М. П. Чехов - Золотое детство

«ЗОЛОТОЕ ДЕТСТВО»

 До революции в России насчитывалось около 300 детских и юношеских журналов. Одни из них выходили длительное время, другие прекращали свое существование на первом же номере. Из этого числа выгодно выделялся журнал «Золотое детство», выходивший в Петербурге в 1907 - 1917 годах. Адресованный мальчикам и девочкам от семи до двенадцати лет, он был очень любим юными читателями. Содержание его номеров поражает разнообразием. Тут повести, рассказы, сказки, басни, стихотворения, описания путешествий, биографии знаменитых людей, статьи о животных, птицах, насекомых и растений. Кроме того, в каждом из номеров были загадки, шарады, ребусы, головоломки. Перед юными читателями открывалась широта и прелесть окружающего мира.   
 Следует сказать о постоянных авторах «Золотого детства». Стихи в нем за редким исключением печатали два автора, подписывавшиеся псевдонимами Ирис и Кузнечик. В разделе прозы сотрудничали восемь человек, причем у каждого из которых был свой жанр. Так, М. Богемский и М. Бем-ский были авторами приключенческих повестей. Рассказы из жизни животных разных стран писал С. Вершинин. Увлекательные новеллы сочинял К. Треплев. Под небольшими заметками стояли подписи М. П., М. Ч., К.Тр.
 Согласитесь, некоторые фамилии кажутся знакомыми и напоминают о персонажах произведений А.П. Чехова. И это неудивительно - за всеми этими псевдонимами и инициалами скрывался один человек - Михаил Павлович Чехов - младший брат великого писателя. Он был единственным автором всех печатавшихся в журнале произведений - и больших, и мелких.
Все двести сорок номеров «Золотого детства» были созданы авторским коллективом, состоявшего из одного человека.
 Следует отметить, что Михаил Павлович был не только поэтом, прозаиком, новеллистом и очеркистом, но и переводчиком. Почти в каждом номере журнала был перевод из французского или английского издания. Предполагается, что анонимный перевод «Алисы в стране чудес» Льюиса Кэррола, вышедший в 1913 году, принадлежит Чехову.
 Добрый и отзывчивый, обладающий большой энергией и чувством юмора, хорошо представляющий юного читателя, Михаил Павлович сделал великолепное иллюстрированное издание. Эти качества помогли правильно выбрать основное направление журнала - природоведческое. «Золотое детство» становится помощником родителей в воспитании детей, зарождает интерес к природе, учит их осмысленному отношению к окружающей жизни, чтение одновременно заменяло ребенку и игрушку, и становилось умным и полезным развлечением.         
Каждый номер журнала иллюстрировался великолепными гравюрами.
Большие картины, занимавшие целый журнальный лист, становились украшением детской. Помимо них, в каждом из номеров были занимательные рисунки.
 Нельзя не сказать о многочисленных приложениях - играх, забавных игрушках, моделях и макетах - домики, мебель, экипажи и др., которые дети должны были изготовить сами с помощью ножниц и клея под наблюдением взрослых.
 Регулярно выходивший два раза в месяц на протяжении десяти лет, по содержанию и изящной внешности журнал «Золотое детство» по праву считался одним из лучших детских изданий того времени.      
«Золотое детство» выходило десять лет, у него была своя читательская аудитория. Современники удивлялись огромной трудоспособности, выносливости и изобретательности Михаила Павловича, издававшего журнал самыми минимальными средствами. Чехов выступал в нём как единственный автор.
 Следует отметить хороший подбор интересных и занимательных гравюр и рисунков. Название гравюр - первое, на что обращает внимание читатель, они ёмкие, краткие, броские и удивительно «живые»: «Мореплаватели», «Спасение утопающей куклы», «Маленький найденыш», «С визитом», «В бурю», «Мама, проснись» и другие. Нельзя не вспомнить помещаемые в журнале шутки и ребусы, которые способствовали расширению кругозора и формированию чувства гармонии и красоты.
 Существовал в журнале раздел «Верные решения прислали». Его содержание говорило о круге юных читателей, фамилии и имена которых печатались на последней странице.. В рубрике «Головоломки» были вопросы и верные ответы, основанные на каламбурах и омонимах: «Почему люди рискуют? Рис не куют, а выращивают»; «Чем похожи и отличаются огонь и озорной мальчишка? Огонь сначала высекают, а потом раскладывают, а озорника сначала раскладывают, а потом высекают».
 Жизнь юных читателей освещала радость ожидания новых встреч с журналом, выходившего два раза в месяц, приносивших хорошее настроение, веселость и доброжелательность.
 Последние номера журнала выпущены в 1917 году. Издание, видимо, было прекращено из-за трудностей, вызванных войной, связанных с повышением цен на бумагу и типографские работы.
 Издание журнала «Золотое детство» не стало для семьи Чеховых «золотым дном» в финансовом отношении, что отмечали и современники, но для юных читателей это был настоящий клад знаний и духовных ценностей.


Рецензии
Прекрасно. Достойные братья.

Николай Киселев-Полянский   16.11.2022 20:24     Заявить о нарушении