Эссе о Иудаизме. Запрет на знание добра и зла?

Есть такой интересный сайт для вопросов и ответов stackexchange.com: выбираешь свою тему, задаешь вопрос, и какие-то люди, которые считают себя специалистами в этом вопросе, отвечают. Я пользовалась этим сайтом много раз, иногда - успешно. Иногда сама отвечала.

В этот раз я выбрала тему библейская герменевтика, и задала вопрос:

"Why did not God want Adam to know good from evil?
It appears, God's intent here is opposite of His intent in the rest of Torah.
Is it possible that there is real inconsistency here?"

"Почему Бог не хотел, чтобы Адам различал добро и зло? Похоже, что цель Бога здесь прямо противоположна его цели в во всей остальной Торе. Может быть, здесь есть какое-то противоречие? "

За три дна я получила 9 ответов. В основном, это были ответы от христиан, которые рассказывали, как им объясняли идею "первородного греха" в их церкви. Их не заботило, что Бог, который выгнал Адама и Еву из рая за познание добра и зла, потом  дал закон для различения добра и зла иудеям. Для них тут нет противоречия, поскольку все, что касается иудеев, тоже не может быть хорошо, включая 10 заповедей.

Я уже думала, что в этот раз - не повезло, когда я вдруг получила десятый ответ, и он оказался победным.

Я перескажу ответ своими словами.

Вопрос был: "Почему Бог не хотел, чтобы Адам и Ева различали добро и зло".
Ответ: "Мы не можем знать, чего хотел Бог. Факт состоит в том, что, когда Адам и Ева проявили свою независимость и смогли различать добро и зло, Бог отправил их жить самостоятельно."

Действительно. Бог запретил есть плод с древа познания. Пригрозил смертью. Но для чего же Он посадил это дерево и сделал его плоды привлекательными для человека? Хотел ли Он, чтобы Адам и Ева никогда не знали добра и зла? Или Он хотел, чтобы они, рискуя жизнью, приобрели критическое это знание? Хотел ли Он, чтобы эта пара провела всю жизнь в раю, называя животных разными именами, или Он хотел, чтобы они стали подобны Богу в своей свободе и своем знании добра и зла? Учитывая, что Бог их создал по своему образу и подобию, вдохнул в них свое дыхание, второй ответ кажется более правдоподобным.

Допустим, что Адам и Ева проявили послушание. В их невинном состоянии у них не было детей. Так как Бог не создал Адама и Еву бессмертными, этот эксперимент с людьми скоро бы закончился на Адаме и Еве.

Бог пригрозил Адаму и Еве смертью. В реальности, выбрав непослушание и плод с древа познания, они выбрали свободу и жизнь для своих потомков.

Мне заметили, что Бог обрек Адама и Еву на неприятные последствия: труд и деторождение. Но это - риск, связанный со свободой.

Бог Израиля - это Бог свободы и различения добра и зла. Именно так мы знаем Его из Торы. И в случае с Адамом и Евой Он тоже дал людям возможность узнать добро и зло, и дал им свободу.

П.С.
Здесь https://youtu.be/_A7pFcnHVoo раввин Фридман говорит: Бог видел необходимость в том, чтобы Адам и Ева ели плод с дерева познания и спустились из рая на землю.  Адам и Ева - герои, а не грешники. Бог велел им не есть, потому что они должны были сами сделать этот шаг, несмотря на Его угрозу. Раввин считает, что только Адам и Ева, будучи совершенно невинными, могли не продчиняться Богу и действовать по своей интуиции.
То есть, такая точка зрения в Иудаизме уже известна.


Рецензии
Я не теолог, но сегодня прочитав вашу интересную статью и не менее интересную переписку в рецензиях к ней, я вернулся опять к одной мысли, которая меня не покидала, однажды зародившись в юности. Если Бог создал человека по образу и подобию своему и тот согрешил, значит он был создан с такой "закладкой" - согрешить. А если так, тот выходит и в Боге есть такая "закладка".и может она и сработала, когда он создал человека? :) что можете сказать по этому поводу, если конечно для вас это не кущенствие рассуждать на эту тему? Заранее спасибо за любой ответ

Алексей Сергиенко 4   06.02.2025 15:49     Заявить о нарушении
Человек создан с закладкой свободы воли. В частности, он так и задуман, чтобы он мог грешить. У меня более подробно на эту тему написано здесь http://proza.ru/2024/08/06/1059

Марина Сапир   06.02.2025 16:00   Заявить о нарушении
Да, да, я уже потом прочёл эту статью и понял, что поспешил со своим комментарием, в частности ещё и после прочтения статьи про несколько исходных божественных сущностей в иудаизме. Спасибо

Алексей Сергиенко 4   06.02.2025 16:48   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.