Авиа-Армейская Жизнь-11. Употребление спиртнoго...

     Открываю почти военную тайну, - в авиации «употребляют» не только пиво. Люди в процессе своей авиационно-армейской жизнедеятельности, так сказать, могут выпить, напиться в усмерть, упиться в стельку, нажраться по свински, нализаться в зюзю. И это только цензурные глаголы... Военные же люди, особенно в Авиации, согласно армейско философическому словосплетению, - «употребляют спиртные напитки». То ли молодые лейтенанты выпили немного вина в холостяцком общежитии, вдохнув послеучилищной свободы, и попались зоркому замполиту, то ли зрелые капитаны нализались в зюзю в гаражах. При разборках, в приказах по наказанию кого попало, это всегда звучало казённо привычно и однообразно – «употребление спиртных напитков».

     Водку в Авиации пьют, как и везде. Но в Авиации бывает ещё и спирт. И это отдельная песня. Спирт применяется на самолётах, как техническая жидкость, - для охлаждения некоторых агрегатов, для борьбы с обледенением. И применяется в довольно ощутимых объёмах. Это не то, что часто на технике используется «для протирки».

     Есть самолёты, на которых спирт вообще не используется. Есть такие, на которых используется вполне «скромно». Но есть и такие самолёты, на которых спирт просто «рекой льётся».

     Вот МиГ- 23 иногда называют «сухим», - там не используется спирт. Не повезло, в определённом смысле, тем, кто имел дело с МиГ-23. На Як-28П тоже не было спирта, но выручала спарка, ведь в каждой эскадрилье была хотя бы одна. На Як-28У спирт использовался для охлаждения тормозов. Конечно, его выходило немного. Но, кому надо, - хватало. На Су-27 спирта было немного, - всего пять литров, он применялся как противообледенительная жидкость для удаления льда с передней части фонаря лётчика. И, хотя, обледенение фонаря происходило довольно редко, спирт списывался в каждом полёте. Лётчик всего лишь должен был записать в журнале, что выполнил «десять нажатий» для борьбы с обледенением. И это правило соблюдалось строго и за этим все строго следили.

     А вот был самолёт МиГ-25! Его иногда называли «гастроном», столько там было спирта. Он там использовался сотнями литров. В самолётном укрытии спирт хранился в бочках. Использовался и чистый, 96-и градусный, и 50-и процентный – масандра, был ещё и 30-и процентный – султыга. Авиационный спирт и его «производные» часто называли «шилом». От полков, где были МиГ-25, просто исходила спиртовая аура. Спирт, можно сказать, - лился рекой. Он был у многих. И у техников, и у лётчиков, и у остальных «причастных». Спирт был своеобразной валютой. На него выменивали что угодно. От бытовой техники до строительных материалов. Рассчитывались за разные услуги и работы. Спирт был головной болью жён и командиров. Солдаты тоже имели к нему доступ, это тоже было проблемой. Непростая жизнь в связи с этим была в полках, где были МиГ-25!

     Ходило много занимательных историй, связанных с «изобилием» этого чудного напитка. Мой знакомы, летавший на МиГ-25 в Запорожье, жаловался как-то, что, если раньше единицей расчёта была бутылка спирта, то потом стала трёхлитровая банка. А другой знакомый рассказывал, как в Ростове, где тоже базировались МиГ-25, при посещении однокашника видел, как техник на аэродроме стирал грязный комбез в спирту. И рассказал «страшную» историю о том, как однажды был свидетелем «чудовищной» картины смывания спиртом в унитазе за отсутствием воды. Может это «гротеск», но можно и допустить такое при изобилии «продукта».

     На Су-27 спирта было, вроде, и не много, всего пять литров для противообледенительного омывания фонаря, но его хватало всем. Как помню, в Гудауте спирт в полку особых проблем не вызывал. По субботам в эскадрильском классе делили между лётчиками этот напиток из двадцати литровой канистры. Техники делили у себя. В пяти литровом самолётном бачке спирт находился практически неменяемым с завода, хотя каждый полёт эти пять литров добросовестно списывались на «обледенение». И неважно, - на улице была зима или лето, стояла июльская жара или лил холодный декабрьский дождь. Лично я ни разу не видел, чтобы на ЦЗ заправляли самолёт спиртом. А в самолёт спирт доливали редко, при разных работах. Спирт, я думаю, в самолётных бачках был долго неменяем и, конечно, для употребления был не очень. Мог пахнуть резиной и прочим. Его «ротация» шла в тиши капониров и кабинетов, в тихой аэродромной обстановке. Знаю хорошо, что зам по ИАС полка ездил в штаб Армии договариваться с кем надо, чтобы в наш полк приходил не абы какой спирт, а только пшеничный.

     Такие вот авиационно-спиртовые особенности.

*- на фото: - полевое застолье. Чукотка - 1982г.

       - фото автора.

08.06.2022 - Севастополь.

Продолжение: - http://proza.ru/2022/08/22/386


Рецензии
Прочитал - польза не только в расширении кругозора.
А вот как было однажды: http://proza.ru/2022/05/14/1726
С уважением,

Николай Прощенко   26.01.2024 21:54     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.