Немного о современной литературе

   Меня всегда смущают соотечественники, которые среди самых любимых литературных авторов называют прежде всего зарубежные имена. И дело даже не в том, что читают они чаще всего не подлинники, то есть не совсем автора, а лишь перевод, пропущенный через посредника-переводчика, и не в том, что за рубежом много или мало талантливых  писателей. Замечаю, что большое число читателей, как мне кажется, скептически относится к современной российской прозе и при этом они не могут отделить гениев от посредственностей, не могут   даже назвать пару-тройку любимых произведений гениальных  Л.Толстого, А. Чехова, И.Тургенева, И. Бунина, М. Горького, М.Шолохова.
  Мне все более кажется, что деградируют и современный российский писатель, и современный читатель. Не буду называть конкретные популярные ныне имена, но то, что они пишут, часто вызывает у меня недоумение и  возмущение. Настолько это далеко от лучших традиций русской литературы, настолько это слабо и художественно, и идейно-нравственно. Лучшие традиции отечественной литературы все более размываются и поглощаются иными ценностями, иными традициями. Более того, в литературный язык лавинообразно проникают иностранные слова, стилистика и даже ненормативная лексика, захлестнувшая сегодня бытовое общение многих, особенно в среде молодёжи. Публикуемые у нас книжные рейтинги продаж убийственны своей пустотой и явной ангажированностью, состоят почти сплошь из иноземных авторов. Пошлые любовные романы, приправленные эротикой, фэнтази, детективы заполонили полки книжных киосков и магазинов.Оказавшись без помощи и опеки государства, издательства идут на поводу самых низменных запросов обывателя. (Дело дошло до того, что появились книги в целлофане с надписями «18+» или «ненормативная лексика».) Полны пошлости наши средства массовой информации, включая радио и телевидение, деградирует кино. Отдельный разговор о том, что творится в «свободном»интернете, в том числе на литературных порталах.

   Я ищу подтверждение своим грустным мыслям и оценкам. Может быть, просто ошибаюсь в своих ощущениях? Читаю книги, газеты, ищу союзников в сети... И вот, наконец, нахожу:

«Наша литература — наша гордость, лучшее, что создано нами как нацией. В ней — вся наша философия, в ней запечатлены великие порывы духа; в этом дивном, сказочно быстро построенном храме по сей день ярко горят умы великой красы и силы, сердца святой чистоты — умы и сердца истинных художников. И все они, правдиво и честно освещая понятое, пережитое ими, говорят: храм русского искусства строен нами при молчаливой помощи народа, народ вдохновлял нас, любите его!
В нашем храме чаще и сильнее, чем в других, возглашалось общечеловеческое, — значение русской литературы признано миром, изумлённым её красотою и силою. Она сумела показать Западу изумительное, неизвестное ему явление — русскую женщину, и только она умеет рассказать о человеке с такою неисчерпаемою, мягкою и страстною любовью матери.

Славная, умная Жорж Занд говорила: "Искусство не такой дар, который мог бы обойтись без широких знаний во всех областях. Надо пожить, поискать, нужно сперва многое переварить, много любить, страдать, не переставая в то же время упорно работать. Прежде чем пустить в ход шпагу, надо основательно научиться фехтовать. Художник, который исключительно художник, бессилен, то есть посредственен, или он вдастся в крайность, то есть безумен".

Посредственности и безумцы — вот два типа современного писателя.

   Момент, переживаемый нашей страною, требует от него больших знаний, энциклопедизма, но писатель, видимо, не чувствует этих требований.
Литература наша — поле, вспаханное великими умами, ещё недавно плодородное, ещё недавно покрытое разнообразными и яркими цветами, — ныне зарастает бурьяном беззаботного невежества, забрасывается клочками цветных бумажек — это обложки французских, английских и немецких книг, это обрывки идей западного мещанства, маленьких идеек, чуждых нам; это даже не "примирение революции с небом", а просто озорство, хулиганское стремление забросать память о прошлом грязью и хламом. Пришёл кто-то чужой, и всё чуждо ему, он пляшет на свежих могилах, ходит по лужам крови, и его жёлтое, больное лицо бесстыдно скалит гнилые зубы. Больной дикарь, он чувствует себя победителем и орёт, орёт, опьянённый радостью при виде людей, которые сегодня слушают его бессвязный крик; эфемерида — он живет шумом и блеском дня, не думая о том, что грозное завтра осудит его, горько и презрительно осмеёт.

Признаком этического упадка в русском обществе является крутой поворот во взглядах на женщину.

Даже имея в виду хронически плохое состояние органа памяти у русских людей, надеюсь, нет надобности напоминать им исторические заслуги русской женщины, её великий социальный труд, её подвиги. Начиная с Марфы Борецкой и Морозовой, кончая женщинами раскольничьих скитов и революционных партий, мы видим перед собою образ эпический.
Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, спокойная готовность жертвовать собою ради торжества своей мечты — вот духовные данные Василисы Премудрой, великолепно и любовно очерченные старыми мастерами образа и слова, а ещё точнее — музою новейшей русской истории.

И вдруг — эта женщина, воистину добрый гений страны, ушла из жизни, исчезла, как призрак; на место её ставят пред нами "кобыл" (прошу заметить, что в этой статье я пользуюсь только теми грубостями, которые были уже употреблены ранее в журналах и газетах последнего времени), наделяют их неутолимою жаждою исключительно половой жизни, различными извращениями в половой сфере, заставляют сниматься нагими, а главным образом — предают на изнасилование.
Последнее удовольствие приняло характер спорта: если А. насиловал одну женщину, Б. — трёх, и если Г. — старушку тётку, Ф. — родную дочь. С поразительною быстротой мещанство, одолевшее писателей, заставило их изнасиловать женщин всех возрастов и во всех степенях родства. Теперь, чтобы избежать повторений, необходимо литераторам обратить свои творческие силы на щук, ворон и жаб, следуя примеру одной из своих групп, которая, будучи понуждаема запросами публики, серьёзно приступила к изучению кошек.
Эта эпидемия порнографии, поразившая мозги наших литераторов, развилась так быстро и в таких грубых формах, что ошеломила честных людей, — не все же они побиты насмерть! — и до сей поры, очевидно, они не могут собраться с силами, чтобы протестовать против грязи, которою усердно пачкают русскую девушку, женщину и мать.»

   Вышеприведенный небольшой отрывок  взят мной из замечательной статьи Максима Горького «Разрушение личности», написанной  им более ста (!) лет назад в 1909 году (по публикации 16-ти томника 1979 года тиражом 600 тыс. (!) экземпляров). Как же актуальны  мысли классика в наше время, как близки мне своей болью за судьбу нашей литературы! Неужели и здесь история повторяется?

Август 2022


Рецензии
С болью в сердце прочитала, Сергей, ваши рассуждения. Пришедший к нам капитализм настолько усиленно пропагандируется СМИ, в том числе и телевидением, что люди(особенно молодёжь) невольно обратили свой взор "забугор". Незнаемое всегда завораживает. Да и школа помогает нежеланию подрастающего поколения познавать "великий русский язык" и отечественную литературу. Сегодня неважно прочтение учащимися произведений классиков. Достаточно познакомится с "кусочком". Ну а если в учебниках "красуется" Солженицын? Комментарии, надеюсь, излишни? Идёт подлинное и намеренное разрушение личности.

Раиса Лунева   10.06.2023 15:43     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик!

Сергей Горцев   13.06.2023 16:11   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.