Почему так ценятся письма моряков?

Из книги "Энциклопедия морских суеверий" Автор - Каланов Николай
http://kalanov.ru/
До появления радиосвязи и интернета, многие века у моряков существовала своя - «морская» почта. Она работала так. Моряки передавали свои письма через встречные суда, или оставляли их в специальных местах в портовых тавернах, в надежде что-то кто-то из моряков передаст эту весточку в родной порт.
На конвертах таких писем писались специальные надписи–обереги. Чаще всего это были аббревиатуры, то есть слова, образованные сокращением слова или словосочетания и читаемое по алфавитному названию начальных букв. Большинство из таких аббревиатур составлялись из известных религиозных латинских выражений или распространённых фраз. Таким образом авторы писем просили у Бога благословения на перевозку письма на судне и удачи в получение его адресатом в порту назначения.
Примечательно, что многие моряки не умели читать, но точно знали, что обозначают зашифрованные в буквах послание, и это уже являлось для них некой «картинкой-сообщением», которая служила защитой этого письма.
Парусники часто не заходили в нужный порт. Случалось, что погибали или исчезали вместе с матросами, грузом и корабельной почтой.  Чтобы иметь большую вероятность получения писем адресатом, они писались в нескольких экземплярах и в портах отдавались для перевозки на разные корабли.  Поэтому, было вполне естественно и разумно, что авторы писем просили у Бога благословения на перевозку письма на небезопасном судне.
Вот несколько таких «колдовских» надписей-оберегов. Эти  сокращения, заимствованы из латинского языка:  CDA (Cum Deus Adveniat) -  с божьей помощью, QDC (Quem Deus Conservat)  - Кого хранит Бог, CDC (Cum Dei Currat (Conservat) – кого Бог сохраняет( Боже храни!).
Чаще всего эту «просьбу» писали в левом нижнем углу конверта.
В 17 веке английском флоте распространённой практикой было передача писем лично через капитана судна или передача их в специальной сумке, передаваемой капитаном в нужный адрес-порт. За это капитан получал «один пенни» от отправителя или получателя, что оформлялось государственной почтой как «капитанское вознаграждение». Однако, многие капитаны с большой неохотой занимались такими почтовыми услугами. Некоторые из них считали это обузой, а кто-то, из более суеверных считал это неким испытанием судьбы, так как его судно само могло не дойти до нужного порта. Большинство же считало, что один пенни за письмо, это настолько оскорбительно малая сумма – типа «чаевые» от госказны, что не стоит возиться с такой «мелочью и обузой». Поэтому предполагается, что только десятая часть писем доходила до адресата. В настоящее время конверты с такими надписями считаются большой коллекционной ценностью у сигиллатистов (коллекционеров художественных почтовых конвертов с изображениями, нарисованными или отпечатанными прямо на конверте).
http://gorizont.moscow/kalanov-nikolaj-aleksandrovich


Рецензии