Живая картина

            ЖИВАЯ   КАРТИНА

     Эту живую картину я с детских лет помню. А дело вот как было.
     С нашей окраины села до школы далеко. Из дому школьники выходили с большим запасом времени, поэтому наши детские приключения происходили по дороге в школу и обратно домой, когда нет рядом родителей и учителей. И хоть они в основном были безобидны, значения их в том возрасте трудно было переоценить. Мы познавали мир! Каждый, конечно, в меру своих природных способностей, видел, а главное сознавал красоту природы в привычных нам местах. Мы ещё многое не умели объяснить, но мы это видели, увиденное откладывалось в памяти. Как мы обычно тогда говорили: «Потом сделаю!» Потом придут знания, чтоб понять происходящее и в этом видимо великая мудрость Природы. Многое познаётся в сравнении. Но материал для сравнения надо накопить, а для этого нужно время, нужно, чтоб удачно сложилась ситуация, настроение и ещё много чего должно было совпасть…
     Так, вот, шла я с соседскими ребятишками в школу. Сокращая путь, мы шли через яры, лесочки, козьими тропами, по пригоркам и берегом реки. Теперь, закрыв глаза, я могла бы мысленно пройти весь этот путь, каждый камень, каждый куст помню. А тогда и мысли такой не было, чтобы всё это запоминать. Как-то оно само собой запоминалось. А в этом помогал мне мой склад характера – тихого наблюдателя за происходящим. Претендующие на лидерство впереди видят то, в чём бы они могли прославиться, быть первыми, лучшими в своей компании. А в результате всего лишь «минута славы» и всё, уже в следующую минуту совершивший забывает об этом. Глаза ищут новый объект, куда бы залезть, через что перепрыгнуть, рискнуть, выделиться перед сверстниками. Мне же этого не нужно было. Я в подобных походах шла замыкающей. Во-первых, я не любила толкаться, оспаривать место. Зачем? Они уйдут, а место останется. Потом хоть целый час стой на нём и рассматривай окрестности, которые торопыги едва ли успеют взглядом окинуть. Зато у замыкающего всегда все и всё перед глазами. Никто не мешает присмотреться и «положить на полочку памяти»…
     В тот день утро было туманным. Мы шли скользкой лесной тропинкой, по мокрой опавшей листве, которая предательски прятала камни и выступающие корни деревьев. Мы оскальзывались и даже падали, но кто в том возрасте обращал внимание на подобные мелочи, дело обычное. Вдруг, кто-то из мальчишек, идущих впереди, увидел ночью свалившееся дерево, которое легло живым мостом, соединяя неровности пригорка. Мальчишки наперегонки побежали вверх, чтобы пройтись по стволу упавшего дерева. Даже девчонки побежали. Я всего лишь остановилась и смотрела на эту детскую суматоху. Почему-то всё, происходящее перед моими глазами, показалось мне как в замедленном кино. Оставаясь на тропинке, смотрела на них снизу вверх.    Поднимающийся туман несколько задержался в верхней части поредевших крон деревьев. Солнечные лучи, пронзая толщу тумана, словно светлым гребнем расчёсывали лес. Бегающие, суетящиеся дети, не замечая того, что они в этот момент находятся в сказочном мире солнечных нитей, что-то кричали, спорили и даже дрались. Но, со стороны, эта живая картина была изумительно прекрасной. Листвой усыпанный лесной пригорок, деревья, достигающие до туманного неба и безупречно ровные световые нити, которые скользят по головам ребятни, а они этого даже не замечают. Им куда интереснее земные дела… Вряд ли они запомнили то упавшее в лесу дерево, а вот мне запомнилась даже каждая ветка лежащего дерева, через которую перешагивали ботинки мальчишек. Мне почему-то почудилось, что это упавшая овца, которая дрыгает беспомощно ногами на скользкой листве, а ей никто не желает помочь, только смеются, прыгают через неё, радуясь тому, что они полны сил и стоят на ногах.
     Много разных мыслей в бешеном вихре пронеслись в моей детской голове, я не завидовала своим сверстникам, а наоборот осуждала их за бессердечность, за мнимую удаль, а больше всего за то, что они, по воле случая, попавшие в сказочный мир, подвержены безумию порыва, не видят того прекрасного, что дарит нам Природа родного края, не верят в земное волшебство, которое несопоставимо велико с той пустяшной выгодой, которую ищет человек.
     На урок мы опоздали. Стояли с опущенными головами перед  классом у дверей и выслушивали колкие слова нашей учительницы. Я, как обычно стояла позади всех, в плену воспоминаний. И если бы можно было ещё задержаться, хоть на несколько минут в этом сказочном лесу, я бы так и стояла на тропинке с широко распахнутыми очами. Двойку за опоздание мне в дневник учительница в тот день не поставила, поскольку на моей одежде не нашла грязных пятен, оторванных пуговиц и ботинки мои были чистые. Просто она не заметила, что я унесла с собой в то утро солнечные нити, пронзающие туман, радость и боль сочувствия к умирающему дереву под визги и хохот моих одноклассников. Только об этом я рискнула рассказать только сейчас…

                ***

     Старый двор, длинная многоярусная сушилка для белья, далее покосившийся турник и такая же перекладина для выбивания ковров. И только в углу двора, засыпанная опавшей листвой детская песочница. Видно, что это дворовое пространство этим летом покрыли свежим асфальтом. Время около одиннадцати. Девочка, лет пяти, в яркой курточке и бежевой шапочке, катается на розовом самокате по густо усыпанной березовой и осиновой листвой площадке. Но катается она только по осеннему ковру, не заезжая на маслянисто-чёрный асфальт. Катается медленно, видимо её задача не скорость, а проехать по листве. Останавливается, собирает листики, выкладывает из них только ей понятный узор, и проезжает по нему туда-сюда.
     К ней подбежала маленькая беленькая собачонка, пытается залезть на подножку самоката. Девочка сердится, но всё же уступает ей и, пятясь назад держится за руль и катает собачку. Неожиданно падает, опрокинулся набок и самокат. Девочка готова заплакать. Собачка жалеет её и лижет ей лицо… Они опять начинают играть…

                ***

     Людей многие увлечения привязывают друг к другу. В первом ряду – рукоделие. Человек своими руками создаёт красоту, второй такой в мире нет. Уважение к такому человеку возрастает многократно. А уж разговоры, касающиеся любимого дела, могут длиться до последней минуточки, как только время позволит. А мне с моей знакомой всегда не хватало этого времени и она позвала меня к себе, благо её подъезд был виден с того места, где мы встретились.
     Было это ещё в те времена, когда магазинные полки были пусты и мы, как тогда говорили «делали из копеечной ерунды – конфетку». В ход шли шпагаты, всякие там верёвочки, какие-то вещи распускали на нитки и с этих коротеньких ниточек вязали такие вещи, что у модниц глаза завистью загорались. Что уж там говорить о салфетках, скатертях и накидушках на подушки.
     И, вот, захожу я к В.И. в квартиру. Она понесла сумки на кухню, а мне видно с прихожей через открытую дверь в комнате, между двух кресел стоит круглый столик на одной толстой точёной ноге. Столик небольшой, покрытый белой скатёрочкой, а сверху ещё кружевная скатерка ручной вязки крючком. Очень красивая, с цветочным узором и чередованием разных узоров.
     Я бы может быть и подольше задержала свой взгляд на скатёрке, если бы столик был пуст. Но на нём стоял букет редкозубых садовых астр. Просто цветы поставлены в воду в тяжёлую стеклянную вазу старинной работы. Похоже, формировать букет никто и не пытался. Вот такая непричёсанность создаёт естественный вид и отзывается теплотой в душе. Ведь в природе ничего не растёт понарошку, а как уж вышло, а посмотришь – краше не придумаешь. Но больше всего меня удивило другое украшение. Это здоровенный, толстый полосатый котище, лежащий на столике, на боку и кончик хвоста свисает и нервно шевелится.
     - Ну, ты посмотри на него! На диване, на креслах ему уже прискучило лежать… Как принесу из сада букет, так он запрыгнет на столик и сидит, носом своим шевелит. Нет, он ни разу вазу не опрокинул, но лежать на столе?.. Васька! Ты что меня позоришь?..
     - Не ругай его, пусть лежит. Он сам достойное украшения столика. Краса-авец! Смотри, как полоски играют при дыхании… А усища какие! Глаза янтарные! Хороший Васька! Хороший…
     Я села на край дивана и издали смотрела на живую картину. Бледно-розовые астры с солнышками  посредине цветка и кот с янтарными глазами. Очень удачное дополнение. А то, что на красивой скатерти? Так кот и есть самое дорогое украшение в доме. Кот и цветы! Нарочно не придумаешь, само так получилось…

                ***

     Осень, как и всё живое на земле, подвержено настроению. Она не всегда яркая и праздничная. И если не нарушать мною придуманное правило и считать каждый клочок земли благословенным и, только я виновата в том, что не сумела найти на нём нечто привлекательное, то случайно открывшийся передо мной пейзаж, так, на первый взгляд, восторгов не вызывает.
     Тихая, равнинная речка. Пожелтевшие безжизненные камыши всё ещё стоят в воде вдоль берега. Скажу прямо: незавидная участь у этих растений. Тёплая или холодная вода в речке, а то и вовсе в лёд стебли закуёт, даже прилечь, как другие растения поздней осенью они не могут. Умирают стоя. Не деревья, но всё же…
     За камышами разные по цвету берёзы, как старушки, сидящие на скамейке у подъезда, такие же задумчивые и молчаливые. Вдоль излучины реки – тонкие, высокие сосны с зелёными шапками вверху и оголённым стволом до самого низу. Тоже странно, ведь не могло же дерево вырасти без веток. Значит, они там были, но почему не сохранились? Вот они тайны, которые можно найти в каждом дереве. А это уже упрёк тем, кто посмеет сказать, дескать «ничего интересного там нет». Есть, как в той речной воде, которая зеркально отражает позолоту берёз. А что скрывается под этим зеркалом? Наверняка там, в глубине реки своя жизнь, о которой река не спешит рассказывать тем, кто родился и вырос на суше. Именно река хранит тайну, где раки зимуют…
     А вот молоденькие тополи выросли среди камышей. Тоже интересно, что заставило их, вырасти на мокром месте?
     Вот, ветерок пролетел над водной гладью, задев крылом отзывчивое зеркало, и пошла рябь по воде, закачались, ожили отражения. Глядя на всё это действо, у меня даже голова закружилась, словно я стою среди них, а не на твёрдой земле. Даже сердце к горлу подкатило… Пришлось взгляд отвести и поискать место, где бы можно было сесть и передохнуть.

                ***

     Начало октября, выпал первый снег. Непривычно. Вроде бы всё так и не так. Сразу всё чисто стало, я бы даже сказала – стерильно чисто. Очень захотелось выйти на улицу. Вышла. Пошла, пошла, просто, без всякой цели. Вроде, как несерьёзный поступок. Тут же отмахнулась от этой мысли. (Я всю жизнь старалась поступать правильно, а теперь уже и не знаю в какой стороне это «правильно». Думаю, что будет невелик грех, если свои действия немного разбавлю легкомыслием…)
     Перешла дорогу, вошла в лесок. Сразу бросились в глаза подростки-сосенки, ёлочки и лиственницы. Если на хвойных деревьях, на ветках снежок лежит, то на пожелтевшей лиственнице, кроме поредевших мягких расчёсок хвои прямо таки ни снежинки не задержалось.
     Солнце выглянуло в просветы между деревьями. На снегу появились жёлтые пятна. И опять лесное чудо. Солнце равнодушно к тем деревьям, у которых зелёная хвоя или вовсе безлистым деревьям. Его лучи ярко осветили те, где ещё задержалась листва. Мои две лиственницы вовсе принцессами стояли. И это их солнечный час!

                ***

     Каждый раз, когда за окнами гроза, проливной дождь превратил двор в пузырящееся озеро, меня какая-то неведомая сила заставляет подойти к окну. И почему-то, в глубине сознания мне хочется увидеть там, запомнившуюся с детства живую картину: лежащий на боку велосипед и зелёный с белой полоской по краю, раскрытый и тоже лежащий на боку зонтик. Вода доходила до самого металлического стержня и он, тот, который должен защищать от дождя, теперь сам лежит поверженный, как фигура на шахматной доске. Велосипед, железный верный конь хозяина, должен был вынести своего седока из поля боя, сам теперь нуждается в чьей-то помощи. Но, к сожалению, жизнь, это не бесплатное кино. Самые запоминающиеся моменты нельзя повторить. Теперь, велосипед и зонтик – обычные повседневные вещи. А тогда, в пятидесятые годы – это были предметы нашей мечты…

                ***


Рецензии
Изумительно душевно и красиво!

Виктор Болгов -Железногорский   22.08.2022 17:20     Заявить о нарушении
Почему я пишу воспоминания? Да потому, что я тогда это видела, чувствовала, но ещё выразить не могла, да и насмешками бы меня мои сверстники довели бы до слёз. А теперь... мне уже поздно бояться. Вот и спешу сказать то, что всю жизнь хотела сказать.
Спасибо за понимание!!!

Анна Боднарук   22.08.2022 18:39   Заявить о нарушении