Отца проводили на фронт

   «Мама будет плакать, слёзы проливать. Папа поедет на фронт воевать...», – строки давно забытой песни, которую мы пели в детстве. Военные действия в Донбассе навеяли мне воспоминания о том, как мы с мамой провожали папу на фронт.

   Когда началась Великая Отечественная война, мне было от роду месяц и два дня. Мы жили на Алтае. Папа Павел Степанович и мама Екатерина Михайловна работали в Паутовской МТС шоферами. Там было всего две новых полуторки. Урожай с полей родители отвозили в Быстроистокское «Заготзерно» до сентября 1941 года. Папа был хорошим механиком. Со всего Алтая, как рассказывала мама, притаскивали поломанные машины в МТС, он ремонтировал, их сразу  же отправляли на фронт. У него была бронь, и лишь в сентябре мы с мамой поехали провожать его на фронт, на последней отремонтированной им полуторке.

   21 км колёса полуторки катили по неровной поверхности просёлочной дороги от села Паутово до Быстрого Истока. Помню, как лежала на коленях мамы, завёрнутая в детское одеяло. Когда заворочалась и заплакала, она покормила грудью. Машина подпрыгивала на ухабах. Мама взяла меня на руки, так как лицо было открытое, я увидела в окно кабины пожелтевшие кусты. Они быстро проносились мимо. Повернув голову в другую сторону, увидела мужчину. Он держал в руках руль. Это был мой папа. И вот, машину сильно тряхнуло, я заплакала. Мама положила меня на колени и прикрыла лицо кончиком простынки.

   Проснулась от резкого толчка. Машина остановилась. Слышно было, как дверь кабины закрылась. Папа вышел  и долго не возвращался.  Будучи уже взрослой, я спросила у мамы: «Куда мы заезжали в Быстром Истоке, когда папу провожали на фронт?».

   - В райвоенкомат. Ему выдали там направление на Тихоокеанский флот. Он должен был ехать на Дальний Восток. Как ты смогла запомнить это? Ведь тебе было всего четыре месяца!

   – Я всё помню. Слушай! Когда мы  приехали на пристань, папа высадил нас на берегу. Ты убрала с моего лица простынку, и я увидела буксир, паром и полуторку. Она заезжала по деревянному настилу на паром. Там уже стояли другие машины, и ещё несколько мужчин ожидали отправления. Вскоре папа вернулся к нам. Вы разговаривали всего-то пару минут.

 – Павел! Отправляемся уже. Ты и так задержался. Прощайся! – донеслось с парома. Папа схватил нас в охапку, прижал к себе и быстро зашагал к парому.
    – Береги Алю! Сбереги дочь! – неслось с отходящего от берега судна. Буксир тянул его по Оби в город Бийск.

Я рассказала маме о проводах отца на фронт, потом нарисовала место, куда он  поставил полуторку на пароме. Она была крайне удивлена: «Как ты это могла запомнить в четыре месяца от роду?!».

   Думаю, что это моя зрительная память отложила разные ситуации в подсознание. Спустя многие годы, они  всплывают из её глубин, не дают мне забыть отца, Павла Степановича Иванова.

Фото из Интернета. В 1942 году моряков-тихоокеанцев отправили на Чёрное море. Папа был механиком в БЧ-5 на лидере эскадренных миноносцев "Ташкент".


Рецензии
Это что-то из невероятного чтобы четырёхмесячный ребёнок мог помнить.
Ужасно, что опять всё повторяется.

Алёна58   08.06.2023 21:46     Заявить о нарушении
Алёна, спасибо за прочтение и отклик. Вижу картинками события, как бы со стороны. Многое всплывает в памяти. Мне 82 года.

Алифтина Павловна Попова   09.06.2023 03:59   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.