Жалость и сочувствие

                - Жалко мне тебя...
                - Слушай, лучше пожалей меня на карту привязанной к телефону!
                (Анекдот)


Жалость и сочувствие. С одной стороны – это вроде как слова синонимы, но на самом деле совершенно разные понятия. Люди порой настолько не осознают этого, что употребляют слово «Сочувствую» с ужасающей безответственностью.

Отличие элементарное. Жалость – это грустинка (чаще всего искренняя, но иногда лицемерная), которая возникает у человека, когда он наблюдает какое-то бедствие у другого. Здесь нет попытки и желания вникнуть в ситуацию, прочувствовать её, попробовать понять, что думает и чувствует страдающий. Чаще всего жалеющий параллельно испытывает такие мысли: «Как здорово, что у меня всё в порядке, не то что у этого бедолаги!». Забавно, но жалость такая штука, которая способна причинить боль человеку, который до неё себя чувствовал вполне отлично, и не нуждался ни в  поддержке, ни в утешении. 
Не знаю, насколько верна этимология утверждающая, что слово «жалость» происходит от слова «жало», то есть, жалеющий жалит, приносит дополнительные страдания, но склонен согласиться. Уж лучше засунул бы свою жалость в одно глубокое место и с каменным лицом прошел мимо.

У сочувствия грусть на второстепенном плане. На первом попытка понять, что чувствует, думает, испытывает человек. Может оказаться, что все не так уж и плохо и по-настоящему сочувствующий это увидит, и поможет страдающему. Сочувствие требует энергетических затрат, оно часто портит настроение сочувствующему.

Никогда не говорите «сочувствую», если не готовы хотя бы побеседовать со страдающим. И тем более никогда не жалейте. Считать, что человек сам виноват в своих бедах – ваше полностью законное право и это не осуждается! А вот сыпать соль на рану – уже преступление!


Рецензии
Спасибо, Максим, что иной раз пробегаешь глазами и мыслями мою литературную рухлядь).Признателен тебе за это.
Теперь о твоём рассуждении про жалость и сочувствие. Глубоко и гуманно рассуждаешь, как всегда. Анализируешь скрупулёзно и даёшь человечеству ценные советы. Однако... Зачем давать людям однозначные повелительные рекомендации-директивы, типа "никогда не делайте того-то и того-то". Зачем? Чтобы прослыть великим гуманистом, думающим о других людях, о всём человечестве? Попытка быть перед кем-то гуру, учителем, пророком не даёт покоя? Зачем человеку показывать колею, когда он торит свой путь? Чтобы было меньше ошибок и шишек на голове?) Я бы поостерёгся так однозначно что-либо советовать другим. А вдруг неадекватно воспримут твои благие советы и как, часто бывает, сделают, руководствуясь ими, себе и другим только хуже.
Теперь о понятии жалость. Как минимум, оно более древнее и глубокое, чем то, о чём ты написал. В семье моих родителей, например, понятие жалость было наивысшим аспектом любви и доброты. В смысле "жалеет, значит, любит, лелеет, голубит, защищает, бережёт". "Отец жалеет своих детей". И т.п. Жалость граничила с тем, чтобы отдать жизнь или всё что у тебя есть тому, кого жалеешь. Это не только сочувствовать, брат, но и большее сопереживание. Конечно, есть и презрительная жалость. Но я говорю сейчас о жалости доброжелательной. Бесспорно, понятия сочувствия, сострадания более односложны и конкретны и я не умаляю их заслуги перед гуманизмом человеколюбия. Это всё сопричастность. Самое глобальное из них это сотворение. В смысле совместное творчество. Только пение и сопение - это о разном))) И тем не менее. Почитай англоязычную википедию про жалость. Может, что-то почерпнёшь ещё.
А что касается жала, то, по-моему, к нему более подходить слово жалоба. Вот то действительно жалит так жалит)))

Руслан Ровный   13.08.2022 06:45     Заявить о нарушении
Ещё мнение и сомнение тоже разные векторы имеют.

Руслан Ровный   13.08.2022 06:46   Заявить о нарушении
Ещё, Макс, ты меня натолкнул на свежие мысли. Мой Исфендиар - герой иранского эпоса, в переводе с персидского – созданный благочестием. А жалость или сочувственная печаль происходит от латинского pietas (этимон также благочестия). А благочестие - это самая главная добродетель древних. Что-то в этом есть... Надо глубоко подумать. Изначально мой Исфендиар - это предатель российской империи князь Павел Хованский, принявший ислам и женившийся на чеченке Айбике. Он отрёкся от Российской империи и ушёл жить в свободную горную Чечню. Словно Аватар, отрёкшийся от земного ради ценностей наави. Но такого рода предательство всех русских ценностей и традиций как-то не выходит из меня, да и как на это посмотрит общественность в нынешних условиях, особенно в связи с СВО на Донбассе. Поэтому перерабатываю сюжет.

Руслан Ровный   13.08.2022 07:08   Заявить о нарушении
Спасибо, Руслан, за твои тактичные и добрые замечания. Отвечаю по порядку.
По поводу моего стремления стать гуру и пророком. Ну да, возможно, внешне так и выглядит, но мне кажется, что у меня такого стремления нет (или уже давно нет). Просто форма такая, надо же каким-то итогом выразить, что я собственно хочу сказать. Если научишь, как можно было бы сделать по-другому, может быть и изменю форму своих изречений.
Многие мне советуют, когда просматривают моё творчество различные источники (особенно Макаров), мол "натянул сову на глобус", "не разбираюсь в определениях, истории". Мол "подтяни матчасть", а затем что-то излагай.
Но я, извиняюсь перед тобой как главным представителем моих читателей, решил здесь быть свободным, беспредельщиком, хулиганом, по-фигу мне на матчасть, источники и пр. Вот как представляю я мир своим детским взглядом, как вижу, так и пишу. Не угадал по источнику и официальному определению, последним же хуже)))
В частности здесь присутствует мой определенный крик души. Я хотел выделить два вида жалости или сочувствия. Одно отрицательное (поскольку эгоистическое и равнодушное), мол мимо бомжа прохожу, поцокал, пожалел, пошел дальше. Другое связано с участием в жизни страдающего, хотя бы в попытке понять, что он чувствует. Вот решил жалость сделать отрицательным определением, а сочувствие положительным.
Надеюсь, кто-то поймет о чем я, а кто-то заморочится на официальных определениях и откуда я что беру. Последним же хуже.

Максим Катеринич   13.08.2022 09:07   Заявить о нарушении
Дорогой мой Друг! Я нисколько тебя ни в чём не упрекаю и понимаю твою линию. Я сам такой же в изложении. Тоже, по сути, "натягиваю сову на глобус". Вон, меня как пресанули по "Вавилонской жрице", мол, чушь написал. И крокодилов, видишь ли, в Ефрате никогда не было и плодов питахайя))) Одна такая знаток меня порвала просто. А ещё по "Духовному наследию Льва Толстого" тоже один Толстовец просто унизил. Ты - молодец! Твои рассуждения искренни и всё равно глубоки. Ещё глубже рассуждать, потеряешь след истины. Ты даёшь уместную, характерную оценку явлению. Ты в своих рассуждениях предлагаешь думать, а это дорогого стоит.

Руслан Ровный   14.08.2022 05:39   Заявить о нарушении
"При глубоком копании теряется след истины" - спасибо за интересную мысль. Возьму на проработку.
Еще раз спасибо!

Максим Катеринич   14.08.2022 10:16   Заявить о нарушении