По морям по волнам Ч. 2 Гл. 6 Кап. ремонт Бешенная

Ч.2 Гл.6 Капитальный ремонт. Бешенная рыбалка.

В пятой главе я писал, что меня направили на ремонт. Возможно, что многие считали бы это плохим вариантом. Ремонт был капитальный, значит долгий. На одну зарплату сидеть желающих было мало, а для меня очень хорошо. Можно было подольше побыть с семьёй, а большими деньгами мы не были избалованы
Направили меня четвёртым помощником. Обстановка при ремонте судна очень напоминает утренний восточный базар. Приходят бригады в Машинное Отделение, ремонтники на рыбофабрику, радиоспецы для навигационных приборов, плотники для замены деревянного покрытия траловой палубы. К кому все идут с вопросами? Правильно, к вахтенному штурману. Повезло мне, что прежнее судно «Магнит» было однотипным с «Павлово», поэтому я ориентировался хорошо.  Работали 4-й, 3-й и 2-й штурман по графику: суточная вахта, рабочий день, сутки отдыха. Старпом и капитан- на рабочем дне. По идее, 4-й штурман считается недоумком-стажёром, опекаемым старпомом. И на вахте они стоят вместе. Можно было бы всех отправлять к старпому, но во мне всегда кипела инициатива. Старпомом был хохол Доценко, лет тридцати от роду, не упускавший шанса посачковать. Заметив, что я справляюсь с работами, он стал приходить на судно не к 8 часам, а к 11, за полчаса до капитана и линял с судна через полчаса после капитана. Очевидно в качестве благодарности он оказал мне услугу: «Слушай, ты не особо рвёшься в рейс из-за семьи. Есть возможность посидеть на берегу. В комитете комсомола будет проводиться замена комсомольских билетов. Набирают трёх писарей. Ты напиши красивым почерком стишок, а я отнесу в комитет. Платить будут оклад и какие-то премии, но для тебя это не очень важно.» Я согласился, целую ночь выводил по буквам: «Пора мой друг пора, Покоя сердце просит…». И вскоре забыл об этом эпизоде. 2-й пом. Виталий был очень ответственным, на три года старше старпома. Однажды я поинтересовался почему его карьера не так быстра. Оказалось, что после армии он устроился матросом в бригаду добычи. Через год поступил в высшую мореходку. Пять лет учился, работая матросом-рулевым. Это лучший вариант обучения. Он знал зачем и что ему преподают. В 28 лет он начал работу штурманом. Так что, служебный рост у него быстрый. Хороший пример! Через пару месяцев старпом сообщил, что меня утвердили писарчуком комсомольских билетов. Примерно ещё через месяц закончился ремонт судна. Оставалось только предъявить Регистру. Я уже предвкушал работу в комсомоле, но тут старпом заявил, что одному парню очень нужно поработать на берегу несколько месяцев. Может быть мне стоит сходить в рейс, тем более, что принято решение платить писарчукам не оклад, а средний заработок. Аргумент был весомый. Пришлось отправить жену с дочкой на «деревню к дедушке» и, как говорят рыбаки: «Рыбу стране, деньги жене, а сам- носом по волне.»

Рейс был экспериментальный. Впервые флот вышел на добычу мойвы, которую прежде и за рыбу-то не считали. Вообще-то на вылов рыбы судам выделялась квота на основе научных изысканий, чтобы не подорвать популяцию рыб. После исследования мойвы учёные мужи пришли к выводу, что квоты не нужны, ибо запасы мойвы неисчерпаемы. С той поры моя вера в науку очень пошатнулась. Первое впечатление совпало с выводами « вчёных»: несколько дней мы шли полным ходом в район лова. И всё время эхолот показывал, что мойва идёт на нерест от поверхности моря до самого дна. И вот мы прибыли в район промысла, где уже находилось 238 наших судов, два болгарских, один с Кубы и японский траулер. Точные данные я привожу, чтобы подчеркнуть какой флот рыболовецкий был в СССР. Рыбой снабжали не только свою страну, но и добрую половину мира. Болгары от наших ничем не отличались. Кубинцы были весёлые ребята. Как поднимут удачный трал- сразу песни, пляски на палубе. На промысле мойвы все тралы были с рыбой, поэтому пьянок было поменьше: ну невозможно каждый день гудеть. У японцев, в отличие от капроновых, уже были лёгкие тралы из лески, что позволяло намного увеличить размер трала. Если эхолот показывает, что из косяка выдернут огромный кусок- значит недавно прошлись япошки. А вот с бытовыми условиями у них был полный швах. Однажды мы стояли рядом в Галифаксе и ходили в гости друг к другу. Условия их жизни напомнили мне службу на крейсере 1936 года постройки. Почти всё пространство на траулере занимала фабрика и трюма для замороженной рыбы. Экипаж был небольшой, пахали они как проклятые. Зато у нас был кайф: искать рыбу не надо, трал не порвёшь, подвахт для разделки рыбы нет. Смотри фильмы, занимайся спортом. Тягали гири, штанги, турниры устраивали по игре в домино, шиш-беш и т.д. Организовали соревнование всего флота по гиревому спорту, подтягиванию на турнике и отжиманию. Я тоже хотел записаться, но был забракован: «Куда тебе, дрищу, честь судна защищать! У нас вон какие крепкие ребята есть, а у тебя и формы-то спортивной нет.»
Соревнование должно было проводится на всех судах одновременно в штиль. Если есть волна, то при движении судна вниз подтягиваться труднее, а гиря поднимается как пушинка. Все выступления фиксировались фотоаппаратом. И вот однажды я лёг вздремнуть после дневной вахты. Вдруг меня тормошат: « Санёк, давай быстро иди подтягиваться. Витька руку растянул.» Натянул я быстренько драные спортивные штаны, шлёпки и побежал к турнику. В школьные годы я занимался гимнастикой и подтянуться 30 раз было плёвым делом. Но 5 лет без спорта дали о себе знать, подтянулся 21 раз и пошёл досыпать. Хотел остановиться на 17, но любители карточных игр просили вытянуть до 21 раза. Кричали мне, что это беспроигрышный вариант и подбадривали. На другой день узнал, что стал победителем этой олимпиады.
Спорт, конечно, хорошо, но надо было и мойву ловить. Здесь главным было поставить трал и сразу выбирать. Если замешкаешься на несколько минут, то трал на палубу не затянуть. Там уже больше 60 тонн и «мешок» не вмещается на слипе. Приходится мастеру добычи ползти с ножом, надрезать мешок и увернуться от рыбного «гейзера». После этого «мешок» тащили по палубе, по которой текли реки икры. Только через несколько месяцев начали закатывать икру в банки. Как я уже упоминал, 4-й пом. должен стоять со старпомом, но этот сачок быстро вкурил, что я и сам неплохо справляюсь. Наша вахта была с 4-х до 8-ми, после «собачьей» вахты 2 пом. Будили нас минут за 20 до начала. Я без 15-ти уже был на мостике. Виталий вначале спрашивал: «А где старпом?
- Да он немного задерживается, -отвечал я,- Пока побреется, на горшке посидит.
Сам я отращивал бороду, чтобы не возиться с бритьём. Я не уточнял что старпом задерживался до семи часов. Но однажды Виталий стал после вахты писать заявку на продукты прямо на мостике. Закончил в 5 часов. Старпом не появился. Виталий спустился и пинками пригнал старпома в трусах, со штанами под мышкой на вахту. Вот так с ‘ шутками и прибаутками ‘ подошёл к концу мой ‘курортный ‘ последний рейс на рыболовецком судне.


Рецензии