Тайна великого города. Аристарх Лентулов
«Москва! Пестрая, сказочная, пряничная: залитая солнцем закатным. Никогда так не хороша, как в закатный час: С церквями красными, зелеными, розовыми, с синезвездными куполами. С Страстным монастырем напротив насупившегося Пушкина .Москва- такая, какой ее позже Кандинский увидел…Москва с зелеными бульварами, с тройками «голубчиками», позваниващими бубенцами «Эх, прокачу по первопутку!».
Москва с Замоскворечьем, где тяжелые ворота спозаранку на замок заперты. С великолепными дворцами , где-нибудь на Знаменке, на Тверской, с особняками, в садах утонувших; с запахом яблок зимой, с сайками на соломе, блинами на масленицу. С Татьяниным днем безумным, когда все улицы Гаудеамус поют!
Москва- прежняя, пестрая, своя, своя собственная - и невозвратимо ушедшая...”,- писала актриса и переводчик Татьяна Львовна Щепкина-Куперник в своих воспоминаниях.
Старая Москва уходит в сумрак, пропадают башни, исчезают огни, все сливается в памяти. Другая жизнь вокруг, неисчерпаемая, как этот простор, как этот Великий город, меркнущий в ожидании вечера.
Кто-то из художников, вспоминая прошлые времена, сказал: «Все изменилось, но больше всего изменилась Москва. Когда я вспоминаю улицы моего детства, мне кажется, что все это я видел в кино».
Как я хочу, чтоб строки эти
Забыли, что они слова.
А стали небом, крышей, ветром,
Сырых бульваров дерева.
Кто из нас, друзья мои, не погружался в море минувшего? Кто из нас не ускорял полет времени и не мечтал о будущем? Эти два чувства составляют предмет для размышления во всей жизни человека.
Художники всегда особенно относились к Москве и с удовольствием писали ее. Игорь Грабарь сказал, что за Москвой уже с давних пор установилась слава самого русского из русских городов, а Аполлинарий Васнецов в одном из своих писем написал: «Когда я приехал в Москву, то почувствовал, что приехал домой и больше мне ехать уже некуда…»
Аристарх Лентулов, вернувшись из долгого заграничного путешествия, воскликнул:” Москва! Вот Родина... улицы, улочки! Забавно! Совсем другое. Азиатсткая столица. Шум, крик, гам, трамваи, извозчики, лихачи и... совсем уже Европа- автомобили!”
Изменилась Москва, изменилась главная улица -Тверская...
Яркие вывески модных магазинов “поставщиков Двора Его Величества”, перчаточников Буассонад, мужских портных Бургес и Сара, куаферов и кондитерских исчезли. Нет английского магазина Шанкса и Болина, который славился солидностью... Цветочная торговля была представлена русской фирмой братьев Фоминых. Это в их магазине появился особый сорт голубых роз, поразивший москвичей. Такую розу подарила актриса Московского художественного театра Алиса Коонен Василию Качалову в день премьеры спектакля “Гамлет”, поставленного английским режиссером Гордоном Крэгом...
Ничего этого уже нет. Новые вывески бутиков, салонов, новые имена... Реконструкция улицы в 30- х годах ХХ века совершенно изменила ее облик. Особенно в части, до Тверского бульвара, придав Тверской вид респектабельный, важный... Настоящая главная улица столицы!
Теперь не язык не повернется сказать: «Тверь- в Москву дверь».
И то правда. Ведь по Тверской улице цари торжественно въезжали в Москву на коронацию, в дни празднования военных побед и пр., и улица на их пути украшалась картинами, коврами и цветами. В это время она была застроена уже на всем протяжении дворами вельмож, красивые дома которых выходили большей частью на улицу.
И как не вспомнить слова Александра Сергеевича Пушкина о Москве: « Здесь каждый камень рождает воспоминания прежних лет».
В 1935 году улица получила новое имя- улица Горького. Но по справедливости – она снова Тверская.
Много интересного можно рассказать о Тверской. Например, о знаменитом доме Нирензее, что почти на углу Гнездниковского переулка и Тверской. Дом Нирензее был одним из первых домов “небоскребов” в Москве, и, как будто, перекликался с колокольней Страстного монастыря.
А на пересечении Тверской улицы и бульвара, на Страстной площади, поражал воображение Храм Дмитрия Солунского, который был снесен во время реконструкции архитектором Мордвиновым, автором практически всей нижней части улицы, от Манежа до Тверского бульвара. Теперь мало кто даже из старых москвичей может вспомнить это чудо.
Но удивительный случай! На картине Аристарха Лентулова”Страстная площадь ночью”, которую он написал в 1928 году этот храм сохранен для истории , для нас. Храм как бы светится, переливается любимым тоном художника, “крап-розой”, этой активной с желтоватым оттенком краской, цвета старого золота... А золото, - его резкий, как звук трубы, эксцентричный цвет, его блеск издревле приравнивали к сиянию истины.
Цвет, свет, сила драгоценных камней, что сияли когда-то в окладах икон, в переплетах старинных церковных книг, облачении священнослужителей, не исчезли, не превратились в прах после уничтожения Храма Дмитрия Солунского, а как будто переселились в те уникальные вещи, которые можно видеть в ювелирном магазине, на месте Храма. Это, конечно же, просто фантазия, домысел, но все-таки знаменательно, что не какой-то другой, а именно ювелирный магазин, открыт в этом доме.
Известно, какую таинственную, магическую власть имел над человеком драгоценный камень. Драгоценным камням издревле приписывали врачебные и чудодейственные свойства. В Европе вера в сверхъестественную силу камней развилась в восемнадцатом столетии. В XXI главе Апокалипсиса есть даже названия 12 камней, символизирующих имена двенадцати Апостолов. Камни и золото время не может заставить поблекнуть, и пока они существуют- они знак красоты немеркнущей, почти символ бессмертия.
Впрочем, этот домысел мог родиться от впечатления, которое производят картины Аристарха Лентулова. Своей яркой звучностью, чистотой цвета и динамичностью мазков они напоминают россыпи самоцветов. Это очень видно в его картине, изображающей Храм Василия Блаженного на Васильевском спуске около Красной площади.
На первый взгляд картины Лентулова удивляют какой-то нарочитой экстравагантностью, проникая будто-бы в другой вид искусства- декоративно-прикладной.
Как известно, художник-истолкователь того, что существует. Картины Лентулова – детище своей эпохи, начала ХХ века. Творчество художника поражало даже его единомышленников из общества «Бубновый валет» , а ведь в него входили такие художники как П. Кончаловский, И. Машков, М. Ларионов… Считалось, что слишком большая одаренность даже вредит художнику. Хотя это звучит как парадокс, не правда ли. Тем более, что это было тогда, когда завоевывал свое место в искусстве стиль «Модерн»: вычурность и стилизация форм, прихотливость линий, неожиданное сочетание красок и зрительные эффекты.
Аристарх Лентулов, художник, обладавший большой декоративно-красочной фантазией, в своих картинах иногда сочетал совершенно противоположные по колориту краски, что придавало его картинам особую изысканность.
Александр Бенуа, литератор, художник, писал о Лентулове: « Прекрасный, красочный дар. Нужно ценить его радостный талант. Картины его поют и веселят душу». А режиссер Камерного театра, Александр Таиров, вспоминал о нем :»Он работал, как жил, а жил как работал… Я помню Аристарха молодым, красивым… красивым он был до конца, непримиримым, горячим, бунтующим, каким, по существу, оставался всю жизнь. Он верил, что только одухотворенная гением человека природа, является настоящим произведением искусства, в этом заключалась его философия,в этом заключалось то драгоценное, что проявилось в его живописи, в его жизни и что он оставил нам…».
Отзвуки стиля «Модерн» нашли свое отражение в разных видах искусства: живописном, архитектурном, ювелирном. В каком- то смысле это относится и к архитектурному стилю Тверской улицы, вернее, ее «архитектурных изысков»; по всей улице глаз выхватывает из этой протяженной панорамы фасадов что-то особенно приметное, броское, заставляющее остановиться, вглядеться. Очень разные они, эти дома, по времени постройки, стилю, насыщенности деталями, цвету, материалу. Но эта пестрота и мозаичность архитектуры создает особую непринужденность и теплоту живого облика улицы.
Пиршество красок Лентулова, сияние и блеск драгоценных камней –огней вечерней Москвы. Москвы, о которой всегда с любовью говорил Лентулов- это как знак соединения прошлого и настоящего… предощущение будущего.
Мой друг, есть радость и любовь,
Есть все и будет вновь и вновь,
Хотя в других сердцах, не в наших…
Все будет! Будет поражать воображение, восхищать нарядная праздничная улица Тверская! И картины Аристарха Лентулова будут погружать нас в прекрасное прошлое. И так же и всегда будет светиться вечером на Страстной площади Храм Дмитрия Солунского на картине Лентулова, в нашей памяти.
Все будет, потому, что вечна жизнь!
Свидетельство о публикации №222081201529
всё-таки привет Саше и всей семье.
Ракша Ирина Евгеньевна
Ирина Ракша 11.03.2023 17:53 Заявить о нарушении