Перед человечеством в ответе

Льву Ивановичу Ошанину 110 лет (30.05.1912-30.12.1996)

Люди, я хочу разговаривать с вами
Незабормоченными словами,
Неукороченными словами –
Полновесными, добрыми, большими словами
Я хочу разговаривать с вами.
Лев Ошанин

Поэту Льву Ивановичу Ошанину, патриарху советской поэзии, педагогу Литинститута, было 76 лет, когда он написал в предисловии к своему сборнику, названному «Только лирика»:

«В 1987 году в издательстве «Художественная литература» у меня вышла книга «Баллады», а в издательстве «Музыка» выходит книга песен.
Здесь только лирика.
Иногда спрашивают: всё ли, что ты пишешь о любви от первого лица, было лично с тобой? Не всё, но многое. Иногда от первого лица удобнее и убедительнее рассказать о том, что ты подглядел или угадал в отношениях других людей. Нередко ложатся на бумагу ощущения несвершившегося, желанного. Но я прожил большую жизнь, в ней было много счастливого и горького. И, оглядываясь, не хочу ничего утаивать или смягчать…
В этой книге вся моя жизнь, с её дорогами, встречами и любовью».

Вся жизнь поэта Льва Ошанина уместилась в семидесяти с лишком поэтических книжках, изданных и переизданных в разных издательствах.

Самая краткая энциклопедическая справка сообщает о его биографии следующие данные.

Поэт родился в городе Рыбинске  на Волге Ярославской области, 17 (30) мая 1912 года. Печатался с 1930 года, тогда была опубликована его повесть «Этажи»,  о школе и школьниках. Публиковал в газетах и журналах стихи. Учился в Литинституте имени М.Горького в 1936-1939 годах.
Начало войны застало его в Приморье, куда он был командирован для оказания помощи ансамблю Тихоокеанского флота в подготовке новой программы. В армию его не взяли из-за очень слабого зрения. Однако ему удалось добиться поездок на фронт в качестве журналиста, когда он стал членом Союза писателей. Военная тематика отразилась позднее в таких широко известных песнях, как «Дороги», «Ехал я из Берлина…» и многих других.
 
Лев Ошанин был тончайшим лириком. Ему принадлежат строки, адресованные всем поэтам:
***
Про стариков и про мальчишек,
Хваля естественный порыв,
Мы часто жалостливо пишем,
Что он ушёл недолюбив.

Но нет страшнее оборота,
Когда у гробовой доски
Ты всё испишешь до блевоты
И всё излюбишь до тоски.

Так нет, живи напропалую,
Оставь навек среди живых
Оборванными поцелуи,
Незавершённым лучший стих.

Но огромное количество людей знало и знает его как поэта-песенника.
Основные темы его послевоенных стихов – романтика созидания, борьба за мир. Большое место в его творчестве занимает лирика любовная. Ему принадлежат поэтические сборники «Всегда в пути» (1948), «Дети разных народов» (1950), «Стихи о любви» (1957), «Баллады» (1965), «Сто песен» (1966), «Шёл я сквозь вьюгу…» (1970), «Островитяне» (1972), «Только лирика» (1988) и другие…
К песенному жанру Ошанин обратился ещё перед войной, в конце 30-х годов, и создавал стихи для песен всю жизнь. На них писали музыку известные композиторы Александр Новиков, Александра Пахмутова, Марк Фрадкин и другие. За цикл стихов и песен к фильму «Юность мира» удостоен в 1950 году Государственной (Сталинской) премии. Награждён двумя орденами и медалями.

Если выстроить в один столбик только по строчке из его лучших песен, перед нами откроется как бы краткая история его жизни. И ещё история нашей страны. Среди его книг сборники стихов для песен занимают особое место. Они, благодаря музыке, стали известны миллионам читателей и слушателей, и не только в нашей стране. Потому что Ошанин стал автором слов таких песен, как «Гимн демократической молодёжи мира» (1947) со словами «Дети разных народов, мы мечтою о мире живём!» и припевом «Песню дружбы запевает молодёжь, эту песню не задушишь, не убьёшь!». Или «Гимн международного союза студентов» (1949): «Воля друзей, верных друзей, атомной бомбы и пушек сильней!». Всемирную известность получила песня «Пусть всегда будет солнце», на слова Ошанина, с припевом из стихотворения четырёхлетнего мальчика: «Солнечный круг, небо вокруг – это рисунок мальчишки. Нарисовал он на листке и подписал в уголке: Пусть всегда будет небо…».

Сам поэт так рассказывает о своём пути (1966):
«С детства я жил в музыке. Мать моя преподавала в музыкальной школе, два брата стали певцам, сестра была пианисткой. Один я из всей семьи не выучился играть на рояле: для меня музыка обернулась словами песен».
«Вероятно, нет более странного и более счастливого чувства, чем услышать, как твою песню поют совершенно посторонние тебе люди. Я помню, как впервые, недоумевающий и смущённый, я прошёл несколько кварталов за её исполнителями – солдатами, идущими строем в баню».

«Мне везло. Я встречался со многими своими песнями. А однажды слышал, как одну из них пел на разных языках миллион человек, собравшийся в Берлине на заключительный митинг Третьего Всемирного фестиваля молодёжи. Помню, как я стоял на ступеньках и смотрел на сотни тысяч поднятых рук, подсвеченных факелами и прожекторами. А песня была уже настолько не моя, что кинорежиссёр Иван Пырьев, пробегая мимо, оттолкнул меня и прикрикнул: «Чего мешаешь? Видишь, снимаю!».

Лев Ошанин, вместе с Владимиром Луговским, Семёном Кирсановым, Яковом Хелемским, Леонидом Мартыновым, Ярославом Смеляковым, Павлом Антокольским, Робертом Рождественским и Александром Яшиным был автором идеи и организатором выпуска первого альманаха «День поэзии». В коллективном вступлении к сборнику поэты обращаются к читателям с такими словами:

«День поэзии – это тот же день человека, радующегося утреннему лучу и принимающегося за трудную работу. Как и любой человек, поэзия думает об огромных делах страны, с раздумьем смотрит в будущее, как человек, испытывает все человеческие состояния – и радость, и боль, любовь счастливую и неразделённую, нежность товарищества и жёсткость несогласия с противниками нашей жизни, нашего движения вперёд. День поэзии – это день жизни, в котором должно быть всё – и удача завершённого поиска, и неутолённая ещё жажда.

Наша поэзия всегда противопоставляла себя и эгоистическому самовоспеванию, и казённому одосочинительству. Её эстафета принесена к нам издалека – из времён Радищева, она побывала в руках Пушкина, Некрасова, Блока, она передана нам Маяковским, и она всегда будет подхватываться молодыми и смелыми рукам.
Это поэзия борьбы за всечеловеческое счастье…».
Творческая судьба Льва Ошанина состоялась в полном согласии с таким пониманием поэзии. Он был всегда в пути.

Из лирики Льва Ошанина:
***
Жизнь моя ковыляет между свежих могил.
Я вырастил семь собак и шесть из них схоронил.
Восемь яблонь я посадил, чтоб ветки взлетали ввысь.
Сгорело шесть от мороза, а две не прижились.
Где братья мои – великаны, где мать моя и сестра?
Мои города я вижу сквозь языки костра.
Но если мне в жизни осталось ещё четыре дня –
Никто не заставит в покое дома сидеть меня.
/1987/
***
Принимая мир от стариков,
Нам дающих мудрые уроки,
Авторы сегодняшних стихов,
Мы теперь невольные пророки.
Так же, как за все дела твои,
Родина, за мир на белом свете, –
Мы за все несчастные любви
Перед человечеством в ответе.
/1956-1980/

На надгробии Льва Ивановича Ошанина начертаны слова из его известнейшей песни: «Из далека долго…».


Рецензии
Спасибо, Леонид! Мой любимый поэт-Ошанин. Замечательно и с любовью о нём!

Нина Клинова   12.10.2022 12:56     Заявить о нарушении