По мотивам биографии Марины Цветаевой
Поэзия Марины Цветаевой требует усилия мысли. Её поэмы и стихи, одно из которых почти наизусть запомнилось любителям фильма «С легким паром» нельзя читать и почитывать между делом,- скажет любой исследователь её творчества. Влюбившись в мужа своей сестры, по молодости лет, она сама призналась в своих чувствах, понимая, что ничего взамен не получит.
Её поэтическое творчество счастливым не назовешь. Были утеряны после её самоубийства последние стихи, которые её сын продавал, не понимая их значимость, многие эмигрантские стихи были не опубликованы. Повесть «Сонечка» появилась в России через значительно время.
Трагедия её жизни начинается после революции 1917 года , которую поэтесса не принимает и не понимает. Она просто запуталась, оставшись в голодное время с двумя дочками на руках в хаосе послеоктябрьской России. О том положении, в котором она оказалась весьма красноречиво напишет Волошин в следующих строках: Как в воробьев стреляли по мальчишкам/ Сбиравшим просыпь зерен на путях/И Угличские отроки валялись/С орешками в окоченелой горстке/ Баранина была в продаже-триста/А человечина по сорока/Душа была дешевле мяса/ И матери, зарезавши детей/засаливали впрок. «Сама родила- /Сама и съем. Еще других рожу..».
Родственники мужа просто отказались ей помогать. Бездетная тетка\. Чтобы смотреть за девочками брала с Марины деньги «за постой младшей». Рухнуло все, что имело для неё какое-то значение: муж, оказавшись в стане белой армии , был неизвестно где, окружающим её людям было не до поэзии, но, самое главное, что она осталась без любимого ею творчества и младшей дочери. К тому же обстановка не располагала к сочинениям.
Со стороны все выглядело по-другому. Она плохая мать, что отдала свою младшую дочь в Кунцевский интернат, чтобы та не умерла с голода. Все случилось, как раз наоборот, и в итоге дочь Ирина умерла от голода. Признаться, когда я познакомилась с биографией поэтессы, даже я, не имеющая собственных детей, просто пришла в ужас:
-Как мать могла такое сотворить и можно ли её назвать матерью?
Естественно эти мысли тоже вначале, знакомящихся с её биографией, теребили многих, а я, думая, что намного позднее вопрос, который мы можем окрестить словом детоубийство со временем встал перед христианкой Мариной, и это мучило сознание Марины, которая в трех произведениях затронула тему детоубийства.
Возможно, говорила она о себе, что она плохая мать, но что еще и творческий человек и, находясь в тяжелое голодной время в России ей некогда было думать о своей больной дочери. Так по ночам вначале Марина просто оправдывала себя, а потом память начисто выкинула все воспоминания о дочери. Марина просто забыла об умершей дочери и что было в дальнейшем с умершей, её просто никак не интересовало. Психологи бы назвали такое состояние женщины нарциссизмом. Кроме себя и своей особы Марина никого и ничто не признавала. И в своей жизни, несмотря на большие трудности в любовных отношениях с женщинами, за что её прозвали лесбиянкой и с мужчинами, она была такой какой её создал Бог. 25-летняя Марина, оставленная без средств к существованию, с двумя дочками, лишившись прислуги, без которых просто не мыслила своего быта, к воспитанию детей не готовая, приученная только к интеллектуальному труду, просто находилась на грани нервного срыва. Но не подумайте читатели, что я пытаюсь оправдать её поведение. В своих снах Марина про воскресшую дочь Ирину, вспоминает, как её покойная мать разрешает ей перед отъездом за границу бросить вещи, а сама, как случилось некогда действительности бросает пасынка.
Утверждая своя свою невинность перед возлюбленным, Марина. воспитанная в христианской вере в июне 1920 года писала:
Детоуийцей на суду/Стою-немилая, несмелая/ Я и в аду тебе скажу:/ Мой милый, что тебе я сделала? Тема смерти дочери Ирины Эфрон чаще стала возникать в связи с публикацией архивных материалов. В творчестве Марины Цветаевой она имеет прямое отношение к теме детоубийства в её автобиографическом эссе «Сказка матери», в двух поэмах «На Красном Коне», «Молодец».
Рассуждая о её жизни многие упускают, во- первых, тот факт из её отношений и связях, наполняющих её мозг огромными впечатлениями и чувственными наслаждениями раскрывают содержание её повести «Сонечка», в которой поэтесса искренне и с тревогой за состояние своей души раскрывает историю своих лесбийских отношений. У неё их было две Софьи: Парнок, и Голлидэй. После этих романов о ней заговорили как о новой Сафо. В Париже Марина с Парнок обнималась, целовалась и не скрывала свои страсти. Но та оказалась коварной женщиной и изменила Марине , уйдя от неё к другой женщине, т.е. бросила её не из-за мужчины, а из-за женщины. В феврале 1915 года произошел окончательный разрыв.
Марина вскоре нашла ей замену в лице молодой актрисы. Ей Марина посвятила «Повесть о Сонечке», которая из-за скандальности была опубликована в России только после перестройки, приобретя статус лесбийской иконы и для другого поколения. Интересно, что известная кинорежиссер Рена Литвинова жила в том же доме на Трехпрудном бульваре, где когда-то жила Цветаева. А близкая подруга Ренаты–певица Земфира исполнила символическую песню Цветаевой «Я люблю вас», переложив стихотворение Цветаевой, посвященное Анне Ахматовой. Соседи часто видят парочку на круглом балконе, который пристроила Литвинова.
Вспоминается обида Ивана Бунина, которого не ради мужчины, а ради женщины, его автора знаменитого сборника «Темные аллеи», в котором каждый рассказ о любви и его нюансах просто бросили. Вот он чертыхался по этому поводу. Ему было невдомек, как это могло с ним такое случиться. В их доме супруга была приручена. Он мог в свою спальню ввести женщину и супруга молчала, даже когда так называемая «ученица» Галина Кузнецова стала повязывать на шею умершему Бунину платочек, реакции не последовало. Кажется Бунину принадлежит строчка: -Влюбиться в красивое личико, а жениться на женщине.
Не случайно, знакомые описывали Марину как мальчика с египетской фигуркой. Сама Марина создала идиллическую картину этой любви в стихах:
Как я по вашим узким(пальчикам
Водила сонною щекой,
Как вы меня дразнили(мальчиком,
Как я вам нравилась такой.
Многие до сих пор, я не имею в виду специалистов по творчеству Марины Цветаевой, так и не знают ответа на вопрос. История об этом умалчивает; она сама повесилась или ей помогли. Гвоздь находился на таком расстоянии, что можно было просто его выдернуть. Пригодилась тому, кто это сделал, толстая веревка от посылки Бориса Пастернака, который с ней дружил и долгое время переписывался.
Помнится, когда Марина познала вкус рябиновки, она её потихоньку вытаскивала из буфета до конца выпивала, а потом просто выбрасывала через окно, хотя там мог оказаться кто-то, из тех, кто подметал улицу. Такой своевольной и смелой она была с самого детства. Вторая жена ее отца Цветаева, мать Марины была ученицей известного пианиста и мечтала, чтобы её дочь продолжила бы её дело. Нельзя сказать, что у Марины не было способностей к музыке, но, несмотря на тонкость своего восприятии окружающего мира, она музыку не избрала своим основным занятием. Из-за болезни матери дети учились часто за границей. Марина с детства познала другой европейский мир. Знаменитый грузинский скульптор Зураб Церетели прислал свою скульптуру в виде бронзовой скамейки. Подарок поставили прямо на той аллее, где Марина со своей любимой женщиной постоянно находилась в обнимку, никого не стесняясь. На однойстороне скамейки сидит паж Марина Цветаева с розочкой в руке.
Кажется все было связано с тем, что она рано познала одиночество и чтобы её как-то скрасить стала придумывать для себя мир волшебных слов, превратившись в её воображении в большое полотно слов с чудесными словами-красками, которые она бросала, создавая свои полотна стихов. Их романтические отношения продолжались до 1916 года; результатом стал цикл стихов «Подруга».
Позже эту связь Марина описывала как «первую катастрофу в своей жизни». Подводя итог этим событиям в 1921 году напишет: Любить только женщин (женщине) или только мужчин (мужчине), заведомо исключая обычное обратное — какая жуть! А только женщин (мужчине) или только мужчин (женщине), заведомо исключая необычное родное — какая скука».
Марина с детства увлеклась поэзией, и она стала занимать все её время. И надо сказать, что её первые опыты с напечатанием сборника стихов не прошли мимо любопытного читателя. Им оказался Волошин и посланное ею желание, чтобы Валерий Брюсов, на тот момент признанный мэтр символистов с ним ознакомился. Позднее она отказалась от того, что сама посылала свое желание В. Брюсову. Тот дал свои замечания, которые ей не понравились. В итоге вражда и неприязнь. Марина была со своенравным характером, рано оставшись без воспитания матери, которая умерла от туберкулеза. Что можно сказать о воспитании детей отцом. Ей была дана зеленая дорога с которой Марина до конца своей жизни не свернула.
Младшая дочь, с которой у Марины не было контакта умудрилась в голодное время съесть целый кочан капусты и теперь, когда Марина выходила из дома она просто привязывала свою дочь веревками к стулу.
В одной из своей поэм, которую она считала лучшим своим творением «Молодец» Марина попыталась как-то оправдать свое поведение. Но самообман ей не приносил покоя. Сны возвращали ее к тому, что случилось в реальности. Её безразличие к девочке, которой было уже три года.
Среди увлечений Цветаевой был и актер и режиссер Завадский Юрий. Страсть к нему вспыхнула в 1918 году. Циклы стихотворений «Братья» написаны под впечатлением этих отношений. Они закончились через год. Марина не испытала ответного чувства, того, что ждала от актера. Актер был влюблен в самого себя.
В 1992 году стихотворение Цветаевой «Моим стихам», написанное на стене одного из зданий в центре Лейдена (Нидерланды), открыло культурный проект «wall poems». Любопытно, что последним 111-м поэтом, чьи стихи сделали в Лейдене памятником, стал Федерико Гарсиа Лорка, чьими переводами Цветаева занималась в последние годы жизни.
Музей Цветаевой находится на улице Сретенка в Москве, также в Болшево, Александрове Владимирской области, Феодосии, Башкортостане. Памятник поэтессе установлен на берегу реки Ока в городе Таруса, а также в Одессе.
В эмиграции в рассказе «Хлыстовки» она напишет о своем желании: «Я хотела лежать на тартуском хлыстовском кладбище под кустом бузины, в одной из тех могил с серебряным голубем, где растет самая красивая и крупная в наших местах земляника. Но, если это несбыточно, если не только мне там не лежать, но и кладбища того уже нет, я бы хотела, чтобы на одном из тех холмов, которыми Кирилловны шли к нам в Песочное, а мы с ним в Тарусу, поставили, с тарусской каменоломни, камень: «Здесь хотела бы лежать Марина Цветаева». Ей же принадлежат слова: «Здесь, во Франции, и тени моей не останется. Таруса, Коктебель, да чешская деревня– вот места души моей».
В поэме «Молодец», пыталась оправдать свое детоубийство. Повесилась на деревянной балке 31. 08. Елабугу (на реке Каме)1941 в хозяйственном доме Бродельщиковых, куда вместе с сыном была определена на постой. Помогая Марине собирать чемодан, ее друг, Борис Пастернак, пошутил про взятую им веревку для перевязки чемодана (что она крепкая, хоть вешайся). Именно на этой злополучной веревке, как передали Борису Пастернаку она повесилась; воткнула гвоздь в стену и могла себя освободить, но не сделала этого; перед тем как она повесилась она поругалась со своим сыном.
Точное расположение её могилы неизвестно. На той стороне кладбища, где находится её затерявшаяся могила, в 1960 году сестра поэтессы, Анастасия Цветаева «между четырех безвестных могил 1941 года» установила крест с надписью: «В этой стороне кладбища похоронена Марина Ивановна Цветаева». В 1970 году на этом месте было сооружено гранитное надгробие. Будучи в возрасте за 90 лет, сестра стала утверждать, «что надгробие находится на точном месте захоронения Цветаевой и все сомнения являются всего лишь домыслами».
С начала 2000-х годов место расположения гранитного надгробия, обрамлённое плиткой и висячими цепями, по решению Союза писателей Татарстана именуется «официальной могилой М. И. Цветаевой.
В экспозиции Мемориального комплекса М. И. Цветаевой в Елабуге демонстрируется карта участка Петропавловского кладбища с указанием двух «версионных» могил Цветаевой — по так называемой «чурбановской» и «матвеевской» версии. Среди литературоведов и краеведов единой доказательной точки зрения по этому вопросу до сих пор нет.
В 1990 году патриарх Алексий 11 дал благословение на отпевание Цветаевой. Основанием послужило прошение к патриарху группы верующих, включая сестру Анастасию Цветаеву и диакона Андрея Кураева.
Свидетельство о публикации №222081900525