Колумб Замоскворечья. Театр Александра Островского
«Москва расстилалась просторно, с рекой, садами, церквами и, казалось жила своей жизнью, трепеща как звездами, куполами красными, зелеными, розовыми, синезвездными, золотыми маковками… Недаром говорят о московских церквах – сорок сороков. « Наполеон с Поклонной горя видел трепетание жизни в городе и чувствовал как бы дыхание этого большого и красивого тела. «Этот азиатский город с бесчисленными церквами, Москва, святая их Москва! Вот он, этот знаменитый город!,- думал он». Такие мысли о Москве одолевали Наполеона волей Льва Толстого в романе «Война и мир».
Парадная часть города начинается от Кремля и кружит улицами Тверской, Петровкой, Неглинкой, с дворянскими барскими особняками, утонувшими в садах, Кузнецким мостом, где , как говорится в пьесе Грибоедова «Горе от ума», располагались модные французские лавки, английские магазины, привлекавшие московских модниц.
За Москвой-рекой, что плавно течет под стенами Кремля, располагается Замоскворечье, страна «до сих пор не изведанная и не описанная», как говаривал когда-то «Колумб Замоскворечья» великий русский драматург Александр Николаевич Островский.
В своих «Записках замоскворецкого жителя» Островский , коренной житель этой неизведанной страны, писал: «До сих пор известно только положение этой страны, что же касается до обитателей ее, образа их жизни нравов, языка, обычаев, степени образованности – все это покрыто мраком неизвестности».
Он, конечно, написал это с известной долей юмора, потому, что Замоскворечье считалось местом, где селилось, в основном, купеческое сословие, которое к середине девятнадцатого века все больше завоевывало популярность и обретало силу.
Замоскворецкие улицы и переулки населены образами героев пьес Островского, говорят языком местных жителей. Сыпят шутками и прибаутками, на которые были горазды бесчисленные свахи и странницы, купеческие жены и приказчики, словом жители этой « неизведанной страны».
Александр Николаевич Островский родился в Москве 31 марта 1823 года в Замоскворечье…в доме диакона церкви Покрова Богородицы, что в Голиках. Церковь стояла на том месте, где сейчас стоит памятник драматургу.
Островскому было два года, когда на Сенатской площади потерпело поражение восстание декабристов, а год спустя в Москву с фельдъегерем доставили Пушкина перед суровые очи нового царя, Николая I.
Островскому было пять лет, когда в Университетском пансионе появился воспитанник Мишель Лермонтов, а в Москве последний раз проездом побывал автор гениальной комедии «Горе от ума» Александр Грибоедов, блестящий дипломат, благодаря которому Россия заключила с Персией, где он был послом, знаменитый Туркманчайский мир и где он погиб, зверски растерзанный толпой фанатиков-мусульман.
Островскому было восемь, когда, хоть и в сильно испорченном цензурой виде на сцене Малого театра был сыгран спектакль по пьесе Грибоедова.
Островскому было тринадцать, когда в Москве прошла премьера пьесы Николая Гоголя «Ревизор», когда закрыли журнал «Телескоп», когда началось гонение на умнейшего человека своего времени Петра Чаадаева, друга Пушкина. Островский был как бы косвенным свидетелем этих, важных для России событий, но он еще не знал, что гонение и недовольство императора коснется и его самого, что ему придется много перетерпеть и испытать прежде, чем он станет тем, кем мы его знаем, великим русским драматургом. Бытописателем русской жизни.
Все эти события касались России просвещенной, круга образованного, дворянского. Островский жил как будто в другой Москве, в другом мире и далеко было то время, когда эти два мира могли сойтись и найти общий язык.
Драматург родился и вырос в самобытном и обособленном уголке города- Замоскворечье, где уже к пяти часа были наглухо заперты тяжелые ворота и с заходом солнца все погружалось в тяжелый беспробудный сон…
Здесь, на каждой улице, в каждом закоулке гудели в праздник колокола многочисленных церквей и церквушек. Островский принадлежал по рождению к небогатому духовенству. Правда, отец его, Николай Федорович выбился из семинаристов в чиновники, закончив Московскую духовную академию. Николай Федорович был страстный книгочей, и для своего времени просвещенный и культурный человек. За всю жизнь он собрал довольно внушительную библиотеку, которая потом стала предметом вожделения и увлечения его старшего сына Александра.
Литература станет частью души этого одаренного ребенка.
Отец, увлекшись светскими науками, упорным трудом, чувством долга и своей целеустремленностью добился за время службы( после окончания Академии его определили в общее собрание Московских департаментов Сената) повышения в чинах и впоследствии произведением его в потомственное дворянство. Но это было гораздо позже.
А если взглянуть поглубже в родословную писателя, то мы узнаем, что родом его предки были из костромской земли и позже, уже относительно разбогатев, отец драматурга купит именно под Костромой имение «Щелыково», которое так полюбит Александр Николаевич, и где будут ему навеяны среди роскошной русской природы многие темы его волшебных пьес-сказок.
9 апреля 1820 года Николай Федорович обвенчался с скромной, пригожей собой Любови Ивановне Саввиной, сестре его приятеля, дочери просвирни и пономаря, дедом мальчика по отцу тоже был священник.
Поселились молодые за Москвой –рекой, в доме диакона, в трех комнатах, где у них родилось несколько детей, но никто из них до года не дожил. Остались только сестра Наташа, годом младше Александра и два брата Михаил и Сергей.
После смерти последнего ребенка, снова беременная, Любовь Ивановна поклялась: если родится сын, назвать его именем Александр, заключавшим в себе силу и мужество. Так и случилось. Старший мальчик родился крепенький, через несколько дней его крестили тут же, рядом с домом, в церкви Покрова Богородицы и стал расти в Замоскворечье обыкновенный мальчишка… И, казалось, ничто не предвещало его великого предназначения… А может чуяло только материнское сердце…
Мальчик играл на пыльной и тихой Малой Ордынке, смотрел, как по праздникам, разряженные в цветастые шали, отправлялись в церкви в сопровождении мужей купеческие семейства средней руки, барышни в чепчиках, скромные мещаночки, приказчики в поддевках, чиновники во фраках в обтяжку… Словом, простой люд.
Закисшая, косная, окаменевшая в своих формах жизнь, особливые ее нравы, чудачества и предрассудки окружали Островского с той ранней поры, как он начал помнить себя.
Между тем, усилиями отца, семейство повышало свое благосостояние.
Отец купил несколько домов на Житной улице, на окраине Замоскворечья, дальше была только Зацепа, стал их благоустраивать.
Когда Александру не было еще девяти лет, от тяжелых родов скончалась их мать Любовь Ивановна. Николаю Федоровичу одному предстояло воспитывать троих сыновей и дочь. Он был страшно занят. Дети были предоставлены приходящим учителям, но в то время на хорошее домашнее воспитание в этом кругу рассчитывать было нечего. Отец отдал Александра в Московскую губернскую гимназию, годом позже получившую название «Первой московской».
Окончание первой московской гимназии с успехом давало возможность молодому человеку без экзаменов поступить в московский университет.
В 1840 году, по настоянию отца, Островский поступает в Университет на юридический факультет, вопреки своему желанию обучаться истории и литературе. В этот период он «влюбляется в театр» « Я зазнал московскую труппу с 1840 года»,- напишет он в своем дневнике.
Через два года он покидает университет и поступает на службу в Московский Совестный суд, основанный еще в восемнадцатом веке, и который располагался около Воскресенских ворот, рядом с долговой ямой.
Вскоре Александр Островский переводится в Коммерческий суд.Служба в суде была очень тяжелым периодом в жизни будущего литератора, хотя там он приобрел бесценный опыт, пригодившийся при написании многих его будущих пьес, и, конечно, своей первой настоящей пьесы, до сих пор считающегося шедевром - пьесы «Банкрот, или Свои люди, сочтемся». По поводу своей службы в суде сам драматург писал, что не побывав в такой передряге, пожалуй, не написал бы своего «Доходного места», да и многих других пьес.
Во время службы в суде «влюбленность Островского в театр перерастает в настоящее крепкое чувство. В эти годы он часто посещает кофейню Печкина – приют артистов, молодых литераторов. Здесь и происходит знакомство с актерами Малого театра, ставших впоследствии друзьями и единомышленниками драматурга.
В 1847 году Островский пишет свою первую пьесу «Картина семейного счастья», которая была опубликована в «Московском городском листке» и получила поддержку и одобрение многих известных писателей тех лет. С этого момента Александр Николаевич Островский окончательно поверил в свое призвание и последующую жизнь связывает только с литературой.
Иван Сергеевич Тургенев, вспоминая первые выступления Островского в литературе, скажет: «Он начал необыкновенно».
А когда Островский прочитал свою пьесу на вечере у профессора университета Шевырева, то получил такую похвалу: « Поздравляю вас, господа, с новым светилом в отечественной литературе!» Похвала Шевырева и его гостей произвела на Островского, тогда совсем еще юношу, такое впечатление, что он через сорок лет! в декабре 1885 года, записал в своем дневнике: « Самый памятный день для меня в моей жизни: 14 февраля 1847года. С этого дня я стал считать себя русским писателем…»
В 1849 году он пишет свое гениальное по новизне и свежести произведение, пьесу «Банкрот, или Свои люди, сочтемся и печатает ее в с помощью Погодина, Главного редактора журнала «Москвитянин» на его страницах. Погодину пришлось приложить немало усилий, чтобы преодолеть жестокую цензуру, но когда пьеса была напечатана, прочитав ее император Николай I написал: « Напрасно печатано, играть же вовсе запретить!».
Пьеса все же была поставлена на театре, но только спустя 11 лет, уже после смерти императора.
Одоевский так отозвался об этой пьесе: «У нас на Руси три трагедии: «Недоросль», «Горе от ума», «Ревизор». Теперь появилась четвертая – «Банкрот».
Чем ценна эта пьеса? Она показывает эволюцию купеческого сословия, начиная с первоначальных накоплений, низкого уровня культуры, грубых обманов, плутовства, хищничества и семейного деспотизма. Девиз купцов того времени- «Не обманешь, не продашь!».
Это купеческое «Горе от ума» или купеческие « Мертвые души»,- так отозвался о «Банкроте» Писемский.
А в 1851 году Островский, надеясь на литературный заработок и журнальный доход, пишет прошение об отставке в Коммерческий суд и уходит на должность редактора журнала «Москвитянин».
Островский был как бы предвестником разночинной демократической среды, из которой выйдут позже и Добролюбов и Чернышевский, Помяловский.И многие другие.
В пятидесятые годы царил литературный, цензурный террор Николая Павловича. Страх, преследовавший его всю жизнь, с первой минуты царствования, под конец жизни, после поражения в Крымской войне распространился и на литературу. На сцене играть было нечего, кроме пустых водевилей и комедий-переделок.
В 1853 году Островский пишет пьесу «Не в свои сани не садись» в бенефис актрисы Малого театра Никулиной –Косицкой.
Несмотря на то, что в пьесе тоже присутствуют элементы деспотизма, самодурства отца Дуни купца Русакова, противящегося ее браку с легкомысленным вертопрахом Вихоревым, рациональное зерно тут все же есть. Это не слепое самодурство – «Прокляну, лишу наследства», а зарождающийся принцип сохранения и умножения капитала, продолжение дела.
Бенефис состоялся на сцене Большого Петровского театра, тогда не было еще четкой разделительной грани – театр оперы и балета и драматический театр, спектакль имел успех и понравился Николаю I, который сказал, что это не пьеса, а урок… Пример для подражания детям - послушание и покорность воле родителей.
Следующие несколько пьес «Бедность не порок»- 1854, 1855 – «В чужом пиру похмелье» также имели успех, а его пьеса «Доходное место» написанная в 1857 году была как бы окончательным отходом от славянофильства, и начинала третий период его творчества, если можно так выразиться. Первый- герои отрицательные, раскритикованные автором, второй- положительные, а третий период, начавшийся «Доходным местом» - это уже сплав характеров, целая галерея образов, сознательно и бессознательно протестующих против «Темного царства», по выражению Добролюбова.
Драматург вышел на свою дорогу и этапным итогом этих периодов стала его пьеса «Гроза» ,премьера которой состоялась 16 ноября 1859 года в Малом театре, а в декабре в Александринском.
В сентябре 1860 года Островскому за эту пьесу была присуждена премия Академии наук.
«Гроза» гремит над Москвой!»,- так восклицали и зрители и критики после этого спектакля, как бы действительно, мощным ударом грома заставившим задуматься над бытием, воспротивиться злым силам, тупости и злости. В это время у Островского начал развиваться роман с актрисой Любовью Павловной Никулиной-Косицкой…И главную героиню пьесы Катерину он тоже писал для Никулиной –Косицкой.
Надо сказать, что эта роль принесла славу многим русским актрисам. В Петербурге Катерину сыграла Фанни Снеткова, прабабушка известной ленинградской балерины пятидесятых годов Татьяны Вечесловой,
А позже, в Москве, в Малом театре в «Грозе», пьесе, где действовала, боролась, страдала и радовалась истинно русская душа особенно любимой была впоследствии роль Катерины для великой актрисы Гликерии Николаевны Федотовой; роль, которую она играла с семнадцати лет в течение всей своей сценической жизни- тридцать пять лет. В образе Катерины счастливым образом соединилась и натура, и характер самой Федотовой, русской женщины, величавой, мужественной, гордой и страстной...
И слова, которые произносит Катерина в одном из монологов, могла бы сказать о себе и сама Федотова:” А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так и не стану, хоть ты меня режь...!”
Шестнадцатилетняя Луша Познякова, в замужестве Федотова, была принята в труппу Малого театра в сезон 1862 - 1863 года и жила в мире пьес Островского до конца своей жизни.
В восьмидесятые годы актриса Пелагея Стрепетова, с невыигрышной для сцены плохой фигурой, но необыкновенным голосом, глазами, темпераментом была словно создана для воплощения героинь в таких пьесах как «Гроза» Островского и «Горькая судьбина» Писемского, рассказывающих о несчастной подневольной женской доле.
У актрисы была тяжелая, несчастливая судьба. Она металась по провинции, несколько раз ее принимали на службу в императорский Александринский театр. Островский помог ей уверовать в себя, защищал от несправедливых гонений дирекции театра, обещал взять ее в Малый театр, когда его назначат Директором театра. В 1884 году он написал для ее бенефиса пьесу «Не от мира сего». Она считала Островского своим другом и защитником, полагалась на его помощь. Но ничего из этого не вышло. Драматург умер, не успев даже толком начать свою долгожданную деятельность в театре.
К семидесятым годам драматург накопил огромные творческие запасы. Меняются герои его пьес, как меняется эпоха. На сцену, вместо купцов-самодуров выходят представители разоряющегося дворянства. Отмена крепостного права изменила стиль жизни помещиков, вызвала к жизни таких героев как Васильков в «Бешеных деньгах», за которым позже последует Лопахин Чехова… Новые люди, внесут свои изменения в устоявшийся косный эгоистичный быт. Это отображено в пьесах »Лес», «Волки и овцы», «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые».
В 1878 году Островский создает пьесу, которой суждена долгая и сценическая и кинематографическая жизнь- «Бесприданницу»!
Рассказ о судьбе девушки, для которой выход в жизни только один – замужество. Если нет денег на приданое- идти в гувернантки или в содержанки к богатеям.Такова судьба Ларисы. Ее жизнь – это трагедия красивой умной девушки, обманутой возлюбленным и разыгранной в орлянку двумя богатыми купцами Кнуровым и Вожеватовым. От позора ее избавил Юлий Карандышев, мелкий чиновник, хотевший жениться на ней, но потом, в ослеплении ревности и обиды, убивший ее. Последние слова умирающей Ларисы- слова благодарности Карандышеву, так как он избавил ее от позора быть содержанкой, избавил от постылого замужества и избавил ее от жизни, которая ничего хорошего ей не сулила.
Особенного успеха пьеса на сцене не имела. Только в 1896 году актриса Вера Комиссаржевская сумела раскрыть образ Ларисы Огудаловой, войдя в историю русского театра, как лучшая исполнительница этой роли.
Позже Максим Горький в одной из своих пьес скажет: Все женщины актрисы. Русские женщины преимущественно трагические актрисы. Все героинь хотят играть».
«Бесприданница отличалась от всех других пьес Островского, выходила за рамки бытовой драмы. Тонкий знаток и психолог женской души, Островский в середине 70-х годов пишет ряд пьес, центральное место в которых занимает женский характер, перед силой которого он преклоняется. Он возносит своих героинь на некий пьедестал, повергнуть с которого их под силу только смерти, а не жизненным обстоятельствам: « Последняя жертва», «Бесприданница», «Сердце не камень» «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые»).
Островский пережил императора Николая I, Александра II , при императоре Александре III прожил пять лет.
Островский создал около сорока семи оригинальных пьес, семь – совместно с другими авторами, например с Соловьевым «Светит, да не греет» и др. Сделал 22 перевода с иностранных языков.
Своими пьесами Островский довершил дело создания русского национального самобытного театра, начатое Фонвизиным, Грибоедовым, Пушкиным, Гоголем. Гончаров к тридцатипятилетнему творческому юбилею Островского сказал: «Вы совершили все, что надо было совершить великому таланту. После вас, мы, русские, можем сказать: « У нас есть свой русский национальный театр, и он называется театром Островского».
Свидетельство о публикации №222082301682