Ч. 354 Фрегат, сработанный своими мастерами

Предыдущая страница http://proza.ru/2022/07/21/1309

Великий князь Константин полагал, что нет ничего страшного в том, что китайцы отказались принять Путятина. Напротив, можно считать, что у вице-адмирала теперь развязаны руки, и он может действовать такими же методами, как французы и англичане.

Методы эти получили в истории название «политики канонерок». Однако имелась существенная разница. Как писал своему царственному брату великий князь:

«Требование и французского, и английского посланников будут поддержаны довольно значительными эскадрами, представителем же Нашего флага будет один маленький пароход «Америка»;

чрез это, разумеется, Путятин в глазах китайцев будет поставлен на второстепенную ногу. Спрашивается, достойно ли это значения России?».

Достоинство России Константин предлагал поднять отправкой в распоряжение Путятина Первого амурского отряда, состоявшего из трёх корветов и трёх клиперов.
 
Отправить не прямиком на Амур, а сначала в Китай под начальство Путятина.

Но, сомневаясь, что маленькие суда способны произвести большое впечатление, великий князь просил у Александра II разрешения послать Путятину «новое сильное судно, находящееся в прекрасных руках у флигель-адъютанта Унковского, который те края прекрасно знает и с Путятиным именно там плавал».

Император согласился. Инструкцию Унковскому утвердил генерал-адмирал, а участие в её составлении приняли Гидрографический, Медицинский, Артиллерийский, Кораблестроительный, Комиссариатский департаменты, Кораблестроительный технический комитет, Морской учёный комитет и канцелярия Морского министерства.

Торговля с Китаем имела существенное значение для экономики Российской империи. После первой опиумной войны Англии с Китаем англичане принялись активно вывозить чай из южных портов Китая в Англию, а оттуда в США и в Россию.

Доходы от кяхтинской торговли чаем мгновенно упали, потому что сухопутная перевозка и плюс пошлина удорожали кяхтинский чай. Тогда ввели запрет на ввоз чая из Европы. Получили мощный поток контрабандного чая. Вся Россия пила контрабандный чай.

Попытались  ввести чайные бандероли, как наклейки на спиртное в девяностые годы прошлого века, но столкнулись с общим сопротивлением. Тогда с кантонского и кяхтинского чая уменьшили пошлину настолько, что контрабанда стала невыгодной. Всё это тянулось пятнадцать лет.

«Новое сильное судно», о котором шла речь, был 46-пушечный (в одних источниках) или 45-пушечный (в других) фрегат. Его заложили ещё до войны, 16 сентября 1852 года, в Новом Адмиралтействе и спустили на воду 6 июля 1854 года.
 
Сначала 6 августа 1853 года его назвали «Мария», но потом по неизвестной причине переименовали в «Аскольда». Водоизмещение корабля - 2834 тонны. Главным строителем был корабельный мастер штабс-капитан К. Ф. Шаттен.

Чертежи фрегата купили в Англии, но в России их доработали, уменьшив все размеры. Машину для корабля заказал в Англии Путятин. Когда началась война, англичане машину конфисковали, и денежки плакали.

Пришлось изготавливать её в Санкт-Петербурге. Изготовили машину мощностью 360 лошадиных сил. Великий князь Константин с гордостью сообщил царю, что это прекрасное судно построено русскими рабочими и мастерами без участия иностранцев.

Строительство фрегата велось по подряду купцом Кудрявцевым из «своих дубовых досок». А на самом деле ушлый купец поставил часть досок из лиственницы и сосны.

Но строители «не заметили» подмены за неизвестную нам сумму.  13 сентября 1855 года испытали паровые котлы. При испытании присутствовал командир строившегося фрегата капитан 2 ранга Иван Семёнович Унковский, назначенный членом комиссии по приёмке корабля.

30 сентября котлы смонтировали на фрегате. Иван Семёнович написал особое мнение в отчёте, что котлы «годны только для пробы машины, а для дальнейшего назначения оной вещи сии едва ли могут отвечать цели».

Капитан 2 ранга возмутился тем, что котлы не прошли положенных заводских испытаний. Сдатчики корабля уговаривали его не писать замечаний, мол, всё учтём и доработаем, но упрямый офицер написал:

«Коленчатый вал имеет трещину глубиной 2 дюйма и длиною 7 дюймов, один из цилиндров имеет весьма сомнительную заплату, и много мелочных вещей по неблагонадёжности должны быть заменены на новые».

Однако в министерстве все знали, что великий князь Константин горит желанием как можно скорее ввести фрегат в строй и поэтому старались не огорчать начальство.

Унковскому, чтобы поменьше возмущался, присвоили звание капитана 1 ранга «за отличие», а заодно намекнули, что не нужно быть святее папы римского, иногда лучше попридержать язык. Хорошо знакомая ситуация.

17 октября 1856 года фрегат осмотрел генерал-адмирал великий князь Константин и «был доволен», поторопившись доложить Александру II, что корабль готов.

Через три дня, 20 октября, невзирая на протесты Унковского, комиссия Кораблестроительного технического комитета подписала акт приёмки фрегата. Унковского угомонили, доставив из Англии новый коленчатый вал.

На испытаниях фрегат под парами показал скорость 8,25 узлов. Командир фрегата при осмотре гребного винта после испытания обнаружил, что винт погнулся. Его успокоили тем, что сняли гребной винт со строившегося фрегата «Громобой» и поставили его на «Аскольд».

Назначение Унковского снова в подчинение к Путятину вселило в его душу тоску. Но он сумел через друзей в Морском министерстве убедить Константина дать разрешение фрегату следовать на Дальний Восток не в составе Первого амурского отряда винтовых корветов и клиперов, а самостоятельно.

Таким образом, Иван Семёнович избавился, по крайней мере, ещё от одного непосредственного начальника, капитана 1 ранга Дмитрия Ивановича Кузнецова. Для Кузнецова назначение командиром отряда кораблей было неожиданным.

Ему сказали об этом в последний момент перед отправлением отряда, заменив им бывшего командира отряда капитана 1 ранга Михаила Александровича Перелешина, героя обороны Севастополя, который скончался от чахотки незадолго до отправления отряда.
 
23 сентября 1857 года Константин написал брату-императору «На прошедшей неделе  я два дня жил с женою в Кронштадте, и мы в это время проводили нашу океанскую эскадру.

Весь Кронштадт собрался на эти проводы, потому что никогда еще Россия не отправляла столько судов в Океан, и оно было весьма торжественно!»

Фрегат «Аскольд» отправился в самостоятельное плавание под парами в 12 часов тридцать минут 26 сентября.  Экипаж фрегата состоял из 28 офицеров, гардемаринов и кадетов и 456 нижних чинов.

Фрегатский врач доложил командиру, что среди матросов много болезненных, «чрезвычайно слабых». Унковский попытался заменить этих матросов, но из этого у него ничего не вышло, других кандидатов не оказалось.
 
Всех крепких моряков уже разобрали командиры корветов и клиперов. Оставалось надеяться, что перемена климата и хорошее питание поправят их здоровье. У многих было заболевание глаз, но это было массовое заболевание, и его серьёзным не считали.

Продолжение http://proza.ru/2022/07/26/832


Рецензии
"Вся Россия пила контрабандный чай") Нынче много чего "контрабандного")

Машина для корабля 360 лошадиных сил... Ё маё) Сравним с легковыми авто современности: Ultimate Aero TT (1287 л. с.) Locus Plethore (1300 л. с.) Koenigsegg Agera RS (1360 л. с.) Nissan GT-R Switzer R1K-X Red Katana (1400 л.с.) Bugatti Chiron (1500 л. с.) Lamborghini Aventador LP 1600 (1600 л. с.) Mercedes-Benz SLR McLaren V10 (1600 л. с.) Hennessey Venom F5 (1622 л. с.) Dagger GT (2500 л. с) Devel Sixteen (5000 л. с.). Вот инженеры бы ахнули!)

Да уж, на износ ребята работали...
С уважением,

Вадим Вегнер   22.04.2024 15:20     Заявить о нарушении
Верно заметили Вадим!
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   22.04.2024 16:17   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.