Смерть с улыбкой на губах

Календарь показывал 13 марта 1983 года. Небо над Хованским кладбищем в тот день было грязно-серым с редкими проблесками света. В городе мертвых стояла тишина, лишь изредка нарушаемая зловещим карканьем ворон. За гробом шла жалкая кучка людей. Возглавлял шествие старый отставной полковник с каменным лицом, держащий в руках венок с надписью на траурной ленте «Любимому сыну от родителей». Рядом с полковником семенила низкорослая женщина в сером платке. За ними следовала с трудом передвигая ноги худощавая женщина в черном. Её поддерживала под руку толстуха в поношенном пальто.
 
На дорожке перед раскрытой могилой сняли крышку гроба. Приземистая женщина запричитала: «Такой молодой! Как ты  рано нас покинул! Смотрите, он улыбается! Рад, что 1обрел покой». Лицо умершего  было просветленным, а на губах застыла блаженная улыбка. Женщина в черном кинулась на гроб. Толстуха пыталась ее удержать, но та вырвалась и зарыдала: «Костя, Костенька! Сынок! Прости меня! Это все я-ааа. Прости меня, дуру!». Она тихо что-то еще бормотала сквозь рыдания. Отец смотрел на эту сцену мутными непонимающими глазами, прямой и безучастный, как фонарный столб.
 
Две женщины оттащили безутешную мать. Рабочие опустили гроб в яму, все кинули по комку мерзлой земли, и могилу быстро засыпали. Толстуха со словами «Помяните усопшего» вручила могильщикам бутылку водки, и компания, провожавшая Костю в последний путь, удалилась.
 
Как только она скрылась из вида, к могиле подошла притаившаяся за массивным памятником женщина лет сорока на вид в пуховике и вязаной шапке. Она положила к свежему холмику цветы, сказала: «Прощай, Костя!» и, вытерев платком набежавшие слезы,  быстро ушла.
 
Мужчина, расчищавший снег на соседнем участке, внимательно наблюдал за происходящим. Это был молодой следователь МВД  Николай Королев, страстно желающий раскрыть возможное преступление.
 
Казалось бы, в неожиданной смерти Константина Голубева не было ничего загадочного. В заключении патологоанатома говорилось, что смерть наступила от разрыва аневризмы сосуда головного мозга. Мужчина упал, ударился головой об твердую землю, в результате - разрыв аневризмы и кровоизлияние в мозг. Это произошло на одной из малолюдных московских улиц. Свидетелей происшедшего не оказалось. Тело нашли спустя 3 часа после наступления смерти.
 
 «Почему мужчина упал на ровном месте, благополучно миновав льдинки и колдобины? Не толкнул ли его кто-то?» - задавал себе вопрос Николай. Небольшое покраснение кожи на груди могло быть следствием удара. Николай понимал, что, доказать что-либо будет очень сложно, но продолжал расследование.
 
Посещение кладбища породило массу вопросов. Почему улыбался покойник? Что могло его обрадовать перед смертью? «Рад, что обрел покой»? Значит что-то его  беспокоило. Что означают слова матери «это все я-ааа» И, наконец,  что за женщина появилась на могиле, когда все ушли; почему пряталась?
 
Из документов, которые успел изучить Королев, следовало, что Голубеву Константину Ивановичу на момент смерти было 42 года. Отец – военный, мать – учительница. Константин окончил филологический факультет МГУ, был холост, проживал с родителями, не работал, получал пенсию по инвалидности. Из медицинской карты было ясно, что Костя появился на свет с ДЦП, у него была нарушена двигательная функция правых конечностей и имело место расстройство речи. С раннего детства Костя проходил лечение в больницах и санаториях, но на всю жизнь у него сохранились хромота, обездвижимость руки и легкое заикание.
 
Внимательно рассматривал Николай  фотографии Константина. На студенческом билете почти детское лицо с грустными глазами; на общей факультетской фотографии в день выпуска - высокий, видный юноша, следов болезни не видно, правда, чуть сутуловат; на паспорте - тонкое лицо с правильными чертами, густые темные волосы и ясный взгляд  светлых глаз.
 
Что это был за человек? Каковы были отношения в семье? Мог ли кто-то быть заинтересован в его смерти? Это предстояло выяснить. С этой целью Николай прежде всего отправился к родителям умершего.
 
«Мой сын пал смертью храбрых в неравном бою», - отрапортовал Николаю, вытянувшись  во фрунт Костин отец, как только понял, что перед ним офицер милиции. Эту фразу полковник повторил несколько раз. Не трудно было догадаться, ветеран Великой Отечественной войны страдает психическим расстройством. Беседа с ним была бессмысленна.
 
Заплаканная мать отвечать на вопросы не хотела: «Кости нет, и говорить не о чем», - твердила она.
 
- Константина мог кто-то толкнуть, - мягко объяснял  Николай.
 
- Костю любой мог толкнуть. Он ведь слаб на ноги, - резонно отвечала  мать, тяжело вздохнув. Из глаз ее полились слезы.

- Не буду Вас больше мучить, - сказал Николай, - Если понадобится, приду еще.

В тот же день Николай Королев нанес визит соседке Голубевых по лестничной клетке, той самой женщине, которая шла за гробом рядом с полковником. Она с похвалой отозвалась о соседях: «Иван Степанович, прекрасный человек, герой войны, - говорила она, - к сожалению, не здоров. Костя – настоящий умница. А таких самоотверженных матерей, как Екатерина Петровна,  поискать надо. Все о сыне заботилась. По врачам, по больницам всегда с ним. Никуда одного не отпускала. Каждый шаг его знала. Всю жизнь только о нем пеклась, да о муже».

- Екатерина Петровна не говорила Вам, ЧТО тревожило ее сына в последнее время? – спросил следователь.
 
- Проблема была в том, что Костю на работу не брали. Екатерина Петровна очень расстраивалась и даже боялось за Костю. Он как-то ей сказал: «Если на работу не устроюсь, то и жить больше незачем».

Николай понимающе кивнул головой, вынул из планшета сделанную им на кладбище фотографию женщины, подошедшей к могиле последней, и спросил: «Вы знаете, кто это?»

- Это Лариса, сокурсница Кости.

- Что Вы можете о ней сказать?
 
- Мало что. Знаю, что Костя с ней дружил. Приходила как-то сюда, только Екатерина Петровна ее прогнала, сказала: «Нечего Костику голову морочить». А уж, что там было, не знаю. Костя очень ею дорожил и даже, на всякий случай, мне ее телефон дал. «Если со мной что случится, позвоните Ларисе», - сказал.
Николай записал телефон Ларисы.
 
- А кем доводится Екатерине Петровне полная женщина, бывшая с ней рядом на кладбище?

- Это Варвара Петровна, ее сестра, живет в соседнем доме. Вдова, детей нет.
 
 В квартире Варвары Петровны пахло щами. Толстуха готовила обед.
 
После короткого приветствия и объяснения причины своего прихода, Николай показал Варваре Петровне фотографию Ларисы.
 
- Вам знакома эта женщина? – спросил он.
 
- Еще бы. Бесстыжая шлюха. Костика хотела с пути истинного сбить.
 
- Можете подробней рассказать?

- Скажу, что знаю. Бедный мальчик учился с ней вместе в вузе. Влюблен был по уши с первого курса, ну, а ей-то он зачем? Играла с ним, как кошка с мышкой, потом замуж вышла. А когда развелась, Костик к ней повадился  ходить: «Ей плохо сейчас. Я ей нужен», - говорил. А потом явилась эта шлюха к моей сестре и говорит: «Я беременна от Вашего сына». А Катя знала, что у неё мужиков полно. Сам Костик говорил, что у неё много друзей, и все они к ней в дом ходят. Ну, сестра, естественно, выгнала эту девку; поняла, что та деньги с их семьи тянуть хочет. К счастью, сестре удалось убедить Костю, что ребенок не его - какой от инвалида ребенок?
 
- Ребенок родился?

- Есть у нее, слышала, мальчик лет шести-семи.

- Константин больше не виделся с Ларисой?
 
Толстуха молчала. Видно было, не хочет что-то рассказывать, но потом решилась: «Долго не виделся. Несколько лет. А тут встреча бывших выпускников их факультета была. И снова все началось, заладил, как безумный: «Это мой сын». Мать не слушал: «Ты меня  инвалидом сделала больше, чем я есть на самом деле, - говорил. - Я – отец. Имею право заботиться о  сыне». Все мечтал на работу устроиться, чтобы этой заразе алименты платить. Статьи в газеты и журналы строчил, только редко его печатали, а пенсия у него грошовая была.
 
Прояснить ситуацию с внезапной смертью Константина, возможно, могла Лариса.

После предварительного звонка, Николай поехал к ней домой. Дверь в уютную однокомнатную квартиру открыла миниатюрная женщина. Тут же к ней подскочил мальчик лет шести с густыми каштановыми волосами, тонкими правильными чертами лица и большими светлыми глазами. Ясноглазый малыш доверчиво улыбался. Что-то очень знакомое показалось Николаю в его облике. «Да, он же, как две капли воды, похож на Константина», - осенило его.
 
- Иди, поиграй, - сказала Лариса сыну, и тот убежал в угол комнаты, откуда периодически слышались хлопки игрушечного пистолета, звуки передвигаемой по полу машинки и  болтовня увлеченного игрой ребенка.
 
- Расскажите все, что знаете о Константине Голубеве, - попросил Николай.
 
«Мы учились вместе в университете. Константин часто помогал мне в учебе», - начала свой рассказ Лариса и замолчала.

- Он был в Вас влюблен? – спросил Николай, разглядывая круглое  лицо Ларисы с маленькими носиком и ротиком. Светлые прямые волосы плохо скрывали оттопыренные уши. «Похожа на Чебурашку, - подумал он, - некрасивая, но в ней есть что-то  милое и трогательное».
 
- Какие у Вас были отношения?
 
- Дружеские, - ответила Лариса и опять замолчала.
 
Николай пристально смотрел на нее, и она тихо продолжила
:
- Костя меня любил, а я его жалела. Стихи он мне посвящал. Там целая папка в шкафу, - махнула она рукой в сторону книжного шкафа.
 
- Вы были близки? - Николай испытующе посмотрел на  Ларису.

 - Когда мне было очень плохо после развода, мы сблизились. У меня ребенок от него, если Вас это интересует.
 
- Константин знал об этом?
 
- Знал. Но в их семье все решает мать. Она сделала Костю беспомощным, а он хотел быть самостоятельным. Он справлялся со своей инвалидностью, - вдруг с обидой сказала Лариса. – Хоть правая рука его почти не работала, зато левая была  сильной, все мог ей делать. И ходил он быстро, хоть и с палочкой, и к его замедленной речи все привыкли и не обращали внимания. Но Екатерина Петровна, - гневно повысила голос Лариса, - подчинила Костю себе, подмяла под себя. Все решала за него. Что мой сын – не от него, тоже она решила.
Костя полностью зависел от нее. Она внушила ему, что никому он не нужен и без нее пропадет.

- Были у Константина недоброжелатели?

- Ну, что Вы? Какие недоброжелатели? Он же миролюбивый и очень дружелюбный был.
 
- Когда Вы общались с Константином в последний раз?

- Накануне смерти он позвонил мне и сказал, что завтра идет в редакцию «Литературной газеты» по поводу трудоустройства. Он очень хотел работать и чувствовать себя полноценным.
 
- Взяли его на работу? – задал вопрос следователь.
 
- Не знаю. Он мне больше не звонил, а потом соседка Голубевых, втайне от Екатерины Петровны, сообщила мне, что Костя умер.

Николай поблагодарил Ларису и снова отправился к Голубевым.
 
Полковник в пижаме отдал ему честь и повторил застрявшую в больном мозгу фразу: «Мой сын пал смертью храбрых».

Обратившись к Екатерине Петровне, Королев попросил: «Опишите подробно тот день, когда умер Константин».
 
- Что тут описывать? – С утра я его покормила, - утирая слезы начала Екатерина Петровна, - овсяную кашу сварила, творожок с молоком дала, чай с бутербродом….  Костик поел и поехал в редакцию «Литературной газеты». Там ему место обещали. Уехал и не вернулся.
 
- Взяли его на работу? – быстро спросил следователь.
 
- Да, нет, конечно, как всегда, отказали.
 
- А откуда Вы знаете?
 
Екатерина Петровна на миг замолчала, уставив на Николая очумелые, полные горя глаза, и зарыдала.
 
 - Это я, я его убила, - всхлипывая повторяла она, - я, я во всем виновата.
 
Николай подал в дрожащие руки Екатерины Петровны стакан воды.
 
- Выпейте, успокойтесь и расскажите все, как было.
 
После длительной паузы Екатерина Петровна заговорила:

- Костик долго не возвращался. Я волновалась и вышла ему навстречу. Встретила его на улице, недалеко от нашего дома. Он был сам не свой. Невыносимо было видеть его убитое горем лицо. «Я никчёмный человек, мама. Я не хочу больше жить», - сказал он. Тут на меня что-то нашло. Надо было его утешить: «Не расстраивайся, сынок, -  успокаивала я его, - ты обязательно будешь работать. Тебе сегодня звонили из «Советской культуры» - Он тоже туда писал.- «Тебя берут в штат».
 «Правда?» – обрадовался он. 

«Правда, - соврала я и еще зачем-то прибавила, - пусть Лариса к нам на-днях с сыном придет. Хочу посмотреть на ее мальчика». Костя улыбнулся своей детской наивной улыбкой и кинулся меня обнимать. А я…, я не могла это выдержать -  обманула же его! Не понимаю, как это случилось, но я отпихнула его от себя…. Он упал, лежал на земле неподвижно и улыбался. Я не вызвала «Скорую» и не пошла в милицию. Обезумев, как в тумане, я бродила вокруг домов, желая только одного: лечь рядом и умереть.. ..но у меня же муж больной, контуженный, ничего не понимает, всё ещё на войне.

Екатерина Петровна замолчала, а потом неожиданно сказала: «А, может, так и надо было: ведь Костя умер счастливым с улыбкой на губах».
_______
Молодой следователь сидел неподвижно за письменным столом. Он мог гордиться собой. Ему удалось раскрыть почти безнадежное дело. Служебный долг предписывал ему составить обвинительное заключение о причинении смерти по неосторожности, но почерневшее от горя, опухшее от слез лицо матери неотступно стояло перед его глазами.


Рецензии