Авиа-Армейская Жизнь-11. Употребление спиртнoго...
Водку в Авиации пьют, как и везде. Но в Авиации бывает ещё и спирт. И это отдельная песня. Спирт применяется на самолётах, как техническая жидкость, - для охлаждения некоторых агрегатов, для борьбы с обледенением. И применяется в довольно ощутимых объёмах. Это не то, что часто на технике используется «для протирки».
Есть самолёты, на которых спирт вообще не используется. Есть такие, на которых используется вполне «скромно». Но есть и такие самолёты, на которых спирт просто «рекой льётся».
Вот МиГ- 23 иногда называют «сухим», - там не используется спирт. Не повезло, в определённом смысле, тем, кто имел дело с МиГ-23. На Як-28П тоже не было спирта, но выручала спарка, ведь в каждой эскадрилье была хотя бы одна. На Як-28У спирт использовался для охлаждения тормозов. Конечно, его выходило немного. Но, кому надо, - хватало. На Су-27 спирта было немного, - всего пять литров, он применялся как противообледенительная жидкость для удаления льда с передней части фонаря лётчика. И, хотя, обледенение фонаря происходило довольно редко, спирт списывался в каждом полёте. Лётчик всего лишь должен был записать в журнале, что выполнил «десять нажатий» для борьбы с обледенением. И это правило соблюдалось строго и за этим все строго следили.
А вот был самолёт МиГ-25! Его иногда называли «гастроном», столько там было спирта. Он там использовался сотнями литров. В самолётном укрытии спирт хранился в бочках. Использовался и чистый, 96-и градусный, и 50-и процентный – масандра, был ещё и 30-и процентный – султыга. Авиационный спирт и его «производные» часто называли «шилом». От полков, где были МиГ-25, просто исходила спиртовая аура. Спирт, можно сказать, - лился рекой. Он был у многих. И у техников, и у лётчиков, и у остальных «причастных». Спирт был своеобразной валютой. На него выменивали что угодно. От бытовой техники до строительных материалов. Рассчитывались за разные услуги и работы. Спирт был головной болью жён и командиров. Солдаты тоже имели к нему доступ, это тоже было проблемой. Непростая жизнь в связи с этим была в полках, где были МиГ-25!
Ходило много занимательных историй, связанных с «изобилием» этого чудного напитка. Мой знакомы, летавший на МиГ-25 в Запорожье, жаловался как-то, что, если раньше единицей расчёта была бутылка спирта, то потом стала трёхлитровая банка. А другой знакомый рассказывал, как в Ростове, где тоже базировались МиГ-25, при посещении однокашника видел, как техник на аэродроме стирал грязный комбез в спирту. И рассказал «страшную» историю о том, как однажды был свидетелем «чудовищной» картины смывания спиртом в унитазе за отсутствием воды. Может это «гротеск», но можно и допустить такое при изобилии «продукта».
На Су-27 спирта было, вроде, и не много, всего пять литров для противообледенительного омывания фонаря, но его хватало всем. Как помню, в Гудауте спирт в полку особых проблем не вызывал. По субботам в эскадрильском классе делили между лётчиками этот напиток из двадцати литровой канистры. Техники делили у себя. В пяти литровом самолётном бачке спирт находился практически неменяемым с завода, хотя каждый полёт эти пять литров добросовестно списывались на «обледенение». И неважно, - на улице была зима или лето, стояла июльская жара или лил холодный декабрьский дождь. Лично я ни разу не видел, чтобы на ЦЗ заправляли самолёт спиртом. А в самолёт спирт доливали редко, при разных работах. Спирт, я думаю, в самолётных бачках был долго неменяем и, конечно, для употребления был не очень. Мог пахнуть резиной и прочим. Его «ротация» шла в тиши капониров и кабинетов, в тихой аэродромной обстановке. Знаю хорошо, что зам по ИАС полка ездил в штаб Армии договариваться с кем надо, чтобы в наш полк приходил не абы какой спирт, а только пшеничный.
Такие вот авиационно-спиртовые особенности.
*- на фото: - полевое застолье. Чукотка - 1982г.
- фото автора.
08.06.2022 - Севастополь.
Продолжение: - http://proza.ru/2022/08/22/386
Свидетельство о публикации №222082100205
А вот как было однажды: http://proza.ru/2022/05/14/1726
С уважением,
Николай Прощенко 26.01.2024 21:54 Заявить о нарушении