Блок. Как тяжело ходить среди людей... Прочтение
Там человек сгорел.
Фет
Как тяжело ходить среди людей
И притворяться непогибшим,
И об игре трагической страстей
Повествовать еще не жившим.
И, вглядываясь в свой ночной кошмар,
Строй находить в нестройном вихре чувства,
Чтобы по бледным заревам искусства
Узнали жизни гибельный пожар!
10 мая 1910
« – вглядываясь в свой ночной кошмар // Строй находить в нестройном вихре чувства» – сравните: «К Музе»:
« …зачем на рассвете,
В час, когда уже не было сил,
Не погиб я, но лик твой заметил
И твоих утешений просил?
29 декабря 1912»
Тоже кошмар и тоже попытка, “вглядевшись” в него, попросить “утешений” Музы, то есть заслонить ночной ужас написанием о нем стихотворения.
« – …ходить среди людей // И притворяться непогибшим» – совершенно непонятно, в какой реальности происходит всё это: это он в ночном кошмаре ходит среди “людей” – помните Диогена который среди белого дня с факелом бродил по Афинам в поисках человека? Или бродит по своему «всемирному граду»? Или, вырвавшись из «лиловых сумерек» его «подземных троп», где он ходил «…один, утратив правый путь…// Средь ужасов и мраков потонуть» (Песнь Ада), теперь почти с оторопью смотрит на живых в реальном Санкт-Петербурге?
А “люди” – это те самые, которые в «паноптикуме печальном»:
«Она лежит в гробу стеклянном,
И не мертва и не жива,
А люди шепчут неустанно
О ней бесстыдные слова…
16 декабря 1907»
Те самые, которые у Северного Моря:
«Что' сделали из берега морского
Гуляющие модницы и франты?
Наставили столов, дымят, жуют,
Пьют лимонад. Потом бредут по пляжу,
Угрюмо хохоча и заражая
Соленый воздух сплетнями…
Сестрорецкий курорт»
Чуть ли не впервые столкнулся он с такими ещё страшной осенью 902-ого года, перед самым объяснением с Любовью Дмитриевной, когда был на грани самоубийства:
«…На всем уловил печать.
По улице ходят тени,
Не пойму — живут, или спят…
Прильнув к церковной ступени,
Боюсь оглянуться назад.
Кладут мне на плечи руки,
Но я не помню имен...
5 ноября 1902»
Впрочем, на счет “впервые”… Ещё после первого дня в гимназии, его мать спросила: и как там? – он ответил: «Люди».
Судя по черновикам, первоначально о своем ночном кошмаре герой стихотворения рассказывает не вообще граду и миру, а молодой («еще не жившей») женщине. Причем, не после “пробуждения”, вспоминая его, а в самом процессе – «вглядываясь» в него, как в основном тексте или его «хладно созерцая», как в черновиках.
А.А. Блок. «Полное собрании сочинений и писем в двадцати томах. ДРУГИЕ РЕДАКЦИИ И ВАРИАНТЫ»:
«
Черновые наброски в ЗК30 (ЧН ЗК30) [Черновые Наброски Записной Книжки №30]:
Как тяжело ходить среди людей
И притворяться непогибшим.
[Ты]
Чтобы по бледным заревам искусства
Узнали(4) жизни гибельный пожар.
(4) – Было начато: Узнала
5
б. И хладно созерцать ночной кошмар,
»
О том же адресате стихотворения (молодая женщина) намекает и эпиграф. Напомню, что эпиграф у Блока – это не выжимка сути, а ссылка на первоначальную сцену, на ту печку, от которой следует начать танец смыслов.
Приведу полный текст стихотворения Фета:
«
Когда читала ты мучительные строки,
Где сердца звучный пыл сиянье льет кругом
И страсти роковой вздымаются потоки, —
Не вспомнила ль о чем?
Я верить не хочу! Когда в степи, как диво,
В полночной темноте безвременно горя,
Вдали перед тобой прозрачно и красиво
Вставала вдруг заря.
И в эту красоту невольно взор тянуло,
В тот величавый блеск за темный весь предел, —
Ужель ничто тебе в то время не шепнуло:
Там человек сгорел!
15 февраля 1887
»
И тогда его «хождение» – это неотъемлемая часть кошмара. Это не он – уже мертвый, это они – еще не погибшие, про будущие «кошмары» которых он всё знает: вот эту – задавит в обезумевшей толпе перед последним отходящим из Крыма пароходом, этот – зарежет свою большевичку-жену, а эта, хохочущая «хохлушка», «первая любовница», потеряв всё и всех, нищей умрёт в психбольнице, и в полЕ её грязной исподней сорочки найдут пришитую к ней пачку его юношеских писем, перевязанных тусклой, когда-то розовой, ленточкой…
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
По воспоминаниям Э. Герштейн, О.Э. Мандельштам назвал стихотворение "самым гениальным стихотворением Блока" (Герштейн Э. Новое о Мандельштаме // Наше наследие. 1989. № 5. С. 110).
»
… а этот умрет от истощения у лагерного костра, хрипя перед смертью строфами из сонетов Петрарки.
Свидетельство о публикации №222081600842