Лобсан Самдан Цыденов

1.
               
В Тамчинском дацане, в котором будущий лама-созерцатель Лобсан Самдан Цыденов изучал буддийскую философию, его за щербатое лицо прозвали «рябой Самдан».
Однажды в этот дацан приехал тибетский астролог, и руководство дацана попросило его помочь решить одну хозяйственную проблему. Она состояла в том, что в окрестности Тамчинского дацана не было питьевой воды, и её приходилось возить издалека.
Астролог посмотрел в священную книгу и ответил:
– Есть поблизости место, в котором один из ваших хувараков может отыскать родник.
И указал приметы этого хуварака. Им оказался никто иной, как Лобсан Самдан Цыденов!
Его спросили:
– Ты можешь найти воду?
– Могу, – ответил Лобсан Самдан. – Но для этого мне понадобится подол кускового сахара и помощь всех наших хувараков.
Неподалёку от Тамчинского дацана находился большой щербатый камень, возле которого Лобсан Самдан любил заниматься практикой созерцания. К этому камню, получив затребованный сахар, и направился избранник с толпой хувараков.
Лобсан Самдан попросил каждого хуварака набрать полный подол камней, и как только его просьба была исполнена, указал:
– Кидайте в этот большой камень и представляйте себе, что он – голова «рябого Самдана», как вы называете меня. Тот, кто попадёт в этот камень, получит в награду кусок сахара!
Хувараки, предвкушая лакомство, стали кидать, и когда весь сахар закончился, из-под камня забил родник.

2.

Лобсан Самдан с юных лет проводил тантрические практики, и к моменту поступления в Тамчинский дацан был уже опытным йогином.
Чтобы никто ему не мешал, Лобсан Самдан спускался в подполье родительского дома, захватив с собой священные тексты, светильник, запас топлёного масла для него, чайник и палочку.
Читая священные тексты, Лобсан Самдан ритмично стучал палочкой по чайнику, и тот издавал звук.
Вначале звук был отчётливо слышен. Но постепенно становился всё тише, и на исходе седьмого дня умолкал…
Палочка, наносившая удары, проходила сквозь чайник!

3.

Лобсан Самдана, служившего в Кижингинском дацане ламой, пригласили совершить обряд отпевания усопшего человека.
Проезжая места, в которых сегодня находится посёлок Новокижингинск, Лобсан Самдан окликнул ямщика и сказал:
– А ведь мы едем по морю!
Ямщик огляделся по сторонам, пожал плечами и спросил:
– И где же оно, это море?
– Оно находится под нами, – ответил Лобсан Самдан.
На этом разговор и закончился.
А через семьдесят лет, в конце 1960-х, геологи искали в тех местах воду и никак не могли её найти. Искали в связи со строительством посёлка и добычей полезных ископаемых в этих местах.
Именно тогда старожилы и вспомнили про давний разговор Лобсан Самдана с ямщиком и указали примерное место, где он происходил. Геологи пробурили в этом месте скважину и сказали почти то же самое, что и Лобсан Самдан:
– Под нами вода… Целое море!

4.
 
Агван Силнам, любимый ученик Лобсан Самдана, съездил по указанию своего учителя в Китай, встретился с перерожденцем Чанкья-ламой и привёз от него Хеваджра-тантру, ещё не известную в Бурятии. И Лобсан Самдан, желая быть посвящённым в эту тантру, попросился к Агван Силнаму в ученики…
Случай этот в буддийской практике беспримерный, и говорит он о том, что настоящий учитель уважает, прежде всего, Учение, а не звание учителя.

5.

Во время Гражданской войны, когда в Кижингинском районе хозяйничал отряд атамана Семёнова, Лобсан Самдана, находившегося уже в преклонном возрасте, арестовали и посадили в тюрьму.
Когда дежурный офицер приказал привести Лобсан Самдана на допрос, солдат, посланный за ним, вернулся с глазами, какие бывают у сумасшедших.
– В камере, вместо ламы, сидит чудовище! – сообщил солдат.
– Какое именно чудовище? – уточнил офицер, читавший газету.
– У него огромные рога, много рук и ног, сам он синий, а позади него полыхают языки огня!
После этого случая солдаты-охранники стали видеть, как Лобсан Самдан совершает вокруг тюрьмы гороо, поёт на крыше священные гимны, появляется то в одной камере, то в другой, желая поговорить с её обитателями. И тогда семёновцы поняли, что имеют дело с необычным человеком, и отпустили Лобсан Самдана домой.

6.

Известный буддийский мыслитель Бидия Дандарон, приехав в 1972 году в Москву на конференцию, остановился у востоковеда Октябрины Волковой.
Занимаясь в её квартире научной работой, Дандарон заметил, что окно, находившееся напротив стола, за которым он сидел, затемнилось. И вскоре из-за шторы вышел Лобсан Самдан Цыренов, которого Дандарон, уроженец села Кижинга, знал с детских лет. Лобсан Самдан подробно рассказал Дандарону о том, что ему надлежит сделать в ближайшие годы, и исчез.


ДОЖДЬ ИЗ ЦВЕТОВ (бурятские буддийские притчи)


Рецензии
Раньше мама рассказывала подобные, но я считала, что выдумки.Стоит заняться буддийской философией

Койнова Ольга   15.02.2023 19:18     Заявить о нарушении
Может быть, в этих рассказах имеется и доля выдумки. Этого проверить нельзя, а бурятский народ - добрый и гостеприимный. В отличие от так называемых цивилизованных народов он склонен к приукрашиванию, но никогда - к умалению.

Игорь Муханов   15.02.2023 19:59   Заявить о нарушении