Чёрный пистолет

Фото из интернета

Весной 45-го или 46-го года в нашем городке появился старьёвщик. Звали его Василий Иванович. Жители дали ему прозвище «Чапай», поскольку он носил не только одинаковое имя, но и отчество, какое было у героя гражданской войны Чапаева. Кроме того, у него были усы точь-в-точь, как у комдива. Вдобавок ко всему Василий Иванович еще имел семилетнего внука по имени Петька.

Летом Чапай с Петькой приезжали на нашу улицу Карла Маркса довольно часто — два или три раза в месяц. Вот и сегодня его скрипучая телега, которую кто-то в честь её хозяина назвал «тачанкой», появилась на пустыре между селом Погореловка и окраиной городка. Весть об этом мгновенно распространилась по улице.
— Чапай с Петькой уже на выгоне, - кричали мальчишки друг другу. — Тащи барахло!

По пыльной улице тачанку медленно тащила тощая старая лошадёнка. Рядом с повозкой важно шагал Василий Иванович, периодически подкручивая и поглаживая свои чапаевские усы. Внук Петька сидел на повозке на сваленном в кучу тряпье, старательно свистел в раскрашенную глиняную свистульку и стучал железкой по старому оцинкованному корыту, оповещая жителей улицы о своем прибытии.

Тачанка остановилась напротив избушки кузнеца Вавикова по прозвищу «Вакула» и Василий Иванович несколько раз довольно громко прокричал:
— Старьё принимаем, барахло покупаем, на леденцы и игрушки меняем!
Хотя никакой необходимости в этом не было. Детвора этот призыв знала назубок, а взрослых тачанка и её хозяин практически не интересовали.

И тут же к повозке побежали мальчишки и девчонки, держа в руках узлы с тряпьём, дырявые кастрюли, погнутые ведра, старую обувь и прочий хлам.
Раньше я со своим барахлом тоже бежал вместе со всеми ребятами, стремясь занять очередь поближе к Чапаю. Но сегодня я шел, не спеша, с достоинством и крепко держал в руке медный примус.

Накануне тётя Катя сказала мне, что после получения зарплаты она купит новый примус, а этот дырявый, из которого стал постоянно вытекать керосин и без конца забивается форсунка, я могу продать старьевщику или обменять у него на хорошую, дорогую игрушку.

Между прочим, я знал, что самой ценной игрушкой у Чапая был маленький чёрный пистолет с бумажными пистонами. Он показывал его нам и даже пару раз стрелял из него, после чего в воздухе оставался какой-то специфический запах, похожий на аромат сгоревшего пороха или вонючей серы. Вот этот пистолет с пистонами я и хотел получить в обмен на примус.

Василий Иванович сел на свою тачанку, попросил ребятишек не толпиться, стать в очередь и начал неторопливый осмотр старья, принесенного детворой.
— Ну и что ты, карапуз, хочешь получить за свой ржавый чайник? – спросил он рыжего пацанёнка Федьку. Тот держал в руках зелёный эмалированный чайник с прогоревшим дном.
— Пистолет с пистонами, - ответил малец.
Василий Иванович засмеялся:
— Нет, пацан… Пистолет стоит очень дорого. За этот чайник я могу тебе дать свистульку или леденец. Идёт?
— Ладно, идет… Давайте петушка на палочке - грустно произнес Федька.

Очередь двигалась быстро. Детвора, отдав старьёвщику принесенное из дому барахло и получив леденец или свистульку, довольная отходила в сторонку.

Подошла моя очередь. Увидев у меня в руке сияющий на солнце примус (накануне я тщательно почистил его мелом) Василий Иванович оживился и сказал мне:
— Ну-ка давай его сюда… Петька, достань из сумки мои очки. Я должен осмотреть этот прибор основательно.

Чапай надел очки. У них вместо одной дужки был шнурок от ботинка, который он намотал на ухо. Открыл на примусе горлышко, куда наливают керосин, посмотрел внутрь, сунул туда палец, а потом долго нюхал его. Попробовал качает ли насос, тщательно осмотрел горелку. Наконец осмотр примуса закончился.

Василий Иванович почесал за ухом, тяжело вздохнул и постукивая пальцем по сверкающим бокам примуса, спросил:
— Ну и что бы ты хотел получить за него?
— Деньги или дорогую игрушку, а не свистульку или петушка на палочке, - сказал я, намекая на пистолет с пистонами.
— Сколько денег?
— Два рубля.
— Таких денег у меня сегодня нет, - сокрушенно покачал головой старьёвщик.
— Давай я дам тебе за него пачку пистонов и пистолет? Он с пистонами как раз и стоит два рубля…
— Согласен, - пролепетал я. У меня от этого предложения Чапая, как в басне Крылова, «от радости в зобу дыханье сперло».

Василий Иванович достал из сумки пистолет, небольшую коробочку с пистонами и подал их мне со словами:
— А ты знаешь, как надо правильно пользоваться пистолетом?
— Да. Я видел, как вы из него стреляли.
— Смотри сюда. Берёшь пистолет… оттягиваешь курок… кладешь вот сюда пистон… вытягиваешь руку и жмешь на спусковой крючок. Понял? – и Чапай выстрелил вверх.

Услышав выстрел, вся детвора тут же снова оказалась около тачанки. Посыпались просьбы:
— Толька, дай подержать пистолет… Дай стрельнуть разок…
Подержать пистолет я давал ребятам и девчонкам, а коробочку с пистонами спрятал в карман. Пожадничал. Если бы каждый из нашей оравы выстрелил хоть один раз, коробочка моя с пистонами стала бы наполовину пустой…
* * *
Воспоминания опубликованы в общественно-политической газете корочанского района Белгородской области "Ясный ключ" №33 (10159) от 18 августа 2022 года


Рецензии
Не поверите, Анатолий Ефимович, но у меня тоже был такой пистолет!
И старьевщиков я застала. Боже, как давно это было! Принимаю сердцем Ваши воспоминания.
С неизменным уважением и благими пожеланиями,

Марина Клименченко   06.09.2023 11:33     Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.