Зиночка-туристка

Борис Родоман

ЗИНОЧКА-ТУРИСТКА

        В середине ХХ века туристами в СССР назывались только те, которые  ходят в походы с огромными рюкзаками или сплавляются  по рекам на байдарках и других плавсредствах с мешками, полными многодневных припасов. Посетители курортов, санаториев, гостиниц туристами не считались и сочли бы такое прозвище оскорбительным, а познавательные даже многодневные поездки по городам назывались экскурсиями.
        Обыватели смотрели на туристов косо, нередко вступали с ними в конфликты, да и было из-за чего. Поезда и автобусы в выходные дни переполнялись так, что войти в них удавалось не всем. Проникнув в плацкартный вагон, туристы-водники загромождали его и закупоривали проходы настолько, что проводники прятались в своих купе и прекращали  обслуживание пассажиров. Туристы казались «приличной публике» грязными и вонючими; от их вещей исходил характерный запах, раздражавший домочадцев и соседей в коммунальных квартирах. Ныне мы вспоминаем этот аромат с понятной ностальгией…
        Много я видел людей данной категории, к которой и сам принадлежал отчасти, но больше всего мне запомнилась некая Зиночка – настоящий фанатик походов, туристка яркая, яростная и ярая. Пересекался я с ней мало, потому что в моей компании для лёгких прогулок преобладали девушки, а Зиночке нужно было более суровое, мужское окружение.
        Так вот, каждую пятницу вечером, по окончании рабочего дня, Зиночка приезжала на очередной для её группы железнодорожный вокзал и там переодевалась в общественной уборной, которую в наши дни напрасно называют туалетом. Вы представляете, как выглядела общественная уборная в советское время? Какой там был пол, чем он был покрыт? Я не кафель имею в виду, а то, что сверху… Какие танцы, какие акробатические телодвижения надо совершать, не поскользнувшись, чтобы снимать платье, натягивать тугие штанины, надевать три пары носков для лыж, если нет скамеек, столов, полок, крючков, а в часы пик стоит очередь у кабин? Куда положить рюкзак? В какую камеру хранения сдать городскую одежду или брать её всю в поход, тащить двое суток вместе со жратвой, спальным мешком, палаткой? От места посадки в пригородные электрички до камер хранения при дальних поездах может быть несколько сот метров! И по окончании похода девушка в понедельник утром являлась на работу, приведя себя в порядок в том же вокзальном сортире.
        В наши дни любое резкое колебание погоды журналисты называют «аномалией», а всякое ожидаемое неприятное событие – «коллапсом» и «апокалипсисом». Но что бы они написали о зиме 1978 / 1979 г., когда в новогоднюю ночь в Москве температура опустилась ниже минус 37 градусов, а в Подмосковье до 45! Родители уцепились за своих детей, не пуская их встречать Новый год в лесу. Но они просчитались. В Москве полопались батареи, отключилась тёплая или всякая вода, из некоторых домов пришлось жильцов эвакуировать. А нас в лесу хорошо согревали гигантские костры. На мне было восемь курток и семь штанов, мать сшила мне войлочную маску, а без валенок я обошёлся, ноги даже не замёрзли в ботинках. Замёрзла рядом со мной в палатке бутылка водки, три бутылки «шампанского» лопнули; колбасу пилили пилой, сливочное масло дробили молотком, но два костра из почти стоячих брёвен и постоянная занятость физическим трудом не позволили замёрзнуть. Наутро температура повысилась до 21 градуса, это воспринималось как оттепель, и девушки, которых накануне не пускали родители, теперь пришли к вечеру.
        Зиночка отправилась встречать Новый год в другую компанию, и там на все эти ночи оказалась наедине с каким-то мужчиной. Больше никто не явился! Пришлось этой паре согреваться не только костром...
        В том же наступившем 1979 г. году Зиночка родила первого ребёнка. Ну, что тут интересного, в чём соль рассказа? А в том, дорогие читательницы, что наша Зиночка в связи с беременностью и родами пропустила только один турпоход выходного дня. В следующий поход она пошла уже с новорождённым! Если пропуск имел место после родов, то мои вычисления показывают, что новому юному туристу было от роду не более 12 дней!
        Несколько лет спустя, в воскресенье вечером, когда мы с лыжами усаживались в быстро наполнявшуюся электричку, в ту же дверь за нами вошла Зиночка, увешанная и окружённая тремя детьми. Грудной висел на шее у мамы, остальные малыши были со своими лыжами и рюкзаками. Пройдя из тамбура в салон, Зина круто развернулась, задев других пассажиров. Народ шарахался и чертыхался.
        Лицо Зиночки показалось мне измождённым, а волосы – седыми. Мне кажется, что в наши дни мои приятельницы в возрасте от 60 до 70 лет выглядят лучше…
        Никаких других спутников у этой семьи я не заметил. Вероятно, женщина ходила в лыжный поход одна с тремя малышами, рубила дрова, разводила костёр, поила и кормила детей тем, что закипело и сварилось в котелках… 28.06.20.
.
        Для "Проза.ру" перенесено без изменений из произведения "Мини-мемуары" 22 июля 2022 г


Рецензии
Да, твоя Зиночка переплюнула мою знакомую альпинистку, которая не могла отказаться от соревнований по скалолазанию и взяла с собой 2-месячного ребёнка. Я тоже была слегка увлечена разного рода походами, но всё же брала ребёнка на сплавы только с 2 лет.

Татьяна Герасименко   22.07.2022 19:18     Заявить о нарушении
Она с младенцем на скалу лезла? Или его у подножия скалы оставила?

Борис Родоман   22.07.2022 17:49   Заявить о нарушении
Оставляла у скалы с другими людьми, конечно.

Татьяна Герасименко   22.07.2022 19:18   Заявить о нарушении
Кстати, как ни старалась, детей своих "пкрекормила". В один прекрасный день оба отказались от лыжных походов, моржевания и хайкинга. Считаю большой ошибкой насильно подвергать детей туризму ( именно так).
Внук вспоминает совместные походы с удовольствием, но здесь,на Кипре, ходить со мной отказывается.

Татьяна Герасименко   23.07.2022 08:56   Заявить о нарушении