Блок. Из хрустального тумана... Прочтение
Из хрустального тумана,
Из невиданного сна
Чей-то образ, чей-то странный…
(В кабинете ресторана
За бутылкою вина).
Визг цыганского напева
Налетел из дальних зал,
Дальних скрипок вопль туманный…
Входит ветер, входит дева
В глубь исчерченных зеркал.
Взор во взор – и жгуче-синий
Обозначился простор.
Магдалина! Магдалина!
Веет ветер из пустыни,
Раздувающий костер.
Узкий твой бокал и вьюга
За глухим стеклом окна –
Жизни только половина!
Но за вьюгой – солнцем юга
Опаленная страна!
Разрешенье всех мучений,
Всех хулений и похвал,
Всех змеящихся улыбок,
Всех просительных движений, –
Жизнь разбей, как мой бокал!
Чтоб на ложе долгой ночи
Не хватило страстных сил!
Чтоб в пустынном вопле скрипок
Перепуганные очи
Смертный сумрак погасил.
6 октября 1909
В прошлом стихотворении, в прошлой главе книги «Страшный мир» было предсказано:
«Ночи зимние бросят, быть может,
Нас в безумный и дьявольский бал…»
Просили – получайте. Дьявол любит исполнять наши мечты.
– «Жизни только половина…» – это ссылка на Данте. Начало его «Божественной комедии»:
«Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу,
Утратив правый путь во тьме долины.
Каков он был, о, как произнесу,
Тот дикий лес, дремучий и грозящий,
Чей давний ужас в памяти несу!
Так горек он, что смерть едва ль не слаще.
Но, благо в нем обретши навсегда,
Скажу про все, что видел в этой чаще…»
Чтоб вырваться из этого ужаса, средневековому поэту пришлось пройти сквозь Ад. Как он «в этой чаще» очутился, Данте не знает:
«…Не помню сам, как я вошел туда,
Настолько сон меня опутал ложью,
Когда я сбился с верного следа…»
И Блока – та же история:
Из хрустального тумана,
Из невиданного сна…
Вот только не сумеречный лес – обиталище страшных зверей (рысь, про которую в комментариях к «Комедии» сказано, что она – олицетворение сладострастия, лев – гордыня, волчица – корыстолюбие) – окружают нашего поэта, он –
…В кабинете ресторана
За бутылкою вина…
Но и здесь он – «Туда теснимый, где лучи молчат…», правда, чудовища тут выглядят по-другому:
Входит ветер, входит дева
В глубь исчерченных зеркал.
Но «змеящиеся улыбки», и «просительные движения» ошибиться не дадут. Генеалогию этой «девы» дают ссылки на «пустыню»:
Взор во взор – и жгуче-синий
Обозначился простор…
Глаза её синие – в жгуче-синее небо её родины. «Снежная дева»:
«Она пришла из дикой дали –
Ночная дочь иных времен.
Ее родные не встречали,
Не просиял ей небосклон.
Но сфинкса с выщербленным ликом
Над исполинскою Невой
Она встречала с легким вскриком
Под бурей ночи снеговой.
Бывало, вьюга ей осыпет
Звездами плечи, грудь и стан, –
Всё снится ей родной Египет
Сквозь тусклый северный туман.
И город мой железно-серый,
Где ветер, дождь, и зыбь, и мгла,
С какой-то непонятной верой
Она, как царство, приняла.
Ей стали нравиться громады,
Уснувшие в ночной глуши,
И в окнах тихие лампады
Слились с мечтой ее души.
Она узнала зыбь и дымы,
Огни, и мраки, и дома –
Весь город мой непостижимый -
Непостижимая сама.
Она дари'т мне перстень вьюги
За то, что плащ мой полон звезд,
За то, что я в стальной кольчуге,
И на кольчуге – строгий крест.
Она глядит мне прямо в очи,
Хваля неробкого врага.
С полей ее холодной ночи
В мой дух врываются снега.
Но сердце Снежной Девы немо
И никогда не примет меч,
Чтобы ремень стального шлема
Рукою страстною рассечь.
И я, как вождь враждебной рати,
Всегда закованный в броню,
Мечту торжественных объятий
В священном трепете храню.
17 октября 1907»
Рыцарь уже давно потерял свой меч, бросил свой пост, предал свой долг, но его в покое всё не оставляют. А он всё мечтает о «торжественных объятьях»:
Чтоб на ложе долгой ночи
Не хватило страстных сил!
Чтоб в пустынном вопле скрипок
Перепуганные очи
Смертный сумрак погасил.
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
– «Магдалина! Магдалина!» – Мария из Магдалы – в евангельской истории – блудница, обращенная Христом к праведной жизни.
»
В «томе I» Блок себе за жизненный пример брал Моисея – неопалимая купина явилась именно этому герою-свершителю. Миссия Христа закончилась, по сути, провалом – его, не совершившего ничего, казнили. И в «томе II» Блок неоднократно ставит себя рядом с ним – и «крещения» следуют одно за другим («Крести крещеньем огневым, // О, милая моя! – 26 октября 1907», «Крещеньем третьим будет – Смерть. – 3 января 1907»), и «распятья» («И взвился костер высокий // Над распятым на кресте – 13 января 1907», «Христос! Родной простор печален! // Изнемогаю на кресте! – 3 октября 1907»). Ну, а какой Христос – такая и Магдалина. Он – «невоскресший», и она – не «обращённая к праведной жизни».
Свидетельство о публикации №222072300687