Возрождение Михайловского замка

В последние годы в пятерку лучших дворцов России неожиданно вошел Инженерный замок  Санкт-Петербурга, которому вернули его первоначальное название Михайловский замок.
 
Михайловский замок был построен русским императором Павлом Первым в 1797-1801 годы на месте летней резиденции царицы Елизаветы у входа в Летний сад на берегу Фонтанки. Замок был назван в честь Святого Апостола Михаила, однако это не спасло его от несчастной судьбы отца - основателя. Говорят, что счастливыми вырастают только сыновья, которых очень любит и боготворит мать. Екатерина не любила своего некрасивого и неказистого сыночка, зачатого без любви от законного мужа - наследника престола Петра III. Эта нелюбовь матери прошла через всю жизнь будущего царя и обернулась роковой нелюбовью к нему старшего сына Александра I, поспособствовавшего тому, чтобы папеньку убили недовольные его политикой царедворцы.
Павел чувствовал отношение к себе близких людей и боялся за свою жизнь, надеясь спастись за стенами неприступного замка, который стал строить практически в первый год своего царствования. Архитектор Баженов учел пожелания царя и в центре столицы империи создал средневековый замок, который отличался от других царских дворцов и загородного Павловского, тем, что представлял собой по сути крепость, где стены зданий, замкнутые в квадрат, отгораживали от внешнего мира просторный внутренний двор и были окружены рвами с водой. Через один из рвов, как и положено в замке, был проложен мост, ведущий к главным воротам, встроенным во фронтальное здание. По сути творение Баженова даже при осаде замка могло бы выстоять долгий срок, однако устоять перед коварством близких царю людей он не смог.
Павел всей семьей с помпой заехал в замок, в начале феврале 1801 года, и успел погулять по его великолепно отделанным и роскошно обставленным залам, посидеть на скромном, по тем временам, троне, всего сорок дней, после чего был избит и задушен в собственной спальне, собственным шарфом, своей свитой при поддержке собственного сына. 
Вступивший на престол сынок – Александр I, толи убоявшись тени убиенного отца, которая по слухам слонялась по замку, толи опасаясь расследования преступления, тут же перевел всех домочадцев назад в Зимний дворец, но, что самое удивительное, приказал очистить все помещения замка от мебели, картин и прочих вещей, украшавших замок. Сейчас бы сказали: уничтожил вещдоки, а тогда испуганный двор только пожал плечами и дознаваться, куда и зачем было вывезено добро, почившего в бозе Павла, не стал.
Как нас убеждала словоохотливая служительница музея, и по сей день является тайной, куда исчезла обстановка Михайловского замка, после смерти его хозяина? Долгие восемнадцать лет замок стоял пустым и всеми забытый, пугая горожан несвойственной Петербургу красно-оранжевой окраской стен, и только в 1819 году по приказу Александра I здесь было размещено Инженерное училище, для чего просторные залы замка были разделены стенками на классы шириной в одно окно. Сам же замок из Михайловского был переименован в Инженерный и в таком статусе просуществовал долгие двести лет, пережив не только потомков Павла, но и советскую власть, которая разместила здесь Ленинградское военно-инженерное училище, обширную техническую и патентную библиотеку, которую активно посещал инженерный люд северной столицы СССР.
Возрождение Михайловского замка началось в 1991 году, когда Инженерный замок был передан Русскому музею. Сложно представить какую титаническую работу пришлось проделать историкам, реставраторам и строителям, чтобы вернуть замку облик времен Павла I,  ведь от его роскошных апартаментов осталась только лепнина потолков и стен, изрядно потрепанная двумя столетиями. Первые залы для осмотра были открыты  2003 году, два года назад были готовы еще четыре зала, при этом реставрация замка продолжается, а его интерьеры наполняются из запасников Русского и других музеев страны.
Идем по восстановленным залам замка и не перестаем удивляться, как могла такая красота могла так долго прятаться от народа? Прежде всего поражает великолепие потолков каждого из залов и висящие на них люстры. Экскурсовод говорит, что потолки первозданные, но отреставрированные, а вот люстры новодел, в стиле того времени. Трудно сказать были изначально так ярки стены замка, как сейчас, но в сочетании с изящной лепкой смотрятся они великолепно. Очень понравился замысел специалистов Русского музея - сделать в залах замка галерею портретов русских императоров, начиная с их детского возраста. В детском зале с красными стенами нашли портрет родителей Павла - Петра и Екатерины, еще юных, еще не ведающих, что их ждет впереди. Красавцами ни того ни другого не назовешь, надо было сильно любить друг друга, чтобы единственный сын был симпатичным.
Картинная галерея российских императоров просто поражает. Она начинается от парадного портрета Павла и заканчивается Николаем II. Ни тот, ни другой не дотягивают до статных красавцев потомков первого и предков второго. Художникам не удалось скрыть, что оба они, как говорят на Руси - не орлы, что наверняка объясняет их трагическую судьбу. Жаль, что не удалось сфотографировать ни одного из монархов, мешали блики от окон на полотнах, но при рассмотрении портретов невольно в голову приходила мысль, что слабый правитель во главе России всегда приводит к печальным последствиям. 
Поразила, выставленная тут же императорская корона, удивил главный зал, с незаметным на фоне зеленых стен царским троном, соседний бальный зал, так увлек акустикой, что я, пользуясь отсутствием посетителей, спела строки: «Боже царя храни…». Я понимаю, что соседний Георгиевский зал, где проходят концерты оперных звезд, слыхал голоса и получше, но горжусь тем, что и мой голос тоже звучал под сводами Михайловского замка. Как положено царским дворцам, есть в замке и церковь, а вот место, где убили Павла посетителям не показывают. В принципе, зачем беспокоить дух покойного? 
Стою в пустынном внутреннем восьмиугольном дворе замка возле чугунного памятника Павлу, отлитому двадцать лет назад, в платье цветов имперского флага и рассуждаю: «Может быть было бы лучше не трогать Инженерный замок, пусть бы он готовил военных инженеров, как это делал предыдущие двести лет? Однако помещений пригодных для этих целей на свете миллионы, а дворцов единицы, и в их число теперь входит Михайловский замок, где душа любителей истории и красоты буквально поет!»


Рецензии