Киев. Первая мужская гимназия. Обучение и пансионы
Поступить в гимназию было не так-то просто. Для зачисления не только в первый, но и в приготовительный класс необходимо было успешно выдержать серьезные испытания.
По Закону Божию мальчики, поступавшие в первый класс, должны были знать 10 главных молитв, Символ Веры, десять заповедей, важнейшие события священной истории Ветхого и Нового Завета.
Для успешной сдачи экзамена по русскому языку требовалось бегло читать по-русски и уметь пересказывать небольшие прочитанные рассказы, писать под диктовку, а также читать по церковно-славянски. Нужно было знать наизусть не менее 10 стихотворений и басен и выразительно читать их, различать части речи, знать о делении слов на слоги и об ударении, иметь понятие о роде и числе, об особенностях склонения существитель¬ных, прилагательных и числительных, о спряжениях глагола.
Требования по арифметике включали умение складывать, вычитать, делить и умножать в пределах до 100 -устно, до одного миллиона - письменно.
УЧЕНИЧЕСКАЯ ФОРМА
Учащиеся 1-й гимназии носили форму: гимнастерку темно-синего сукна, однобортную,застегивающиуюся на девять посеребренных гладких выпуклых пуговиц, с четырьмя такими же пуговицами сзади по концам карманных клапанов;
брюки из сукна сине-серого цвета;
в зимнее время- пальто — серого сукна, двубортное офицерского образца; пуговицы такие же, как на мундире; петлицы на воротнике одинакового с полукафтаном сукна с белою выпушкою и с пуговицею;
в теплые месяцы переходили на «летнюю форму одежды»: парусиновые блузы с черным кушаком и парусиновые брюки.
Обязательным элементом формы была синяя фуражка с кокардой из дубовых листьев и номером гимназии «К1Г». За цифру «1» на ней гимназистов называли «карандашами».
СОСТАВ УЧАЩИХСЯ
В первые годы количество учащихся было невелико: в 1812 году - 48, 1815 - 63, в 1824 - 112
В 1911 году, когда отмечалось столетие гимназии, в ней уже 793 учащихся.
В феврале 1919 года, на момент закрытия гимназии, в ней училось - 849 человек в 19 классах и работали 32 преподавателя.
По социальному составу в 1828 году из 119 учеников - дворян было - 42, детей чиновников - 39, купцов - 8, привилегированных граждан - 4, мещан - 18, казаков - 1, иностранцев - 1, других -6.
Не слишком менялся социальный состав учащихся и в дальнейшем.
Так, в 1856 году все 210 учащихся гимназии были детьми дворян и высокопоставленных чиновников.
На 1 января 1878 года из 655 учащихся в гимназии: детей дворян и чиновников- 446, духовного звания – 51, городских сословий – 114, сельских сословий – 26, иностранцев – 18;
по вероисповеданию: православных – 497, католиков – 107, лютеран – 16, евреев – 34, прочих исповеданий - 1.
В 1907-1908 учебном году- учащихся 772 . Из них: православные - 601 , католики - 106, иудеи -45, лютеране-18, один старообрядец и один караим.
Вот как пишет об этом Николай Павлович Полетика, учившийся в гимназии в 1905-1914 годы: «Общее число учащихся в гимназии составляло, в среднем, около 700 человек. Число гимназистов-евреев не превышало 20 человек (трехпроцентная норма). В нашем классе из 35 гимназистов было пять поляков-католиков и три еврея».
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОСТАВ
В гимназии работало 49 человек: директор, инспектор, четыре законоучителя, 24 преподавателя «наук и языков» (трое из них - воспитатели пансиона), преподаватель чистописания и рисования, преподаватель гимнастики, четверо помощников классных наставников, врач, а также еще 11 должностных лиц.
НАКАЗАНИЯ
В гимназии были различные меры наказания.
Вот как описывал Паустовский: «оставление на час или два «без обеда» (иначе говоря, томительное сидение в пустом классе после конца уроков), четверка по поведению и, наконец, вызов родителей к директору. Мы больше всего боялись этой последней кары».
«Никакого телесного наказания в наши времена, конечно, не применялось,-рассказывал Николай Владимирович Тимофеев-Ресовски,- но карцер существовал. Можно было получить карцер на один день, а можно было и на две недели получить.
Это не значит двухнедельная отсидка в карцере, а это значит… карцер означал отсидку в течение трех часов по окончании уроков в карцере. Ежели карцер давался на неделю, то всю неделю каждый день нужно было три часа отсидеть в карцере. Конечно, это была неприятная штука».
Существовали и другие наказания: временное исключение из гимназии, исключение с правом дальнейшего обучения и самое страшное – исключение с «волчьим билетом», без права поступить потом в какую бы то ни было среднюю школу.
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ
Ежедневно в гимназии было четыре урока по 1,5 часа каждый, утром от 8-ми до 11-ти часов и от 2-х до 5-ти часов после обеда; по средам для старших классов - только утром. Таким образом преподавание во всех классах гимназии, за исключением, конечно, воскресных и праздничных дней да еще среды для четырех старших классов, продолжалось шесть часов.
Курс обучения был рассчитан на восемь лет.
В гимназии изучали: закон Божий, помимо русского языка и словесности, языки – древнегреческий и латынь, а также немецкий и французский; из точных дисциплин - математику(алгебра, геометрия и тригонометрия), физику, космографию(астрономия), химию и технологию; из естественно-научных- естествознание, географию и основы сельского хозяйства; а также философию, логику, историю, архитектуру, политэкономию и право, науку о торговле и чистописание.
Сверх того, за особую плату можно было изучать черчение, рисование, музыку и танцы.
Николай Павлович Полетика подчеркивал: «Преподавание велось на русском языке. Попытки некоторых учеников говорить в гимназии на украинском языке быстро пресекались гимназическим начальством. Украинский язык был объявлен языком простонародья, а не интеллигенции».
При этом, отмечал Н.П.Полетика: «Нас старались воспитать людьми. Уважение к человеческому достоинству выражалось даже в том, что к гимназистам приготовительного класса обращались на «вы», «ты» говорилось лишь в порядке близкого знакомства и дружеского расположения. Официальное обращение к нам было — «господа гимназисты»».
Во время большой перемены ученикам раздавали французские булки, черный хлеб и соль, и учащиеся довольствовались этим умеренным завтраком или пополняли его колбасами либо салом, которые покупали у толкавшихся у здания торговок.
Вот как описывал Николай Платонович Забугин: «После двух уроков наступила так называемая «большая перемена»; ученики из классов повалили в коридор, где им раздавали завтрак, состоявший из куска вкусного черного хлеба с солью. Несмотря на столь скромное угощение пансионеры выпрашивали, а иногда даже отнимали у полупансионеров следуемую последним порцию хлеба. Особенно лакомым куском считалась «горбушка», за обладание которой пансионеры вступали в бой. После большой перемены следовали еще два урока, а затем пансионеры отправлялись обедать»
БИБЛИОТЕКА
Книги для библиотеки преобретались у известных киевских книготорговцев: Степана Ивановича Литов, а после у Николая Яковлевича Оглоблина. Кроме того, многочисленные издания были переданы гимназии из южнороссийских, педагогических книжных магазинов и из магазина редакции Киевского народного календаря. Часть книг поступала от дарителей.
Так,в 1912 году около 2 тыс. томов, включавших книги по истории, географии, естествознаню, литературе и философии, передал преподаватель истории Киевской 4-й гимназии Г. В. Васильев.Сама гимназия изданиями книг отмечала юбилеи Н. В. Гоголя, Н. И. Пирогова, а также Троице-Сергиевой лавры.
В 1911 году к столетию гимназии, Комиссия под руководством директора подготовила большое издание в 3 томах большого формата, посвященное юбилею гимназии.
В гимназии были фундаментальная и ученическая библиотеки.
ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА
Фундаментальная библиотека насчитывала более 5 500 наименований книг.
Среди книг были исследования, посвященные биографии и творчеству русских и зарубежных писателей, по истории русской и зарубежной литературы, биографии исторических деятелей, книги по отечественной и мировой истории, истории церкви, географии, этнографии, истории философии, языкознанию, астрономии, естествознанию, биологии, химии и педагогике.
Ценным был раздел, посвященный искусству. Представленные в нем издания представляли историю и развитие искусствоведческих направлений в разные эпохи.
Для того, чтобы преподаватели были в курсе всех новых достижений и в педагогической сфере, библиотека выписывала московские и петербургские журналы: «Вестник Европы», «Педагогический сборник», «Русский вестник» , «Русская школа», «Русская мысль», «Образование», «Вестник воспитания» и другие.
С 1906 года заведовал фундаментальной библиотекой Владимир Фаддеевич Субоч. Он не только провел в библиотеке огромную работу по систематизации фонда, но и подготовил к печати «Каталог книг фундаментальной библиотеки гимназии». Изданный им в 1913 году каталог содержал описания 1714 названий книг и периодических изданий.
Библиотека УЧЕНИЧЕСКАЯ разделялась на два отдела - старшего и младшего возраста.
На 1 января 1911 г. в ученической библиотеке для старшего возраста, было 1816 книжных томов, часть книг - в нескольких экземплярах. К началу 1912 г. в отделе для старшеклассников было 27 книг по богословию, 47 - по философским наукам, 113 - по естествознанию, 191 - по русской истории, 183 - по всеобщей литературе, 49 - по истории всеобщей литературы. Наиболее многочисленными были собрания по русской литературе (466 томов) и истории русской литературы (233 тома). Раздел «Естествознание» содержал книги по ботанике, зоологии, энтомологии, минералогии.
В разделе художественной литературы, кроме русских авторов, было представлено более 150 книг на иностранных языках.
Большое колличество книг было на польском языке. Так, кроме польской художественной литературы и по истории Польши, имелись книги на польском языке по педагогике, филологии, государственному праву, естественным наукам,в частности учебники другие труды по химии, в том числе выдающегося польского ученого, биолога и химика Анджея Снядецкого (1768-1838)
Что касается польской художественной литературы, то достаточно полно было
представлено творчество писателя, почетного академика Петербургской академии наук(1914) Генриха Сенкевича(1846-1916), правда в русском переводе. При этом в фондах библиотеки находились два разных собрания сочинений писателя - одно 8-томное - петербургско-киевское, второе — 4-томное - московское. Кроме того, отдельным изданием был в библиотеке его знаменитый роман «Камо грядеши», за который он, как известно, получил в 1905 году Нобелевскую премию.
Помимо этого, при старшем отделе был организован физико-математический отдел библиотеки, включавший 296 названий книг (336 томов).
В 1909-1910 годы, когда в гимназии были созданы исторический, географический и естественно-исторический кабинеты, в них были переданы библиотечные фонды соответствующей тематики.
Кроме того, имелись справочные и периодические издания; рукописи; карты и атласы. В частности, имелся «Словарь Академии Российской: в 6-ти частях».
В 1884 году для заведывания каждым отделом был избран библиотекарь. Отделом для старшего возраста руководили Станислав Болеславович Трабша (1902-1909 ) и Александр Брониславович Селиханович (с 1909 г.), а для младшего возраста- в 1897 -1908 годы Павел Николаевич Бодянский.
Книги выдавались гимназистам раз в неделю и должны были быть возвращены в течение двух недель.
В 1909–1910 годы, когда в гимназии были созданы исторический,географический
и естественно-исторический кабинеты, в эти помещения были переданы библиотечные фонды соответствующей тематики. Также был организован физико-математический отдел
библиотеки, включавший 296 названий книг (336 томов).
КАБИНЕТ ФИЗИКИ
Г.Е. Червинский вспоминал : «Физический кабинет в нашей гимназии был оборудован довольно хорошо, но ремонт инструментов и машин производился редко, и многое было испорчено и поломано. На этой почве произошел следующий анекдот: Илия Гаврилович Радкевич, объясняя действие какого-то насоса, не окончил опыта и сказал: «тут испорчено, должна быть еще медная палочка, которая качается вместе с рычагом».
ГИМНАСТИКА
Уроки гимнастики хотя и были предметом не обязательным, но относились к комплексу предметов, направленных на гармоничное физическое и эстетическое развитие.
Гимнастика происходила в зале, а весною, летом и в начале осени - на открытом воздухе.
«Преподаватель Дубинский,- писал в воспоминаниях Николай Петрович Михайлов(1883-?),- разделял гимнастику на пассивную и активную. Пассивная гимнастика состояла в медленном и напряженном движении обеих рук вверх, вниз, в сторону, вперед; наконец, руки держались так «как будто вы ангелы с крыльями». Также, делались упражнения с гирями: ученики младших классов начинали от 1 до 5 фунтов(фунт-450 гр.), а старшие- от 5 до 15 фунтов. Ученики сначала смеялись над гимнастикой, потом увлекались, видя, что сделались крепче и мускулистее, и даже сами приобрели чугунные гирьки в железных лавках, и по утрам упражнялись.»
Кроме того, ученики младших классов упражнялись на качелях и в прыганьи в вышину».
Ученики старших классов прыгали через кобылу и козлы и показывали искусство ловкости на параллельных брусьях.
Василий Никитич Терлецкий(1871-1938) о занятиях гимнастики рассказывал: « Вначале гимнастика в гимназии была по шестам, лестницам и трапециям, а потом ее упразднили и заменили шведской. Было одно время заведено в гимназии фехтование на рапирах, для любителей этого спорта. Помню нашего учителя гимнастики Евгения Николаевича Экстера, фехтовавшего на рапирах с пансионерами старших классов. Я застал еще в гимназическом саду гигантские шаги, но скоро затем их упразднили. Из игр на вольном воздухе остались только кегли и крокет; ну, и, конечно, игра в мяч никогда не переводилась.» Он же вспоминает, как тогда инспектор, а в будущем- директор Третьей гимназии Константин Николаевич Воскресенский (1841 1892) однажды зимой позаботился о том, чтобы «налили на гимназическом дворе ледяной каток» и заказал несколько десятков пар коньков, стальных и деревянных.
«Первая гимназия, - писал Григорий Евгеньевич Червинский,- выгодно отличалась от прочих учебных заведений своим обширным садом, выходившим на три улицы, где мы проводили все переменки, бегали взапуски, играли в мяч, зимой в снежки.Там же были поставлены приборы для гимнастических упражнений; это в значительной степени восполняло наше физическое воспитание в гимнастическом зале».
Другой воспитанник гимназии описал гимназический сад: «В августе, в часы послеобеденной рекреации мы, воспитанники благородного пансиона при гимназии, гуляли в саду. Это было самое приятное время для пансионеров. Старый сад, окруженный массивной чугунной решеткой николаевских времен, имел много уютных и недоступных для воспитательского глаза уголков.Под изгородью тянулись густые кусты сирени, жасмина и желтых акаций».
В начале ХХ века в Киев пришел футбол.Игра настолько понравилась, что при учебных заведениях стали создаваться команды и клубы. Была создана футбольная команда и при гимназии, а в 1911 году из 15 команд, которые составили Киевскую лигу футбола, гимназию представляли две команды.
Надо отметить, что футбольные команды были разбиты на 2 группы. В Первую группу(1-й класс) помимо 1-й гимназии, входили 4-я гимназия, гимназия В.П. Науменко, Немецкое гимнастическое общество и команда студентов политехнического института.
В одной из заметок того времени, находим сообщение: «В 1911 году Киевская лига провела розыгрыш Кубка города по футболу, в котором приняли участие пять команд. Немецкая семья Вешке пожертвовала для победителя кубок из фамильного серебра.
11 октября 1911 года в первом матче первого городского чемпионата встретились «Императорская Александровская гимназия» и «Четвертая гимназия».
Между прочим, историки футбола считают эту дату - началом организованного киевского футбола.
Не могу не сказать несколько слов о Кубке. На этом призе была надпись «Кубок Карла Павловича Вешке для господ спортсменов Киева. Августа 1911 года. » Дело в том, что когда встал вопрос о главном призе турнира, именно предприниматель и владелец торговых предприятий Павел Карлович Вешке передал часть фамильного серебра своей семьи на изготовление специального кубка для переходящего вручения победителям чемпионата Киева, который просуществовал до начала войны 1914 года.Этот красивый приз выполнил ювелир Федосов,
В этом первом городском турнире победила команда студентов политехнического института «Политехники», а Первая или Александровская гимназия заняла почетное 2-е место.
Писатель Константин Паустовский отмечал : «Каждая гимназия считала себя самой выдающейся в Киеве и гордилась футбольным вратарем (тогда их называли еще «голкиперами», а лучший голкипер, по фамилии Шило, учился как раз в нашей гимназии)»
Среди преподавателей гимнастики: Георгий Васильевич Жалковский (1861-1908)и руководитель гимнастического общества «Сокол» в Киеве- Алоизий Францевич Коваржик(1847-?)
Среди выпускников были организаторы и пропагандисты спорта- председатель Киевского олимпийского комитета, председатель Оргкомитета Олимпиады 1913 в Киеве -Александр Константинович Анохин(1882-1920) и вице-председатель Киевского Олимпийского комитета, вице-командор киевского яхт-клуба Евгений Федорович Гарнич-Гарницкий(1862-1936)
МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Значительное место в системе художественных дисциплин в гимназии отводилось музыке и хоровому пению. На эти занятия отводилось четыре раза в неделю по два часа
Первым учителем музыки в гимназии был С. И. Собачкин, который обучал гимназистов игре на скрипке, гитаре и флейте. После прохождения курса у этого преподавателя уроки музыки в гимназии предоставляли капельмейстер городской капеллы Ф. И. Фихтнер, затем К. Бенов, П. Керсновский.
Много внимания уделял развитию музыкального дела в гимназии- учитель древних и новых языков- отличный знаток музыки и хороший пианист КОНСТАНТИН АЛЕКСАНДРОВИЧ ДЕЛЛЕН.
В гимназии было два певчих хора. Выпускник гимназии- фольклорист, музыкальный теоретик и хоровой дирижер, профессор Петербургской консерватории Александр Иванович Рубец(1837-1913) описывал, как пел в хоре, «состоящем из ЛУЧШИХ голосов, выбранных из всех семи классов гимназии».
«Пению учились сначала на слух, а затем по нотам.От регента Ефимовского,-писал А.И.Рубец,- требовалось всегда аккуратное обучение пение в специальные дни два раза в неделю… Он следил за теми, кто пел в хоре, чтобы они не кричали, не спешили, хорошо произносили слова песен, были внимательными к нему, когда он показывал знаками всевозможные оттенки напева».
В гимназии учащиеся обучались игре на фортепиано, скрипке, гитаре, духовых и струнных инструментах и даже был организован оркестр.
О высоком уровне музыкальной подготовки гимназистов свидетельствуют сохранившиеся программы нескольких концертов. Так, в первом, который состоялся 26 января 1913 года, программу составляли фортепианные произведения: Верди-«Письмо парафраз «Риголетто», концерт А.Аренского, прелюдии С.Рахманинова и Ц.Франко; скрипичные концерты Ш.Берио‚ Б.Годара; симфонические произведения П.Чайковского, Ж.Бизе, М.Глинки; в другом - включало исполнение на фортепианно: 2-й и 3-й части «Сонаты до мажор» Л. Бетховена.
Руководили хором и оркестром известные музыканты, преподаватели Киевского музыкального училища или консерватории:ФЕДОР ИВАНОВИЧ ВОЯЧЕК (1857-1934), АФАНАСИЙ ИВАНОВИЧ ЗАВАДСКИЙ (1871-1910), ИОСИФ ЯКОВЛЕВИЧ КОЛЬ(1860-?) ЕВГЕНИЙ АВГУСТОВИЧ РЫБ(1859-1924), ИВАН ФЕДОРОВИЧ ШЕБЕЛИК(1866 -?)
Учителем пения и регентом церковного хора гимназии был ПЛАТОН ФЕДОРОВИЧ КОЖИЧ(1856–1928)
Кроме того, Александр Рубец с теплотой вспоминал гимназического учителя музыки-пианиста и органиста Александра-Августа Францовича Шмидт-де-Берга, которого Рубец в своих воспоминаниях именует Шмитдебергом. «Шмитдеберг,-пишет Рубец,- иногда играл во время обедни в костеле.Мы всегда знали, когда он будет играть на органе, и тоже отправлялись в костел, где наслаждались его дивной игрой»
Немало способствовал улучшению работы гимназического хора- дирижер итальянской оперы в Киеве (1863-1865) Сальватор Сабателли. Больше того, как сообщалось в одном из писем (от 9 декабря 1863 г.) «Г-н Сабателли до сего времени продолжает давать уроки хорового пения по два раза в неделю без всякой платы со стороны приходящих»
Среди учеников гимназии были: оперный певец (бас-кантанте), вокальный педагог и композитор Станислав Иванович Габель(1849-1924); музыкальный критик и композитор Владимир Николаевич Ильин(1891-1974); композитор Борис Николаевич Лятошинский (1894 1968)
Но даже те, кто не стал профессиональным музыкантом, прекрасно разбиралась в музыке и, порою, даже участвовали в домашних концертах или поддерживали музыкантов.
Так, предприниматель, управляющий киевским отделением Волжско-Камского банка,председатель правлений Товариществ нескольких сахарных заводов и страховых компаний Николай Павлович Рузский(1865-1927) - не только сам не плохо играл на виолончели, но и был членом главной дирекции Русского музыкального общества(РМО)и членом дирекции Санкт-Петербургского отделения РМО, содействовал изданию «Русской музыкальной газеты».
НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ БУЛГАКОВ (1898-1983)- двоюродный брат Михаила Булгакова - в октябре 1913 года в письме сестре Надежде, описывал музыкальные занятия, подразумевая, в частности, кузена-тезку: «…мы все трое – Коля, Ваня и я, взяли себе в гимназии балалайки. Коля – бас, я – альт, а Иван – секунду. Но Ваня скоро переменил балалайку на виолончель, на которой думает учиться».
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ
Не менее основательно было поставлено в гимназии и преподавание рисования.
«Ко 2-му классу, занимавшему большую, тоже сквозную залу на 2-м этаже,-пишет один из выпускников,- примыкала большая комната, исключительно назначенная для класса рисования, с высокими столами посредине, снабженными еще выше выдававшимися опорами для рисовальных досок. Здесь рисовали на досках тушевальными карандашами охотники и искусники. И я тоже был в том числе и, помню, с каким удовольствием я срисовывал, а потом растушевывал по контуру головки, уши, ноги, руки…»
В книге «Первая киевская гимназия после реформ 1871 года» можно найти такую заметку о преподавании курса рисования в 1876 году: «Значительная часть учеников (85) обучалась рисованию, которое преподавалось по методу, принятому в Строгановском центральном училище». Имеется в виду сегодняшняя Строгановская академия в Москве, открытая еще в 1825 году.
Среди преподавателей- академики живописи и педагоги: Николай Иванович Мурашко (1844-1909) организоваший и возглавлявшийв Киеве знаменитую Рисовальную школу; Федор Алексеевич Беляев(1836-1864),Владимир Юрьевич Рябчевский(1860- ?), Василий Алексеевич Тренин (1828-1883),Федор Сергеевич Щеголев (1856-?)
Среди художников, получивших начальное образование в гимназии, были: Михаил Васильевич Брянский(1830- 1908),Николай Николаевич Ге (1831-1894);скульптор Пармен Петрович Забелло (1830-1917); брат танцовщика и балетмейстера Сергея Лифаря (1905–1986) Василий Михайлович Лифарь (1904 -1982); театральный художник, иллюстратор и архитектор -Вадим Георгиевич Меллер (1884-1962); Иван Фёдорович Селезнёв(1856-1936) и Леонард Вильгельмович Страшинский(1827–1879)
Кроме того, среди выпускников гимназии были: искусствоведы Сергей Алексеевич Гиляров(1887- 1946) и Всеволод Михайлович Зуммер (1885-1970), художник, один из зачинателей российской мультипликации Вячеслав Вячеславович Левандовский (1897-1962); архитектор Николай Петрович Самонов(1819-1898); театральный режиссёр и художник Леопольд Антонович Сулержицкий(1872-1916), поэт и художник Виктор Васильевич Третьяков(1888-1961).
УРОКИ ТАНЦЕВ
Два раза в неделю по два часа в большом актовом зале под музыку пианино для желающих проводились уроки танцев. «Танцы преподавал учитель,-пишет один из учеников,- фамилии которого теперь не помню. Начинал он учить нас с позиций и на этом очень долго останавливался в низших классах, пока не приучал ноги учеников легко исполнять все позиции, потом уже приступал к танцам».
ТЕАТР
В старших классах преподаватель русского языка и словесности Лаврентий Федорович Батуев организовал драматической кружок в котором с увлечением участвовали Борис Сергеевич Ромашов и Николай Платонович Вакар. Как вспоминал один из выпускников:
«В «Женитьбе» Николая Гоголя Ромашев играл роль Подколесина, а Коля -его друга Кочкорева«.
«Коля (Вакар) с увлечением участвовал в театральных постановках, показывал незаурядные актерские способности, а также как чтец небольших рассказов Чехова»,-
вспоминала его сестра Елизавета Вакар.
Другой воспитанник рассказывал: «Мы ставили «Наталку Полтавку» Котляревского. Спектакль прошел очень удачно. Женские роли – Наталки и ее матери Терпелихи – исполняли мальчики, имеющие хорошие голоса. Непритворно плакали и страдали они, так что вызывали слезы даже у взрослых посетительниц этого спектакля.
В другой раз шла пьеса Мольера «Мнимый больной», исполнявшаяся на французском языке. Мнимого больного играл гимназист Цявловский. Исполнение этой комической роли было в высшей степени правдиво, при этом его французский выговор был прекрасен, и публика все время его хвалила.
Сцену и декорации мы всегда сами устраивали и рисовали.Для этого холсты раскладывались в большом зале на полу и мы, стоя, большими малярными кистями рисовали деревья, хижины, комнаты, улицы и все, что нужно было для пьесы.
В «Наталке Полтавке» задние кулисы, с изображением вида Полтавы, были очень хороши. В пьесе «Мнимый больной» сцена изображала комнату со всеми атрибутами больного: большая кровать с подушками и теплым одеялом, на столе стояли разные медикаменты и весы для взвешивания пилюль, компрессы, которые часто переменялись на голове больного. Цявловский в халате и колпаке, постоянно хватающийся то за бок, то за живот и при этом стонавший, был удивительно комичен».
Среди получивших образование в гимназии были: актер и режиссёр Иван Николаевич Берсенев(Павлищев; 1889- 1951); актёр и куплетист, артист Александринского театра Ипполит Иванович Монахов(1841-1877); артист, автор-исполнитель куплетов и пародий Станислав Францевич Сарматов(1873-1938); артист Иван Платонович Чужой (Кожич;1889-1945)
РУКОПИСНЫЕ ЖУРНАЛЫ
«Многие из нас пробовали свои литературные силы, – писал в воспоминаниях литератор Лев Михайлович Медведев (1865-1904), – В связи с этим находились желающие издавать рукописные журналы. Задору было хоть отбавляй. А порою встречалось и настоящее остроумие.
В 6-м и 7-м классах несколько хорошо писавших сочинения учеников решили издавать [рукописный] журнал «Родная Правда». В этом журнале были всевозможные отделы: сначала передовые статьи, вторая часть – стихотворения, третья часть была посвящена педагогическим статьям.
В дальнейшей жизни в настоящую литературу и журналистику из нас в конце концов пошли не очень многие, но кое-кто пошел»
В 8 классе Николай Зеров с друзьями-одноклассниками: в будущем зоологом, кандидатом биологических наук Николаем Воскресенским (1889-1969), будущим юристом Алексеем Гольденвейзером(1890-1979) и будущим актером и режиссером Иваном Кожичем, взявшим себе творческий псевдоним Чужой (1889-1945) затеял издательство юмористического журнала.
Брат Зерова- Дмитрий так вспоминал об этом: «Назывался журнал «Скучающий осмоклассник»: так авторы остроумно обыграли слово «осмогласник»- сборник богослужебного пения, которое во время церковной службы исполнялось на «восемь гласов». На страницах «Скучающего осмоклассника» помещались «сатирические стихи против гимназических учителей».
«В старших классах, я и некоторые из моих товарищей-пансионеров,- вспоминал В.Н. Терлецкий,- стали испытывать своего рода писательский зуд. Явилось желание у нас издавать свой пансионный журнал. Мы образовали литературный кружок, поставивший себе задачей писать и редактировать свой орган, которому дано было название: «Пансионский Листок». Душою нашего кружка были Валериан Карнаухов - редактор журнала, Константин Радченко- помощник редактора. Осип Фесенко и я писали фельетоны, статьи, заметки . Карнаухов, как недурно рисовавший, придумывал, кроме того, разные виньетки и рисунки. Мы касались, главным образом, крупных и мелких событий пансионской жизни, но затрагивали попутно и всю вообще жизнь нашей гимназии. Но вот, когда вышло уже несколько рукописных номеров «Листка», расходившегося по рукам пансионеров в одном или двух экземплярах, хранившихся обыкновенно у членов нашего кружка, неожиданно ночью был сделан обыск у нас и найденные номера журнала были конфискованы; таким образом, «Листок» прекратил свое существование».
Из тех, «не очень многих, кто пошел в литературу и журналистику», хотя и не были причастны к изданию тех рукописных журналов, были писатели Михаил Афанасьевич Булгаков(1891-1940) и Константин Георгиевич Паустовский(1892-1968); поэт и переводчик Освальд Бурггардт(1891-1947), писавший под псевдонимом Юрий Клен; поэт и переводчик Николай Васильевич Гербель(1827-1883); польский писатель и поэт Ксаверий Оттович Глинка (1890-1957); журналист и детский писатель Николай Григорьевич Еремеев(1877-1941); поэт, литературовед и переводчик Николай Костантинович Зеров (1890-1937);журналист и редактор Владимир Александрович Лазаревский (1897-1953); писатель и литературный критик Сергей Владимирович Пилипенко (1891-1934); драматург Борис Сергеевич Ромашов(1895-1958);поэт, писатель и переводчик Николай Николаевич Ушаков(1899-1973); писатель, журналист, поэт и переводчик Иероним Иеронимович Ясинский (1850-1931)
ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНЫЕ ВЕЧЕРА
В течение учебного года в гимназии устраивали два-три литературно-музыкальных вечера, посвященные кому-то из выдающихся деятелей или историческим событиям на которых выступали хор и оркестр.
Как описывал поэт и прозаик ЛЕВ МИХАЙЛОВИЧ МЕДВЕДЕВ: «Оркестр сыгрывался, а чтецы доводили искусство декламации до последней степени, тщательно вырабатывая и обдумывая произношение каждого слова.
Разнообразно составленная программа вечера, в которую входили чтение, музыка и пение, исполнялась исключительно воспитанниками гимназии.
В числе приглашенных, прежде всего, занимали места родители воспитанников, но, кроме того, посылались пригласительные билеты во все учебные заведения города: мужские и женские гимназии, а также в женский институт»
Проходили такие «вечера» очень оживленно и для гимназии они всегда являлись своего рода праздниками, именинным днем, о котором говорили долго после того, как он уже проходил, поэтому к ним готовились особенно старательно.
Н.П. Михайлов описывал свои впечатления : «Торжественный час вечера. Актовый зал залит светом, масса публики и минута публичного выступления, - все это ужасно волновало нас, участников вечера».
Поскольку самая большая конкуренция была между учениками Первой и Второй гимназий, каждая из гимназий старалась изо всех сил: выбирались самые трудные концерты, необычайно сложные напевы, и маленькая ошибка в пении обсуждалась потом учениками на всевозможные лады, как событие самой первостепенной важности. Каждая гимназия гордилась хорошими чтецами и оркестром.
По окончании литературно-музыкального отделения следовали танцы, потом угощение и снова танцы.Танцевали под аккомпанемент либо оркестра, либо гимназистов, игравших на рояле в две или четыре руки. Среди танцев разрешались: полонез, мазурка, паде-катр,паде-грас и вальс. В начале XX века старшеклассники иногда просили воспитателей разрешить танго, которое тогда считалось слишком фривольным.
ЭКСКУРСИИ
Гимназисты часто посещали выставки и музеи, ездили на экскурсии в пригороды. Это было традицией, даже делом чести для учителей.
В архиве гимназии сохранились отчеты о некоторых экскурсиях.
Так, весною 1903 года классный наставник второго отделения - АЛЕКСАНДР ЛЮДВИГОВИЧ ДЕЛЛЕН водил своих учеников на Аскольдову могилу; преподаватель древних языков и истории - ПАВЕЛ НИКОЛАЕВИЧ БОДЯНСКИЙ –провел 11 экскурсий: в Киево-Печерскую Лавру, к Аскольдовой могиле, к Золотым воротам, в Музей древностей, к Цепному мрсту, в Царский сад. «При обозрении всех этих достопримечательностей, – указывал П.Н.Бодянский, – давались попутно и объяснения исторического содержания».
Преподаватель естествознания и лесоводства в киевском политехническом институте - ВАСИЛИЙ ЯКОВЛЕВИЧ ДОБРОВЛЯНСКИЙ с учениками посещал: ботанический сад университета, Святошинский дачный лес и Голосеевский лес.
«Учитель естественной истории Виктор Петрович Девьен, - воспоминал Александр Рубец,- ввел в обыкновение делать экскурсии и составлять коллекции по зоологии; для этого мы собирали ужей, ящериц, лягушек. Мы ходили по болотам, лазили в воду, чтобы доставать водолюбов и разных жуков, ловили оводов, слепней и других кусающихся насекомых; любители природы из учеников, если хорошо учились, получали в награду книги с чудными рисунками редких бабочек, пчел, шершней».
«Ходили мы с Константином Мойсеевичем Щербиной бывало, на экскурсии, то в Лавру, то в Кирилловский храм на Лукьяновке. Шумно, весело, оживленно. С удовольствием вспоминаю эти прогулки»,- писал Н.П. Михайлов
Филолог и историк специалист по творчеству Н.В.Гоголя - МИТРОФАН ИВАНОВИЧ ТРОСТЯНСКИЙ с учашимися третьего класса совершил двухнедельную экскурсию пароходом, к днепровским порогам.
Учитель математики и физики ВАРСОНОФИЙ НИКОЛАЕВИЧ ИВАНОВ летом 1910 года принимал участие в ученической экскурсии на Балканский полуостров, организованной учебным округом, впечатления от которой были им изложены затем в нескольких статьях, помещенных в «Киевлянине».
Кроме того, гимназия организовывала для учеников дальние поездки в Москву, С-Петербург, Финляндию, Ревель, Ригу и Вильну.
ВЫПУСКНЫЕ ЭКЗАМЕНЫ И ВЫПУСК
«Выпускные экзамены,- писал историк и журналист Николай Павлович Полетика (1896-1988),- всегда проходили в торжественной обстановке, в актовом зале. В экзаменационной комиссии, кроме учителей, участвовал представитель учебного округа, часто присутствовал директор. Учителя и гимназисты были в парадных мундирах. Все это наводило страх и заставляло дрожать даже знающих и смелых.
Устные экзамены начинались в 9 часов утра. Учеников вызывали по алфавиту. Экзамен продолжался без перерыва целый день. Те,которые успели сдать экзамен в первой половине дня, ждали результаты, поскольку Комиссия оглашала оценки после окончания экзамена».
«Испытания для получения аттестата зрелости учеников,- описывал в 1879 году директор гимназии Алексей Фомич Андрияшев,- производились с особою строгостью.На всех почти экзаменах присутствовал помощник попечителя, а на некоторых - окружной инспектор и попечитель, а также профессора киевского университета. На экзамене по Закону Божиему присутствовал епископ, ректор Киевской духовной академии- Михаил Уманский».
К.Паустовский, окончивший гимназию в 1912 году писал: «Все классы были уже распущены на летние каникулы. Только мы приходили в пустую прохладную гимназию. Она будто отдыхала от зимней сутолоки. Шум наших шагов разносился по всем этажам.
В актовом зале, где шли экзамены, окна были распахнуты.
Сочинение мы писали в актовом зале. Каждый сидел за отдельным столиком. Вошел директор. Мы встали. Директор с треском распечатал плотный конверт, вынул из него бумагу с темой сочинения, посланной из учебного округа.
По широкому проходу прогуливались надзиратели. Они поглядывали, чтобы мы не передавали друг другу записок, промокашек и других подозрительных предметов.
На экзамены полагалось приходить в мундирах. Жесткий ворот мундира с серебряным галуном натирал шею. Мы сидели в саду под каштанами в расстегнутых мундирах и ждали своей очереди.».
Экзамены окончились 1 июня, а уже 4 июня в 9 утра в гимназической церкви прошло благодарственное молебствие,а затем, как пишет Н.П.Полетика, «в актовом зале прошло торжественном заседании педагогического совета и нам вручили аттестаты зрелости».
«Экзамены начинались с начала мая, кажется, и тянулись до половины июня, а 22-го всегда был торжественный акт всех казенных учебных заведений – в университете, что было для нас, детей, необычайным празднеством. Помню, с какою торжественностью нас вели туда в парах; как, приведши в университет, на некоторое время удерживали в коридорах, а старик-сторож, сопровождавший нас, чистил каждого щеткою, и только тогда вводили в торжественный зал. Действительно, то было торжество. Прочитывались краткие отчеты, произносились стихотворения и раздавались награды, и в конце народный гимн – пение и оркестр»
«Наконец настал удивительный день,- пишет К.Паустовский,- когда в актовом зале у большого стола, покрытого зеленым сукном, директор роздал нам аттестаты и поздравил каждого с окончанием гимназии.
На следующий день в гимназии был традиционный выпускной бал.Гимназия была ярко освещена. В саду висели разноцветные фонарики. Играл оркестр.»
ПАНСИОНЫ
Для проживания иногородних или малоимущих учеников при гимназии существовали три пансиона, позднее осталось два.
К 1 января 1879 году в пансионе состояло 92 ученика.
Оплата за проживание в пансионе составляла 300 руб, а с обучением музыке- 350 руб в год. Кроме того, пансионер должен был при поступлении принести серебряные большую и маленькую чайную ложки и дюжину салфеток для стола.
«Первый пансион,- описывал А.И. Рубец,- «наиблагороднейший», состоявший из воспитанников богатых родителей, второй пансион, называвшийся «дворянским», потому что там были преимущественно дети помещиков, дворян и чиновников, 3-й пансион - «хуторской», который составляли дети мелкопоместных дворян»
Все пансионы находились в роскошных помещениях.
ПЕРВЫЙ пансион находился недалеко от гимназии в Липках, на углу улиц Графской и Шелковичной.
Построенный в стиле ампир, покрашенный в розово-оранжевый цвет с белыми колоннами и такими же розетками, модульонами и прочими лепными украшениями, он располагался в доме тайного советника,сенатора(с 1853 г.) графа ЯНУША АВГУСТОВИЧА ИЛЬИНСКОГО(1793-1860), который считал себя сложившимся композитором и даже посвятил мессу самому Папе Римскому.
Пансионы находились под непосредственным контролем инспектора и подчинялись директору гимназии.
В 1-м пансионе было 6 комнатных надзирателей и 7-й старший. Каждый из надзирателей дежурил сутки в неделю: в воскресные дни была особая очередь. Все надзиратели обладали хорошим знанием новых иностранных языков, на которых воспитанники обязательно должны были общаться. Каждый день соблюдался по очереди французский и немецкий языки.
В пансионе ежедневно натирались паркетные полы. Кровати, заправленные накрахмаленным чистейшим бельем, были днем зачехлены. В здании имелось пять роялей.
Хороший обед состоял из пяти блюд, к утреннему и вечернему чаю подавались молоко и белый хлеб.
После возвращении из гимназии, двери пансиона закрывались на ключ. Воспитанники могли покидать здание, если за ними приходили лакеи.
В праздничные дни швейцар у парадного входа, облекался в треугольную шляпу и красную перевязь, постукивал с ощущением собственного достоинства золоченой булавой и мог по своему усмотрению «отпускать в краткосрочное увольнение» некоторых «благонадежных» воспитанников.
«Наш пансион,- описывал В.Н. Терлецкий,- был довольно велик, приблизительно в 100 человек. В пансионе было две комнаты для занятий, в которых стояли двумя рядами особые парты, с ящиками для хранения книг и письменных принадлежностей, а у стены, посредине первой, отличавшейся своими большими размерами, стоял воспитательский столик. Кроме того, в пансионе были приемная для гостей с фортепиано и фисгармонией, две спальни, танцовальный зал и библиотека для пансионеров, в которой помещался дежурный воспитатель».
«Спальни для меньших классов,- описывал А.И. Рубец,- находились наверху; во втором этаже были комнаты для приготовления уроков, большой зал с прекрасным паркетным полом и столовая; в нижнем этаже помещались спальни старших – 5-го, 6-го и 7-го классов».
РАСПОРЯДОК ДНЯ
В 5-30- подъем;
«Дядьки при этом ходили и звонили в большой колокол.Некоторые из учеников не хотели вставать, тогда воспитатели стаскивали одеяла».
в 6 часов- все собирались в зал для молитвы.
После молитвы - чай или молоко с булкой;
в 7-30 часов утра звонили, чтобы ученики одевались и шли попарно в здание гимназии.
«В половине девятого,- пишет А.И. Рубец,- звонили, чтобы ученики одевались. Одевание состояло в том, что поверх курток надевали шинели, подбитые уксусом (иначе говорится: ветром), выходили во двор, выстраивались попарно. Являлись надзиратели, пальто у которых тоже было легкое, и поэтому они вели учеников очень быстро, что нам нравилось. Мы входили в гимназию румяные, с блестящими глазами, раздевались в передней и расходились по классам».
в 11-30 - возвращались в пансион и до 12 часов завтракали;
от 5-30 до 7-30 готовили уроки к следующему дню;
«Каждый класс пансиона,- продолжает А.И. Рубец,- имел большую комнату; лампы в то время наливались подсолнечным маслом, которое по вечерам очень тускло горело, а мы, хорошо поевшие, любили подремать над книгами, а иные ученики разнообразили свое приготовление уроков разными шалостями»
от 7-30 до 9-30- занимались по выбору- рисованием, танцами, пением:
в 9 -30 - чай или молоко,
в 9-45 - вечерняя молитва, после которой воспитанники ложились спать.
«Деятельность каждого надзирателя,- продолжает А.И. Рубец,- оканчивалась, когда уводили нас в спальню спать: тогда вступали в свои обязанности старые солдаты - дядьки; которые обходили все спальные комнаты целую ночь напролет; их было на каждый пансион по два человека; они поднимали головы тех, кто свешивал их с подушки, и закрывали одеялом раскрывшихся во сне».
Сюда, конечно, нужно прибавить, что строго соблюдались посты, и по праздникам (а их в православном календаре было достаточно много) воспитанники посещали богослужение.
«Два раза в месяц пансионеры всех трех пансионов,- описывал А.И. Рубец,- должны были мыться в банях, которые помещались во дворе гимназии. Все мы любили баню, были большие охотники париться на самой высокой полке, а иные прямо с полки выходили во двор, катались в снегу и опять парились, и никто из них никогда не болел. »
«На прогулках с воспитателями,- читаем в воспоминаниях В.Н. Терлецкого,- мы обычно проходили всю Большую Владимирскую улицу, от здания нашей гимназии( на б.Шевченко) до Софийского собора и обратно. Петр Семенович Иващенко избирал другой маршрут для прогулок и, таким образом, знакомил нас с топографией Киева. Приходили мы с таких прогулок порядком уставшие, но зато с большим запасом свежих впечатлений».
«Вечерами, после чаю, - продолжает В.Н. Терлецкий,- Петр Семенович Иващенко устраивал литературные чтения в танцовальном зале. Приносили для него воспитательский столик и ставили в зале. Пансионеры располагались на длинных деревянных скамьях со спинками. П.С. садился за свой столик и раскрывал одну из повестей Гоголя: он чудно и бесподобно читал Гоголя. Помню, какой гомерический хохот водворялся у нас в зале во время чтения им «Старосветских помещиков» и «Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»... Когда на масленицу устраивались в нашем пансионе спектакли и готовили к постановке на сцене одну из комедий Гоголя (чаще всего «Ревизора»), то Петр Семенович руководил репетициями и был вообще душою нашего пансионского театра».
«В пансионе нас учили и танцам, и гимнастике (а желающих, за плату, и музыке), но с жизнью мы мало знакомились реально.- писал Владимир Онуфриевич Кудленко,- Вот почему каждый был доволен всяким выходом на время в город, в отпуск или на прогулку, а особенно любили пансионеры, когда их водили в мае месяце рано утром купаться на Днепр».
«Во дворе нашего пансиона была одна большая липовая аллея,- описывал А.И. Рубец,- направо и налево от аллеи находились большие площадки, на которых дети играли в лапту, чехарду, бегали взапуски, играли в пятнашки.
Левая сторона площадки оканчивалась беседкой, густо обсаженной большими липами; в ней летом собирались любители пения и пели разные песни: великорусские, малорусские, польские, с разнообразием оттенков, что иногда выходило очень гармонично и звучно».
Не удивительно, что в последующие годы, вспоминая время, проведенное в гимназии и в пансионе, многие, подобно Цезарию Станиславовичу Ясенскому заявляли: «Жизнь моя в пансионе была счастлива, покойна, и могу справедливо сказать, что она составляет счастливейший период всей моей жизни».
ИСПОЛЬЗОВАНА ИНФОРМАЦИЯ:
1.Андрій Валерійович Нарадько «Благодійність у сфері освіти в Україні (друга половина ХІХ – початок ХХ століть): монографія.» http://reposit.nupp.edu.ua/bitstream/PoltNTU/1281/1/.pdf
2.«Визит "горбоносого короля"» https://mik-kiev.livejournal.com/62944.html
3.«Гимназист Константин Паустовский: становление творческой личности и формирование системы образов»
4.Пазюра Наталка «Невідома «Автобіографія» Миколи Стороженка» http://history.org.ua/JournALL/green/12/55.pdf
5.Аліна Олексіївна Загладько «Фортепіанна компонента у концертному житті Києва 70–80-х років XIX століття(за матеріалами періодики)» 6.Анастасия Подгорная «Как открыть гимназию» :http://lingva.ffl.msu.ru/2020/01/
7.«Киевская Первая гимназия» http://www.famhist.ru/famhist/klasson/kpg.pdf
8.Людмила Лисенко «Бібліотека Київської 1-ї гімназії»https://irbis-nbuv.gov.ua/E_LIB/PDF/er-0004045.pdf
Свидетельство о публикации №222080500150