Театральная фантазия. Да здравствует театр!

                ТЕАТР УМЕР ?  ДА ЗДРАВСТВУЕТ ТЕАТР!
Факты  истории.
       В 1576 году в Лондоне появился первый профессиональный театр, разместившийся в специально выстроенном для него здании.
       Период в следующие 66 лет , который был охарактеризован как необыкновенный расцвет английского театра, охватывает  вторую половину царствования королевы Елизаветы I, до 1603 года, Якова I, до  1625 года, и его сына Карла I, до 1642 года.
      В 1642 году началась междоусобная  война, инициаторами которой были пуритане, и был издан парламентом первый Акт, воспрещающий всякие актерские выступления в Англии.
     Итак, мы начинаем!
  Англия конца 16 века. Лондон.
   Туманный предвечерний час. На одной из центральных улиц Лондона, Чипсайд-стрит, знаменитой своим рынком , и тем, что она являлась главным путем следования всяких торжественных процессий, въездов королевских коронационных шествий, и, в том числе, путем препровождения в тюрьму государственных и прочих преступников, в таверне «Русалка», которую любили посещать актеры, сидел за столиком некто…
Право не знаю, наделить ли его именем! Нам не столь интересно, как звали этого некто, сколь важно то, что он был ярый пуританин, т.е. один из тех, кто был причастен к постепенному разрушению культурной и, в некотором роде, политической и общественной жизни страны.
    Уличная толпа, валившая мимо окон таверны, бурлила и кипела и переливалась в живой поток. Кто спешил в лавки, кто в таверны, во множестве располагающиеся на этой улице. Кто из театра или из цирка, со спектакля или , возбуждающего кровь  и страсть, зрелища травли зверей, до которых лондонцы были большими охотниками. Что и говорить, в то время жили весело, что приводило в ярость пуритан, которые составляли внушительную часть жителей Лондона – этого необыкновенного и загадочного города.
     Чувствую непреодолимое желание, уважаемые читатели, объяснить вам, кто  же такие пуритане и что собственно они имели против  зрелищ. Пуритане, в сущности, не были каким-то определенным классом, и никакой класс не мог быть назван специфически  пуританским.  Самый термин «пуритане» появляется около 1565 года и вначале имеет только религиозную окраску. Они идут против епископата, внешних обрядов, порицают пышность и роскошь, проповедуя простоту, как в религии, так и в частной жизни. Ряды пуритан пополняются  представителями разных классов  и разной культуры, но постепенно средний класс, наиболее здоровая и работоспособная часть общества, оказалась весьма подходящей почвой, на которой  проповеди пуритан дали богатые всходы.
     В начале 1642 года  страна вступила в междоусобную войну, закончившуюся  свержением и казнью  короля Карла I и его жены, и победой буржуазии в лице пуритан.
     Что же занесло нашего пуританина в таверну, где вот-вот могли появиться эти развратники, эти бесы в облике человеческом, актеры, шуты! Ведь в центре Лондона было полным полно таверн, куда бы  он мог пойти. Таверны  пользовались у англичан  большой популярностью. При  королеве Елизавете  принято было приглашать друзей на обед, или вечеринку не домой, а в таверну. В тавернах узнавались новости  из всех областей городской жизни. Каждая таверна была украшена своей особенной вывеской. Иногда весьма оригинальной.    На одной таверне, к примеру, была вывеска, изображающая голову Иоанна  Крестителя на блюде с подписью : «Здесь можно хорошо поесть»… Да,  весьма аппетитно…
       Так вот, некто сидел за столиком, потягивая замечательный Эль, пиво, без которого англичане, будь они хоть сто раз  пуритане, не  мыслили своей жизни. Поглядывая в окно,  он ни за что не хотел признаться себе, что пришел сюда с  определенной целью: ему до смерти хотелось узнать, как воспримут актеры литературный выпад пуритан, написанный Филиппом Стаббсом, публицистом, автором книги «Расследование оскорбления». Книга эта вышла в 1583 году и была наиболее влиятельной и популярной из всех пуританских сочинений. Несколько страниц  книги было посвящено непосредственно театру. Главные  обвинения автора сводились к вскрытию безнравственности антирелигиозного влияния театра!
      Парадоксы, как известно, составляют главную прелесть  жизни. А некоторые моменты ее вообще объяснить так же трудно как… Ну, тут, я думаю, у  каждого найдется свое сравнение или пример. Сделаю маленькое отступление от непосредственного повествования: таверна «Русалка» или, как еще можно перевести ее название «Mermaid», «Морская дева», была впоследствии описана в стихотворении английского поэта Джона  Китса на  рубеже 18-19 веков, а в середине 20 века на месте этой таверны в память о ней и об актерах, которые чувствовали себя здесь как дома, был выстроен в Лондоне театр с таким  же названием!. Парадокс!
     Старания Филиппа Стаббса, равно как и всех пуритан, опорочить театр, как мы теперь знаем, были напрасны,  хотя и доставили на какое-то время любителям  драматического искусства массу неприятностей.
   Восславим же театр, актеров и радость жизни стихотворением  Джона Китса «Морская дева»:
 Души бардов прошлых дней, Вам найдется ль Элизей-
Луг  зеленый, кров пещерный краше сени той таверны?
Где напиток хоть один похмельней канарских вин,
Есть ли в кущах райский плод,  что с дичиной превзойдет Пироги!
Прекрасней блюд не едал и Робин Гуд.
В час, как с милою своей пировал в сени ветвей.
Слышал я, что как-то раз,с «Девой» вывеска от вас улетела в небосвод.
Но однажды звездочет смог в пергамент написать:
Стала видима опять ваша славная семья-Нектар сладостный лия,
Пили весело гуляки здравье Девы в Зодиаке.
Души бардов прошлых дней, Вам  найдется ль Элизей-
Луг зеленый, кров пещерный- краше сени  той  таверны?
      Но вернемся к нашему некто… Итак, ожидание  завершилось. Дверь с шумом распахнулась, и в таверну ввалилась, смеясь и возбужденно переговариваясь,  толпа актеров.      Это были актеры театра «Глобус», одного из лучших театров  Лондона, который располагался, как, впрочем, и  большинство других  лондонских театров, на  другом берегу Темзы, в Саутуорке.     Обычно после спектакля актеры, равно как и зрители, возвращались в город или через единственный в Лондоне и мост, или, с помощью специально существующих лодочников, во всякое время готовых доставить желающих из  центра города в  заречную часть, местность, связанную в представлении горожан со всякими увеселениями и развлечениями.
     Владельцами театра «Глобус» были Джеймс Бербедж и его сыновья Кэтберт и Ричард. Надо сказать, что «Глобус» был не первым театром, который принадлежал этой семье. В 1576 году, за городскими воротами, Бербедж построил первый публичный театр под простым и немудрящим названием «Театр» («The Teatre») . Позже, из-за недоразумения с владельцем земельного участка, на котором стоял «Театр»,   сыновья Бербеджа сломали его и уже в заречной части города построили «Глобус» («Globe»). Между прочим, эмблемой театра «Глобус» был Геркулес, который держал на плечах земной шар. Философская эмблема, не так ли…?
Затем, в приречном районе Бенксайде, соседствующим с Саутуорком,стали появляться и другие театры: «Роза», «Лебедь» и другие. Правда, успех труппы Бербеджа заставил их владельцев искать для своих театров другое место. В труппе Бербеджа состояли выдающиеся актеры, к примеру: сын- Ричард Бербедж был главным актером труппы, Виллиам Кемп- главный комик и танцор, Эдуард Аллен, прославленный трагик. Виллиам Слай, Натаниель Филд, потрясающие исполнители женских ролей. В то время, как известно, все  женские роли исполняли мальчики или  очень молодые актеры. Собственным драматургом труппы был ни кто иной, как Виллиам Шекспир…
Мы не будем строить догадок – был Шекспир Шекспиром, или под этим именем скрывался кто-то другой. На этот счет предположений существует много, но   «у нас сейчас не то в предмете…», как выразился гениальный  поэт совершенно другой эпохи и  из другой страны.
     Появление живописной, разгоряченной и развеселой компании актеров совершенно удручающе подействовало на нашего некто, который даже забыл про свой недопитый Эль и буквально, разинув рот, глазел на этих необыкновенных людей.  Что ни говори, пуританин ты или нет, а актер для простого смертного всегда будет  существом  из другого мира.
     В мире театра особые свет и тьма, особая земля, особое небо, особые растения и твари живые. И в центре этого мира особенный человек- театральный герой. Когда-то гуманист эпохи возрождения Пико дела Мирандола в своей речи о достоинстве человека сказал так: «… Я ставлю тебя в центр мира, чтобы тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире. Свободный смелый  мастер! Формируй себя в образе, который ты сам предподчтешь».
     Актеры формировали себя в образах, которые они представляли на сцене, поражая своей многоликостью, и порой забывая, в некоторые моменты, кто же они на самом деле. Во всяком случае,  обаяние слова – актер- существует и поныне, и не только в Англии.
    Любое самоограничение несет за собой  определенные комплексы, если, конечно, это самоограничение не совершает натура сильная  или мужественная. Я сомневаюсь, чтобы все пуритане до такой степени  ненавидели и презирали актеров. Не двигала ли ими обыкновенная зависть? А зависть, как известно, порождает злость.
    Во всяком случае, некто понял, что актеры не слишком угрызаются из-за упреков в их адрес в сочинении Филиппа Стаббса. Никто ведь, в итоге, не мог предположить, чем это все кончится. Правда, Слава Богу, не навсегда. Я имею победу пуритан и закрытие в угоду им всех театров.
         « …выпит и херес и эль!
         Ты попроси у девчонки,
         Чтоб постелила постель.
         Чтоб подложила хворосту в печь,
         Чтоб не забыла рядом прилечь…»,- донеслись обрывки фривольной  песенки из уголка, где расположились актеры. Этого наш пуританин уже не мог вынести! Он со стуком брякнул кружку с недопитым Элем на стол, и, не оглядываясь, бежал из этого «оскверненного»  места, поклявшись больше никогда… никогда…
      Существует в истории факт, что королева Елизавета, Яков I и Карл I совершенно явно становились в защиту театров, потому, что они, якобы, отвлекали умы от вмешательства в дела политики.
      Приведем отрывок из романа Вальтера Скотта «Кенилворт», в какой-то момент проясняющий ситуацию в этом вопросе: «Когда люди, разинув рот, глядят, как  Марло, Шекспир и другие искусники в создании пьес развертывают перед ними свои замысловатые сюжеты, как они их называют, то мысли зрителей отвлекаются от обсуждения действий их правителей.
-Мы не хотели бы, чтобы мысли наших подданных отвлекались от понимания наших действий, милорд, - возразила Елизавета, - Ведь чем глубже о них размышляют, тем более явными становятся подлинные побуждения, которыми мы руководствуемся.
-Однако же я слышал,  Ваше величество, - сказал один известный пуританин,-  настоятель собора  Святого Асафа, - что обычно эти актеры в своих пьесах не только позволяют себе безбожные и непристойные выражения, ведущие к укоренению греха и разврата, но даже громко выбалтывают такие мысли о системе правления, его происхождении и целях, которые стремятся возбудить в подданных недовольство и потрясти прочные основы общественного строя.  Отнюдь не безопасно дозволять этим богохульникам бросать вызов божеским и человеческим законам».
     Вообще, в рассуждениях настоятеля собора  Святого Асафа была некая доля истины, так как именно во время бунта против королевы Елизаветы, который поднял ее фаворит  Роберт Эссекс,  публика требовала  сыграть в «Глобусе» пьесу Шекспира  «Ричард III», о котором Елизавета говорила: «Ричард это я», а в пьесе шла речь о свержении монарха, не больше, и не меньше. Но что касается актеров, то: « Актер должен испытать все человеческие страсти, иначе он не сможет их изображать…» Это сказал великий английский трагик Эдмунд Кин, правда гораздо позже, но это роли не играет, ибо природа  актерская всегда была такова.
А Елизавета и Яков, и Карл просто любили театр, как любили его во все века многие и многие… Как любим его мы.
Но, как бы то ни было, в 1642 году все театры  Лондона перестали  существовать. Невероятно, но факт!
     Теперь нам надо выяснить , что же происходило в Англии в «смутные времена» середины 17 века, как и когда возродилась культурная жизнь страны и от чего это зависело.
     После казни короля Карла I в 1949 году, в стране , практически , произошла буржуазная революции, и были сформированы две политические партии, которые  существуют и играют огромную роль в жизни Англии и по сей день. Это партия Вигов, защищавшая интересы буржуазии, обладавшая сильным влиянием на политическую жизнь Англии и со временем приобретшая либеральную окраску, и партия Тори, консервативная, отстаивающая интересы аристократии.
      Много  лет Англия не имела абсолютистской власти, и вот, в 1685 году трон снова вернулся к династии Стюартов, к которой принадлежали и Яков I, и казненный КарлI.
    Внук  Карла I, Яков II, тайный приверженец католического вероисповедания, публично обещал поддерживать англиканскую протестантскую церковь. Но народ еще помнил жестокие гонения против протестантов королевы-католички Марии Кровавой, сводной сестры Елизаветы I, и, догадываясь о настроениях короля, ждал окончания царствования Якова II, чтобы на троне оказались Вильгельм Оранский и его жена- протестантка Мария, дочь Якова II.
    Не дождавшись смерти Якова , свергнув его и посадив на трон  Марию и Вильгельма Оранского, парламент оговорил условия, которые ослабляли   королевскую власть, и согласно которым, надлежало считать, что власть короля идет не от Бога, а от народа, а волю его выражает парламент. 
    Не сумев правильно оценить свои силы в борьбе с парламентом, король был вынужден сдаться и подписать Акт о престолонаследии. У Вильгельма и Марии детей не было. После их кончины на трон должен было взойти сын сестры Марии, Анны, но он внезапно умер, и тогда в 1702 году, трон достался королеве Анне, правительнице заурядной, ничем не примечательной, мягкой и безвольной. Но, опять- таки, парадокс! Королева Анна, не интересовавшаяся ни искусством, ни театром, ни литературой, стала популярна именно благодаря им.
     В середине 19 века, в 1840  году, уже в эпоху правления королевы Виктории, французский драматург Эжен Скриб написал пьесу «Стакан воды», которая полтора века не сходит со сцен театров всего мира. Главное, что в пьесе верно схвачено то, что Анна, легко попадавшая под влияние, была марионеткой в руках лидеров. А  за это   звание и положение боролись такие незаурядные личности, как герцогиня Мальборо и лорд Болингброк. Но, может быть, то, что Анна не вмешивалась в дела государственные, было и к лучшему. Как ни странно, наряду с большими успехами в области внешней политики, годы ее  царствования, при ее «невмешательстве», были годами расцвета культуры и архитектуры.  При королеве Анне страна воссоединилась с Шотландией и стала называться так, как она именуется сейчас:  Соединенное Королевство  Великобритании.   Со смертью королевы Анны, последней из династии Стюартов, английский трон достался  немецкой династии Ганноверов, родственников Стюартов . Георг I был правнуком Якова I Стюарта Шотландского. Ганноверы оставались на троне с 1714 до 1837 года.
    Анна оставила страну иностранному курфюрсту, который не говорил по- английски,  и с трудом понимал язык и уклад страны, в которой ему  предстояло царствовать.  И вообще, он не желал иметь какое- либо отношение к управлению государством. «Управлять,- удивлялся Георг Ганновер,- я об этом и не думаю. Пусть об этом думают министры».
      И тем не менее, мы должны быть признательны   династии Ганноверов «или их министрам», так как именно при этой династии английский театр вновь возродился  и на сцене блистал великий трагический актер Давид Гаррик (1717-1779г.г.), который своим творчеством пропагандировал драматургию Шекспира. При этой же династии разгорелась и, увы, погасла звезда актера-романтика Эдмунда Кина. Так или иначе- театр выжил, набирал силу, а то, что уходят гении- что ж даже гении не властны  распоряжаться своей жизнью.
     Когда-то Гусман де Альфараче, герой так называемого  «плутовского романа», сказал: «Не жди лучших времен и не думай, что прежде было лучше. Так было, так есть ,  и так  будет. Ежели только  на помощь не явится Ангел Божий и не перевернет всю  эту лавочку вверх дном».
      


Рецензии