духовного и просветительского, начатого ею для своего народа и им же варварски разрушенного.
      Ее смелая независимая гордая душа не могла простить капризы и гнев матери , незаслуженно мучившей ее в детстве. Она была нежеланным ребенком и поговаривали, что «Машенька- незаконная дочь императора Александра Второго»
Первый брак ее был неудачным и тягостным Она не могла мириться с тем, что муж, после очередного проигрыша в карты, валялся дома на диване, пил и посылал ее занимать деньги…
      Ненужной она себя чувствовала в родном  доме, одинокой – в доме мужа. Тайком  Мария Клавдиевна уехала с маленькой дочкой в Париж учиться петь, стать профессиональной певицей.
     Получив прекрасное музыкальное образование, обладая великолепным контральто, она не удовлетворилась этим. «Это забава, увлекательное занятие, не этого хочет душа моя»,- говорила она. Мир идеального манил ее к себе. Мир живописи… Но денег, чтобы получить художественного образование , о котором она теперь мечтала, не было.
        Судьба ее изменилась, когда она стала княгиней Тенишевой. Князь Вячеслав Николаевич Тенишев встретил молодую певицу на одном из музыкальных вечеров. Очарованный, не отходил от нее целый вечер, а на следующий день прислал ей корзину ландышей.                В своих записках Мария Клавдиевна писала:» Меня подкупило  в князе то, что  он был совершенно несветский человек, серьезный, образованный, с сильным независимым характером. Редкий тип,  настоящий самородок».
        Князь во всем был человеком передовых взглядов, как это принято было говорить тогда говорить, кроме одного – женского вопроса. Идея об женской эмансипации его совершенно не трогали. Женившись во второй раз в зрелом возрасте, мечтал он в своем доме видеть молодую,  нарядную хозяйку. Веселую и беззаботную. Князю доставляло  огромное  наслаждение тратить  деньги на жену. Он, не задумываясь, швырял сотни тысяч на меха, бриллианты, жемчуга…  Но деятельный решительный характер княгини требовал какого-то большого дела, на которое можно было употребить все силы, всю жизнь. Хорошо изучив  князя, она знала, что как не деловая женщина, а просто жена и любимая, она может позволить себе любой каприз. Она входила  к нему в кабинет и требуя денег, говорила:»Я так хочу!».
    Князь вставал на колени, целовал ей руку и ,по-  французски, отвечал: «Княгиня, ваше желание- мое желание». Это, разумеется, не было правилом. Князь уважал жену и охотно выделял деньги на ее идеи. В 1900 году энергия супругов Тенишевых  совместно имела ошеломляющий  результат- колоссальный успех во Всемирной выставке в Париже, Русского отдела, который курировал князь Тенишев. 
       В 1893 году Тенишевы купили у  княгини Екатерины Святополк-Четвертинской, подруги Марии Клавдиевны,  имение Талашкино, что  в Смоленской губернии. Талашкино со временем стало жемчужиной в истории культуры России, сокровищницей наследия русских  профессиональных художников и народных мастеров декоративно-прикладного  искусства.
Еще задолго до   подъезда к имению Талашкино,   НА ФОНЕ ВЕЧЕРЕЮЩЕГО НЕБА,. СРЕДИ ОСТРЫХ МАКУШЕХ СТОЛЕТНИХ ЕЛЕЙ, ВИДНА  ЛУКОВКА  ЦЕРКВИ черного цвета.  Храм  Святого Духа, шедевр  Константина Рериха. Чудесные мозаики и фрески, выполненные художником, поражали воображение, а  на центральной стене церкви  сияло огромное изображение Лика Христа. Фоном  Храма  служила стена густого леса и ощущение покоя и таинственной   звенящей тишины.
Но Тенишева писала в своих воспоминаниях: «Как-то совестно было жить в нашем Талашкино, в убранстве и довольстве и равнодушно терпеть кругом себя грязь и невежество, непроглядную темноту. Меня постоянно мучило нравственное убожество наших крестьян и грубость их нравов. Я чувствовала нравственный долг сделать что-нибудь для них,  и совсем уж противно было в разговорах со многими из богатых помещиков нашего края слушать, как эти люди, часто без милосердия притеснявшие мужиков, НАЗЫВАЛИ их «СЕРЫМИ», ПРЕЗИРАЛИ, ГНУШАЛИСЬ ИМИ, И  ВИДЕЛИ ВО ВСЕМ ТОЛЬКО СВОЮ ВЫГОДУ».
 Целью своей деятельности княгиня Тенишева поставила  «разыскать душу народную, отмыть то, что вылилось когда-то в былины и сказки, и на этой заглохшей, но хорошей почве взрастить  семя культуры».
       Княгиня Тенишева открывает в Талашкино сельскохозяйственную школу,  ставшую главным центром  просвещения на Смоленщине. Высоко ценя народное искусство, Тенишева создает при школе мастерские кустарных промыслов: резьбы по дереву,  керамики, вышивки. Все это входило в учебную программу школы.  В школе был организован балалаечный оркестр, который теперь известен  как Оркестр русских народных инструментов имени Андреева, музыканта, возглавившего в то время маленький коллектив.
    Существовал при школе и Затейный театр, также этнографического направления. В спектаклях принимали   участие ученики школы, учителя и талашкинские  крестьяне. На спектакли съезжалась окрестная интеллигенция.
•       Мария Клавдиевна Тенишева много сделала для   русского декоративно-прикладного искусства, сама прекрасно овладела мастерством художественных эмалей. Ее работы выставлялись в Париже, Риме, Лондоне. Она постоянно экспериментировала и создала в мастерской более двухсот новых оттенков непрозрачных эмалей. Свою коллекцию Мария Клавдиевна подарила  Смоленскому музею «Русская старина» в 1910 году. 
•      В мастерских Талашкина творили Рерих, Врубель, Серов, Нестеров, Коровин, Стравинский – композитор нового времени ,осваивал здесь истоки народной музыки.
• .  Через несколько лет после покупки Талашкина, в Петербурге вышел   легендарный, как потом оказалось, художественный  журнал «Мир искусства». Легендарный, потому, что вокруг журнала  сгруппировалось со временем общество   известнейших и талантливейших художников –«Мир искусстников». Вышел и наделал много шума. И основательницей его стала Мария Тенишева, а Главным редактором - Сергей Дягилев. Тот самый Дягилев, который позже   был организатором «Русских балетных сезонов» в Париже.   
•       Журнал «Мир искусства» выходил с 1899 года по 1904 год в Петербурге.   Задачей журнала было выдвинуть молодых, талантливых художников, заговорить о них в журнале и обратить на них внимание  с помощью художественных  выставок. Показать публике, что в России, кроме «Передвижников»  есть свежие молодые силы. Но и  работы известных мастеров также были представлены в журнале: Серов, Васнецов, Репин, Левитан, Врубель и многие другие. Магия Клавдиевна Тенишева и Сергей  Дягилев  привозили из-за границы работы «Импрессионистов» и «Ориенталистов», вызывая возмущение  консервативных «Передвижников» и  публики, чьи вкусы были  развиты   весьма  слабо. Княгиню даже называли «матерью импрессионистов».
•     Если бы в смутное для России время было больше таких созидателей, как княгиня Мария Клавдиевна Тенишева, может быть и обошла бы  беда нашу Родину стороной.
•    Каждый день приносил страшные новости: убийства, поджоги имений, грабежи.
•     Перед отъездом в Париж, навсегда, смотрела она из окна на пламенеющий закат и с горькой тоской думала: что принесет наступающий 1917 год? Так хотелось думать, что смута пройдет и все будет как раньше. Но почему так тревожно на сердце, почему так трепещет душа? Почему закат такой красный? Как горько уезжать, так страшно оставаться…
•     Издалека, над лесом виден крест на черной маковке храма Святого Духа, усыпальницы князя Тенишева, из которой его  прах зимой 1923 года был варварски, чудовищно выброшен.
•     А княгиня Тенишева покоится в чужой земле под Парижем, на кладбище в Сен-Клу.
•     «Я люблю свой народ,- писала она,- верю, что в нем вся будущность России, надо только честно направить его силы и способности».
• Дай Бог, чтобы все это осуществилось, тогда простится и содеянное  тем, кто «не ведал, что творил».
• Простится  ли…?


Рецензии